Электроэнергетика России в период кризиса

Опубликовано: 5 мая 2009 г. в 16:35, 2738 просмотров2 комментария

Рассмотрены неотложные меры в российской электроэнергетике, позволяющие сгладить кризисные явления и создать условия для надежного и эффективного электроснабжения в последующий период. На основании отраслевых показателей за новейшую историю России сделан вывод о том, что энергетическая отрасль отброшена на 25-30 лет от уровня, который она имела в 1990 г. В то же время в ряде ведущих государств предприняты серьезные меры по развитию национальных энергокомплексов. В настоящее время еще сохраняется возможность исправить положение, поскольку в собственности государства находится треть генерирующих мощностей, основные электрические сети и диспетчерское управление. Сформулированы первоочередные проблемы, требующие государственной поддержки, и мероприятия по их реализации.

Ключевые слова: электроэнергетика; кризисные явления; эффективное электроснабжение; отраслевые показатели; развитие национальных энергокомплексов; государственная поддержка; первоочередные проблемы.

Впериод системного кризиса, влияющего на благосостояние граждан, одними из важнейших задач государства являются:

  • обеспечение социальной стабильности общества;
  • исключение действий, вызывающих снижение ВВП;
  • создание предпосылок для подъема экономики.

Конечно, столь универсальные задачи должны быть конкретизированы по секторам экономики и ведущим отраслям. Это позволяет упростить анализ предложений для компетентного выбора оптимальных мер и принятия реальных шагов для достижения цели.

В России из-за климатических условий и обширной территории особое место в решении столь сложных проблем занимает электроэнергетика, являющаяся основой системы жизнеобеспечения страны, определяющей саму возможность функционирования систем теплоснабжения и водоснабжения; трубопроводного и железнодорожного транспорта; средств связи; обработки информации и диспетчерского управления гражданских и оборонных отраслей. В современном обществе электроэнергия является мгновенно используемой незаменимой услугой для жизни и труда граждан, прекращение подачи которой по последствиям аналогично крупнейшим техногенным катастрофам.

Непрерывность поставок электроэнергии, приемлемые тарифы, возможность подключения новых потребителей — именно эти критерии определяют сегодня зону ответственности национального энергокомплекса за социальную стабильность и выход страны из кризиса.

Однако следует объективно признать, что реформированная по дезинтеграционным принципам российская электроэнергетика вышеперечисленные задачи выполнить не сможет по следующим причинам.

  1. Единые вертикально-интегрированные региональные энергокомплексы разделены на несколько энергокомпаний даже в стратегических субъектах РФ (Москва, С.-Петербург, топливодобывающие регионы: Тюмень, Кузбасс, Красноярск и т.д.).
  2. В Уставах новых энергокомпаний утверждена одна цель — получение прибыли. Ответственность Советов Директоров и Исполнительных органов энергокомпаний за надежность электроснабжения национальных потребителей полностью отсутствует.
  3. Сотни электросетевых и энергосбытовых компаний через систему «котловых» тарифов и посреднические услуги повышают стоимость электроэнергии для потребителей. Так например, на Дальнем Востоке доля гидроэнергетики доведена почти до 50%, однако вместо снижения стоимость электроэнергии для промышленности с 1999 г. увеличилась в 8 раз, составляя в самом теплофикационном регионе страны — Хабаровском крае — 10 цент/(кВт?ч), что на 30% выше среднего тарифа в США (рис. 1).
  4. Финансирование НИОКР практически не осуществляется, и это несмотря на отставание по основным технологиям и оборудованию на 10-15 лет от зарубежного уровня. Массовое использование зарубежного оборудования на новых ТЭС ведет к росту стоимости строительства и увеличивает затраты на техническое обслуживание на весь период эксплуатации.
  5. Производственные мощности машиностроительного и строительно-монтажного комплексов дезинтегрированы до уровня кратно ниже необходимого. В результате инвестиционная программа2006-2010гг. будет выполнена лишь на одну треть, что не позволит после окончания кризиса форсированно поднять экономику, имеющую с 2006 г. ежегодное снижение ВВП на 1500 млрд руб. из-за недостатка энергомощностей (см. таблицу).
Отраслевые показатели за новейшую историю России
Наименование Единица измерения 1990 г.  2007 г.  Показатели аналогичные 2007 г.  Результат сравнения
Технологические ограничения мощности млн кВт 12,0  28,0  не было в период 1946-1990 г.  Выведено из баланса 16,0 млн кВт энергомощности
Потенциал ввода новых энергомощностей млн кВт/год 4,9  2,2  1959 г.  Не обеспечивается выполнение программы 2006-2010 гг. (ввод 31,5 млн кВт)
Специализированные ремонтные предприятия численность персонала 40 000  7 000  1952 г.  Не обеспечена готовность к плановым и аварийным ремонтам
Износ основных фондов % 40,6  56,4  1947 г.  Снижена надежность электроснабжения потребителей
Потери электроэнергии в электрических сетях % млрд кВт•ч 8,2 82,0  14,0 112,0  1946 г.  Потеря равна годовому приросту потребления электроэнергии
Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии т у.т./(кВт•ч) 311,9  333,5  1976 г.  Из-за снижения отпуска тепла ТЭЦ перерасход 5 млрд куб. мгаза
Коэффициент использования мощности % 57,2  51,9  не было в период 1946-1990 гг.  Равнозначно потере 10 млн кВт новых энергомощностей
Тариф для промышленных потребителей цент/(кВт•ч) 1,2  5,7  не было в период 1946-1990 гг.  Снижается конкурентоспособность отечественных товаров
Финансирование НИОКР млн долл. 150  10  1950 г.  Потеряно 10 лет для развития передовых технологий
Доля отечественного оборудования в новых проектах % 99,0  35,0  1940 г.  Угроза энергетической безопасности
Доход топ-менеджеров, среднеотраслевая оплата труда превышение в 3-5 раз в 70-100 раз не было в период 1946-1990 гг.  Десятикратный рост расходов на управление

Приведенные в таблице данные показывают, что отрасль отброшена на 25-30 лет от уровня, который она имела в 1990 г. Третий энергокомплекс мира фактически превращен в конгломерат третьеразрядных компаний. Мы потеряли даже возможность надеяться на какую-либо паузу для ликвидации отставания. Дальнейшее промедление с консолидацией активов отрасли и подъемом энергомашиностроения не позволит создать эффективный отечественный бизнес, работающий в конкурентных условиях внешнего и внутреннего рынка.

В это же время наши потенциальные конкуренты согласно решений первых лиц государств и правительств в Азии, США, Европе предприняли беспрецедентные меры по развитию национальных энергокомплексов:

  1. в США в 2001 г. остановлены либеральные реформы в электроэнергетике. За период 2004-2007 гг. отработано уникальное законодательство по обеспечению приоритета надежности электроснабжения в рыночной экономике, в т.ч. установлен 30%-ный норматив резерва мощности. По разработке ведущих институтов «Сеть 2030 г.» реализуется амбициозная программа строительства «умных» электросетей XXI века Единой энергосистемы США — Канады — Мексики.
  2. в Европе в 2003-2008 гг. через корпоративные ме-гаслияния образованы финансово устойчивые энерготопливные компании мощностью и капитализацией в 8-10 раз выше послереформенных ОГК и ТГК. Это позволило RWE, E. ON Ruhrgas, ENEL, Fortum по демпинговым ценам скупить акции российских генерирующих компаний.
  3. в Китае с конца 90-х годов реализуется беспрецедентная программа строительства электростанций по типовым проектам при сокращении номенклатуры энергооборудования до нескольких единиц. Заказы для национальной промышленности размещают одновременно для нескольких каскадов ГЭС и групп ТЭС. В результате вводы энергомощностей в 30 раз превышают темп развития РАО «ЕЭС России» за 1998-2008 гг. при снижении удельных затрат в 1,5-2,0 раза.

Повсеместно либеральная модель рынка продаж электроэнергии по равновесной цене заменяется на модель «Единый покупатель», позволяющую усреднять тарифы и стимулировать инвестиции без сверхприбылей энергокомпаний.

По антикризисным мерам в Китае, США и в других странах сохранены (в ряде случаев увеличены) вложения в энергетическую инфраструктуру. Это загружает промышленность, строительство, транспорт, создавая условия для последующего подъема экономики на базе эффективной энергетики.

В настоящее время у нас еще остаются возможности исправить положение. В собственности государства находится треть генерирующих мощностей, основные электрические сети, диспетчерские управления. Наличие проправительственного большинства в парламенте, кратная девальвация фондового рынка позволяют провести оперативные меры по консолидации активов. Необходимы лишь воля государства как заинтересованного собственника и компетентный, дееспособный Центр для разработки и реализации необходимых решений.

К сожалению, Минэнерго России как общеотраслевой Центр ТЭКа с такой задачей справиться вряд ли сможет. Во-первых, электроэнергетика до сих пор находится в тени сложных проблем нефтегазовых отраслей; во-вторых, его ресурсы абсолютно недостаточны для антикризисных мер и тем более для достижения целей Энергетической стратегии; в-третьих, численность и состав электроэнергетического блока на порядок ниже министерств зарубежных стран и абсолютно не соответствуют ведущей роли электроэнергетики в «создании условий для достойной жизни и свободного развития человека» (Конституция РФ, ст. 7).

Представляется целесообразным на уровне Правительства РФ и Госсовета РФ обобщить отечественный и зарубежный опыт по эффективному управлению национальными энергокомплексами, выслушать мнения руководителей регионов, специалистов и ученых по выработке нормативных и исполнительных мер на государственном и корпоративном уровне, позволяющих использовать потенциал отрасли для быстрейшего преодоления кризиса.

Первоочередные проблемы, требующие государственной поддержки

  1. Нормативное закрепление прав и обязанностей, обеспечивающих надежность электроснабжения на государственном и корпоративном уровнях.
  2. Создание укрупненных вертикально-интегриро-ванных энергокомпаний с потенциалом на уровне крупнейших компаний мира, ответственных за энергоснабжение на обслуживаемых Федеральных Округах.
  3. Организация системы гарантийного технического обслуживания действующего энергооборудования, обеспечивающего ресурс работы на ближайшие 15-20 лет.
  4. Возрождение научного, конструкторского, технологического потенциала для развития отрасли на базе отечественного оборудования.
  5. Переход на модель рынка «Единый покупатель», позволяющую решать инвестиционные задачи без чрезмерного обременения российского бизнеса.

В итоге необходимо обеспечить:

  • организацию дееспособной структуры управления отраслью, позволяющей проводить эффективную политику в эксплуатации и развитии;
  • оптимизацию топливно-энергетического баланса, исходя из энергетической безопасности и народно-хозяйственной эффективности.

В этих условиях представляется целесообразным

1. Для обеспечения социальной стабильности

    1.1. Минимизировать рост тарифов на энергию на уровне динамики изменения доходов граждан.
    Создать систему независимой экспертизы расчетов энергокомпаний, представляемых в органы госрегулирования, и проверки их фактических затрат по всем статьям расходов. Внедрение системы оценки энергокомпаний по результатам противозатратной деятельности, обеспечивающей приближение к показателям лучших «эталонных» предприятий по всем видам энергетического бизнеса.
    1.2. Провести оперативно переаттестацию, а при необходимости — замену руководителей, что в кризисный
    период дает наиболее быстрый эффект. Для структур жизнеобеспечения (тем более в период кризиса) необходимо, чтобы их возглавляли лучшие топ-менеджеры — энергетики, имеющие положительный опыт руководящей работы, способные эффективно управлять текущей надежностью и развитием энергокомпаний и умением организовать предотвращение, локализацию и устранение системных и объектовых аварий.
    1.3. Организовать пересмотр Уставов энергокомпаний, образованных при реформировании РАО «ЕЭС России», в части закрепления приоритета надежности и ответственности органов управления за стабильность поставки электроэнергии потребителям. За основу могут быть приняты Уставы энергокомпаний Башкирэнерго, Иркутскэнерго, Татэнерго (контрольный пакет в собственности регионов), в учредительных документах которых приоритет надежности — основная цель.
    1.4. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее ответственными и успешными собственниками контрольных и блокирующих пакетов региональных энергокомпаний являются муниципалитеты (Северная Европа), провинции (Канада), правительства земель (Германия). В США муниципалитеты владеют в среднем 15% акций энергокомпаний, в ряде штатов в их собственности блокирующие пакеты. В России эффективность управления региональными энергокомплексами в течение 17 лет убедительно продемонстрировали администрации регионов Татарии, Башкирии, Иркутска. К сожалению, 90% регионов, отвечая за социально-экономическое развитие, не владеют даже миноритарными пакетами акций энергокомпаний.
    В течение 2009 г. целесообразно провести через корпоративные процедуры передачу (продажу, обмен активами) не менее блокирующего пакета акций администрациям субъектов РФ. Эта работа уже проведена в 2008 г. в городах Москве и Санкт-Петербурге. В период кризиса для государства создались предпосылки, которые надо использовать для создания оптимальной структуры отрасли.
    1.5. Разработать комплекс мер по снижению рисков дестабилизации работы отрасли из-за неплатежей потребителей. Это связано с ростом убыточности предприятий, снижением доходов граждан и ослаблением административного ресурса сбытовых организаций, выделенных в отдельный бизнес. Эффективными мерами могут быть:
    - возврат к вертикально интегрированным компаниям; объединение сбытовых компаний регионов в единую структуру — Гарантирующий поставщик; передача контрольного пакета акций ответственным стратегическим инвесторам; проработка схем бартерных операций между взаимосвязанными хозяйствующими субъектами;
    - исключение случаев задержки распределения проведенных платежей и нарушения долевых соотношений между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями за счет унификации договорных отношений с банками;
    - безусловно абсолютную дисциплину оплаты энергии должны обеспечить Федеральные ведомства и предприятия муниципальной собственности.

2. Для предотвращения глубокого падения ВВП

    2.1. Использовать при начавшемся кризисе опыт правительства Е. М. Примакова по стабилизации в 1998-99 гг. тарифов для естественных монополий, тем более, что в настоящее время снизились цены на материальные ресурсы и услуги.
    2.2. Исключить превращение деятельности энергокомпаний в сверхприбыльный бизнес по модели свободного ценообразования. Расчеты экспертов показывают, что данная система рынка обременяет российский бизнес на 600 млрд руб. ежегодно. Большинство энергокомпаний в мире уже перешло к модели «Единый покупатель», дополнив ее оптимизационным эффектом, применяемым ранее в советской энергетике, что дает экономию миллиардов рублей. Российская централизованная электроэнергетика с нормативной базой технических характеристик фактически создана для этой модели.
    2.3. В случае углубления кризиса представляется возможным снижение прибыли энергокомпаний вплоть до нулевой, конечно, при полном финансировании регламентных затрат (эксплуатация, ремонт, топливо). Это реальная поддержка реальных секторов экономики в экстремальных условиях, которая может найти поддержку у новых собственников ОГК и ТГК, владеющих энергоемкими бизнесами других отраслей. Им важно получить эффект от подъема экономики, а не одаривать в период кризиса портфельных инвесторов. Практика работы энергокомпаний без выплаты дивидендов не является исключением. В США в таком режиме в разное время работают от 5 до 10% энергокомпаний. В Китае для работы в аналогичных условиях энергокомпании законодательно защищены и не подлежат процедуре банкротства.
    2.4. Инвестиционная деятельность отрасли в период кризиса не должна прекращаться. Однако ее качественное наполнение должно быть противозатратным, а итоговый результат — иметь перспективную направленность. Спад потребления позволяет уйти от вынужденных дорогостоящих решений. В первую очередь, целесообразно сосредоточить ресурсы на снятии ограничений мощности электростанций, которые составляют 28,0 ГВт. Снижение ограничений мощности до советского уровня (10,0-12,0 ГВт) равнозначно пятилетней программе нового строительства. Экономия средств оценивается величиной около 10,0 млрд долл.
    Важно, что электросетевое строительство, позволяющее снять основную часть ограничений мощности, практически полностью обеспечено поставками отечественного оборудования и исполнителями строительно-монтажных работ.
    Инвестиции в тепловые сети должны обеспечивать дополнительную загрузку тепловых мощностей ТЭЦ, что позволяет за счет когенерации снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию в 2 раза относительно раздельного производства энергии на котельных и электростанциях.
    2.5. Необходимо увеличить долю стоимости российского оборудования и работ в энергетическом строительстве за счет загрузки отечественных заводов. Электроэнергетический комплекс стабильными заказами в объеме 80 млрд долл. поможет стабилизировать работу транспорта, металлургии, машиностроения, электротехники. При этом приоритет выбора места и срока строительства мощности энергообъектов должен исходить из возможности прежде всего ликвидировать дефицит мощности и стабилизировать тарифы.
    2.6. В последние годы Россия катастрофически теряет позиции в теплофикации, осуществляя «ко-тельнизацию» страны. Прирост тепловой мощности котельных превосходит развитие ТЭЦ в 2-5 раз. По Москве потенциал экономии топлива от дополнительной загрузки теплофикационных турбин в летний период — 1,0 млрд куб. м газа/год, в годовом разрезе до 3,0 млрд куб. м газа. По стране из-за чрезмерного строительства котельных ежегодно теряется десятки млрд куб. м газа.
    Причина форсированного строительства котельных — действующий порядок отнесения всей экономии топлива на ТЭЦ на электрическую энергию. Для создания экономических стимулов загрузки ТЭЦ целесообразно изменить методику распределения топлива между электрической и тепловой энергией на общепринятую в мире (экономия когенерации относится на тепловую энергию). Это позволит снизить объем платежей за тепловую энергию, которая не регулируется и не учитывается гражданами поквартирно. Для бизнеса это позволит получать тепловую энергию в два раза дешевле, чем выработанную на котельных. Конечно, при этом произойдет соответствующее увеличение стоимости электроэнергии, но для граждан и бизнеса электроэнергия (в отличие от тепла), является точно учитываемой и управляемой величиной. Применяемые почасовые тарифы дают возможность дополнительной оптимизации каждому потребителю. Переход на новую методику повышает эффективность экономики за счет использования топлива, а для каждого потребителя уменьшает общую сумму платежей за тепло и электроэнергию.

3. Для последующего подъема экономики

    3.1. Для возврата инвестиций представляется целесообразным обеспечить инфраструктурное развитие электроэнергетики не за счет роста тарифов, а через прямые государственные вложения или механизм частно-государственного партнерства (ЧГП), гарантирующий возврат инвестиций. Именно такие направления реализуют сегодня в США и Китае две крупнейшие энергетические инфраструктуры мира.
    Анализ зависимости развития инфраструктур и повышения эффективности экономики (рис. 2) показывает, что производительность труда в развитых странах, в зависимости от доли в ВВП государственных инвестиций в инфраструктуру, увеличивается в соотношении 1:1. Можно полагать, что в российских условиях эта зависимость удваивается, значит, окупаемость инфраструктурных вложений составляет около 5-6 лет. ЧГП, применяющееся в этих странах, по сути своей является аналогом российского механизма гарантирующих инвестиций, но с серьезным отличием: в нашем механизме гарантом выступает Системный оператор (что ему абсолютно несвойственно), в зарубежном — государство
    как объективно заитересованный субъект. По данному механизму у нас пятый год не реализовано ни одного проекта, а в Китае вводится по данной системе до 20% новых энергомощностей.
    3.2. В кризисный период оценку менеджеров энергокомпаний надо проводить по показателям надежности и росту потребления. Это будет означать переход от корпоративной прибыльности к народно-хозяйственной эффективности, то есть к уни-версальному принципу «Потребитель всегда прав». Именно надежность энергоснабжения действующих потребителей и рост нового потребления в зоне ответственности энергокомпаний (или пула энергокомпаний) являются критерием эффективности текущего энергоснабжения и развития энергопотенциала в темпе подъема экономики.
    Сегодня энергокомпаниям целесообразно обеспечить электроснабжение новых потребителей, не включенных из-за высокой стоимости технических условий, без взимания дополнительной платы. Кризисный спад производства — это появление неплановых резервов мощности, которые сегодня надо использовать эффективно в каждом регионе. Например, в ЦФО за последние годы не выдано технических условий на подключение до 50% потребителей, а общее уменьшение ВВП страны оценивается в 1500 млрд руб./год. Новые производства — это современные энергосберегающие технологии, подключение их в ближайшие годы не усугубит баланс. Механизм возврата инвестиций в данном случае должен быть определен договаривающимися сторонами при активной позиции региональных властей, вплоть до возможного залога акций. В 90-е годы именно таким методом была восстановлена работа завода «Амурсталь» в Хабаровском крае.
    3.3. Государству придется сосредоточиться на развитии импортозаменяющих производств для стабилизации валютного баланса. Соответственно, на энергокомпании должна быть возложена задача первоочередного обеспечения их необходимой энергией.
    - Сегодня 50% сельскохозяйственной продукции закупается за рубежом. Это не только затраты десятков миллиардов евро, но и потеря огромного количества рабочих мест. Энергокомпании могут внести заметный вклад в подъем сельскохозяйственного производства. Потребление электроэнергии на селе сегодня составляет лишь 25,0 млрд кВт•ч, против 104,0 млрд кВт?ч в советское время.
    - Производство медицинских препаратов в России составляет лишь 17,0% от необходимого. Десятки миллионов граждан России не могут сегодня обходиться без зарубежных закупок жизненно необходимых лекарств. Электроэнергетика, имеющая сейчас незагруженные теплофикационные турбины и сверхчистую обессоленную воду, могла бы предоставить свои мощности для современных заводов медпрепаратов.
    - Перспективным сектором экономики является текстильная промышленность, где сегодня используется лишь 20% потенциала и ликвидировано десятки тысяч рабочих мест. Непрерывное производство со сказочно коротким сроком окупаемости, которому необходимы электроэнергия, пар и горячая вода, могло бы дать эффективную загрузку электростанциям.
    3.4. Для загрузки отечественной промышленности целесообразно:
    - ввести в себестоимость энергии общепринятую статью затрат (до 1,5% реализации) специально для финансирования НИОКР. Если государство не обеспечит координации отраслевой науки, то возможен вариант создания аналога американского института «электроэнергетики» ЭПРИ на правах некоммерческого партнерства для координации разработки новой техники и технологий, покупки и освоения патентов, лицензий;
    - cоздать единый инвестиционный закупочный Центр в электроэнергетике, как это фактически реализовано в ОАО «ФСК ЕЭС», которому на договорной основе с энергокомпаниями предоставить право закупки основного оборудования для всей отрасли. Это позволит перейти от разовых заказов машиностроительным фирмам к оптовым, скоординированным заказам на 5-7 и более лет, что резко снизит себестоимость изготовления;
    - обеспечить разработку типовых проектных решений для электростанций на различных видах топлива, а электроподстанций и линий электропередач — для различных региональных условий;
    - оптовые закупки, короткий типоразмерный ряд оборудования, типовые проекты дадут огромный эффект для производителя оборудования, исполнителя работ, а в конечном счете для потребителя. За счет именно такой политики Китай сократил удельные инвестиции в энергетику на 30-50%, обеспечивая ежегодный ввод десятков гиговатт мощностей.

Мировой опыт результатов поиска организационных и технологических решений позволяет системно реализовать программы создания надежной и эффективной электроэнергетики XXI века. Без этого невозможно обеспечить подъем национальной экономики и конкурентоспособность отечественного бизнеса.

Кудрявый
Виктор Васильевич
www.elektro.elektrozavod.ru.

Рекомендуем почитать

Комментарии2 комментария

  • Федотова Анна Юрьевна
    Анна Федотова14 июня 2012 г. в 11:28

    Не грустите: обратите внимание на дату публикации, и Вы уже сейчас сможете сделать выводы - предприняло правительство что-нибудь, или нет)))!

  • Аннаев Роман Романович
    Роман Аннаев23 июля 2012 г. в 20:14

    На графике госинвестиций в инфраструктуру энергетики отсутствует Россия.Неужели так мыл вклад...!

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.