Рынок электроизмерительных приборов

Опубликовано: 18 апреля 2010 г. в 11:18, 636 просмотровКомментировать

Объем российского рынка электроизмерительных приборов (далее — ЭИП) в 2008 году составил около $275 млн. Большую часть рынка занимает сегмент низковольтной аппаратуры, к которой относятся в том числе электроизмери­тельные счетчики, — 57,1%. Сегмент щитовых ЭИП составляет 14,4% (рис. 1).

Сегмент щитовых ЭИП отличается относительной стабильностью и характеризуется постоянно растущим спросом (среднегодовой темп роста составляет около 15% за пос­ледние 3 года). Поскольку спрос на щитовые ЭИП обусловлен потребностью оснащения указанными приборами технической базы потребителей — в основном отечественных крупных промышленных предприятий, существенный рост сегмента щитовых ЭИП может произойти только при масштабном перевооружении промышленных предприятий: приобретении новых средств производства в массовом порядке.

Сегмент низковольтной измерительной аппаратуры в значительной степени зависит от объемов жилищного строительства. Поэтому данный сегмент рынка, в 2009 году характеризуется спадом в спросе и производстве в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.

Производство ЭИП

Доля импортного оборудования на российском рынке ЭИП мала и составляет около 10% (большая часть — электроизмерительные счетчики из Китая). В структуре импорта доля общепромышленных измерительных приборов составляет около 45%, бытовых — 55%.

Среднегодовая динамика роста производства российских ЭИП в период 2005–2008 гг. составила около 21% . В 2009 г. имеет место спад производства ЭИП (—29% по отношению к 2008 г. , прогноз) в России в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Объем производства электроизмерительных приборов в России за 2008 год составил около $250 млн, а по итогам первого полугодия 2009 года он составил $90 млн.

Лидером среди производителей отечественных щитовых ЭИП является ОАО «Электроприбор» (г. Чебоксары), выпускающее по различным оценкам до 80% всех щитовых ЭИП российского производства. Помимо ОАО «Электроприбор» крупными производителями щитовых ЭИП являются ЗАО «Электроточприбор» (г. Омск) и ОАО «Вибратор» ( г. Санкт-Петербург).

Среди производителей низковольтной аппаратуры, в частности электроизмерительных счетчиков, лидируют ОАО «Концерн Энергомера» (32%), ООО «Фирма Инкотекс» (19%), ОАО «МЗЭП» (10%) и ОАО «ЛЭМЗ» (10%).

Потребители ЭИП

Основные отрасли потребления ЭИП — электроэнергетика и ЖКХ.

В ЖКХ потребляет в основном низковольтную измерительную аппаратуру — электроизмерительные счетчики.

Потребность в таких счетчиках возникает в двух случаях:

  • закупка счетчиков строительными организациями при возведении жилых домов и нежилых сооружений (в этом случае объем потребляемых электросчетчиков практически линей;но зависит от объемов вводимых площадей);
  • закупка счетчиков предприятиями ЖКХ для замены изношенных.

В электроэнергетической отрасли основными потребителями являются распределительные сетевые компании (МРСК и ОАО «ДРСК» — 40,6%) и генерирующие компании (35,6%) (рисунок 3). Это объясняется повсеместным энергии, а также возросшим в целом спросом на электротехническое оборудова­ние ввиду реализации инвестиционных прог­рамм по реконструкции и строительству новых мощностей и подстанций.

В структуре потребления ЭИП электроэнергетической отраслью за период с 2005 по III квартал 2009 г. большая часть приборов относится к лабораторным (переносным) либо щитовым электроизмерительным и регистрирующим приборам (65,6%), доля электрических счетчиков составляет 24,4% (рисунок 4).

Структура потребителей по сегментам рынка ЭЦП различна (за период с 2005 по III квар­тал 2009 г.).

Основным потребителем электроизмери­тельных счетчиков в энергетике являются распределительные сетевые компании (80,3%, рисунок 5). В то время как основным потребителем щитовых и переносных (прочих) ЭИП являются генерирующие компании (более 52%) (рисунок 6).

Нарынке ЭИП присутствует большое количество потребителей, но ни на одного из них не приходится оборота, превышающего 10% объема рынка.

Каналы дистрибуции

В структуре дистрибуции ЭИП прямые продажи преобладают над продажей через дилеров. Например, ОАО «Концерн Энергомера» большую часть продаж (около 60%) осу­ществляет напрямую. На рынке присутствуют различные схемы сбыта: только напрямую, только через дилеров и смешанные варианты.

Доля отдельных дилеров в объеме продаж завода-изготовителя незначительна и прак­тически никогда не превышает 10%.

Существует две категории дилеров:

  • компании, осуществляющие комплексные поставки;
  • компании, строящие свои продажи на лич­ных связях и коммерческом интересе покупа­теля.

К дилерам предъявляются требования по:

  • объему ежемесячно закупаемой продукции;
  • наличию складских помещений; пониманию рынка ЭИП, его тенденций и нормативных документов;
  • продвижению продукции и политике удер­жания клиентов (для исключения ухода су­ществующих и потенциальных клиентов к другим поставщикам и выбора оборудования других производителей).

В связи с последними изменениями в финансово-экономической ситуации в России наблюдается тенденция к сокращению коли­чества каналов дистрибуции и максимальный перевод на прямые продажи. Вероятно, это связано с желанием производителей удержать клиентов и не допустить их ухода к конкурентам.

Мы не гарантируем точность и полноту представленных в настоящем обзоре информации и мнений, хотя они основаны на материалах, которые мы считаем достоверными. Branan и ее аффилированные члены не несут ответственности за использование данной информации. Компания Branan оставляет за собой право пересматривать полученные данные по мере объявления компаниями официальной информации о результатах своей деятельности.

Тамара СУДАКОВА,
старший консультант компании Branan
www.branan.ru

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.