«Трансформаторные» тенденции и перспективы российского рынка

Опубликовано: 11 января 2008 г. в 00:00, 984 просмотраКомментировать

В процессе интеграции России в мировую экономику, влияние которой в целом на мировой рынок металло-торговли имеет большое значение. Причем на рынке в сортаменте металлопродукции с высокой добавленной стоимостью, к которому относится металлопрокат из трансформаторной стали, это влияние сохраняется. Таким образом, перспектива развития российского рынка металлопроката из транформаторной стали будет определяться конъюнктурой внешнего и внутреннего рынка.

Как будет развиваться данный сегмент рынка плоского проката? Каковы перспективы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять существующие тенденции на российском рынке.

Тенденции российского рынка

Трансформаторная сталь используется для производства широкого ассортимента трансформаторных сердечников, применяется в магнитных цепях электрических машин и приборов [1]. Области применения трансформаторной стали — силовые трансформаторы различной мощности, распределительные трансформаторы, автотрансформаторы, трансформаторы тока и напряжения. Наиболее емкий сегмент использования трансформаторной стали является трансформаторы малой мощности, который занимает более половины в общемировой структуре потребления трансформаторной стали (рис. 1).

Российский рынок плоского проката из трансформаторной стали отличает ряд специфических особенностей. Первая — высокая концентрация производителей. В настоящее время в России существую два предприятия, производящие трансформаторный металлопрокат — «Новолипецкий металлургический комбинат» («НЛМК») и «ВИЗ-Сталь». В конце 2006 г. после поглощения липецким комбинатом «ВИЗ-Сталь» российский рынок можно охарактеризовать как чистая монополия производителя, т.е. когда на рынке присутствует один производитель и много потребителей [1]. В результате после поглощения «ВИЗ-Сталь» полностью переориентировалась на внутрихолдин-говые закупки подката для трансформаторной стали. Стоит отметить, что традиционным поставщиком сырья для «ВИЗ-Стали» до сделки являлся «ММК», который выгодно расположен от Екатеринбурга. Например, в 2005 г. объем производства г/к подката трансформаторной стали «ММК» (марка стали 0400Д-0406Д, ТП 14-101-382 [2]) составил около 200 тыс.т. В настоящее время «ММК» данный сортамент металлопроката не производит, поэтому емкость российского рынка товарного г/к трансформаторного проката (подкат) в настоящее время снизилась до нуля.

Другой особенностью российского рынка является его ярко выраженная экспортная направленность. В период 2002 — 2006 гг. прирост производства холоднокатаной (х/к) трансформаторной стали в России составил 112 тыс.т и в 2006 г. достиг уровня 322 тыс.т. Причем за рассматриваемый промежуток времени доля экспортных поставок товарного х/к трансформаторного металлопроката возросла с 73% до 83% (рис. 2).

Основными экспортными направлениями сбыта являются рынки США, Европа, Китай и Индия, т.к. именно в этих странам сфокусировано мировое производство трансформаторной продукции. Основными быстрорастущими регионами по объемам прироста производства трансформаторов в мире являются Китай и Индия. В перспективе доля поставок в эти страны может возрасти. Например, НЛМК имеет соглашение с крупнейшим китайским производителем трансформаторов «TBEA» о долгосрочных поставках трансформаторной стали. Всего в период с 2007 по 2011 гг. планируется поставить около 100 тыс. т трансформаторной стали на общую сумму порядка $500 млн. [4].

Емкость российского рынка готовой трансформаторной стали пока относительно низкая. По итогам 2006 г. она составила всего 55 тыс.т, что примерно соответствует уровню 2002 года. Таким образом, российский рынок имеет нулевой прирост потребления трансформаторной стали. Однако 2006 г. является не показательным, т.к. в этот период произошла крупная M&A; сделка о которой говорилось в начале статьи. Влияние этой сделки отразилось на потреблении трансформаторной стали, которое в 2006 г. снизилось на 24% относительно предыдущего года. Поэтому без учета влияния тенденций M&A; на российском рынке, в целом российский рынок трансформаторного проката имеет положительную динамику (+7% в год).

Положительную динамику потребления трансформаторной стали подтверждают следующие факторы. Первый — ожидаемый рост потребления в 2007 г. на уровне 22%, рассчитанный по итогам первого полугодия текущего года. И второй — рост производства трансформаторов в России. На данном факторе стоит остановиться более подробно.

Производство трансформаторов российского производства имеет положительную динамику и достаточно высокие темпы роста на уровне 27% в год (рис. 4). Однако, российский рынок трансформаторов во многом формируется за счет импортных поставок из Китая и Европы, особенно в самом массовом сегменте рынка — трансформаторы малой мощности (рис. 1). Таким образом, ожидается замедление развития российского производства трансформаторов в долгосрочной перспективе до среднегодового уровня 12-15% из-за высокого давления импортных поставок готовых изделий. В результате спрос на трансформаторный металлопрокат в России в перспективе также незначительно замедлится на 1-2%.

В долгосрочной перспективе основным рынком сбыта трансформаторной стали для российских производителей будет являться экспортные поставки в Китай, США и Европу. Однако привлекательность российского рынка возрастет, т.к. рынок сохранит положительную динамику развития на уровне 8% в год.

Список использованных источников:

  1. ГОСТ 21427.1-83. Сталь электротехническая, холоднокатаная, анизотропная, тонколистовая.
  2. «Новолипецкий металлургический комбинат». Презентация по сделке приобретения ООО «Виз-Сталь». Сентябрь 2006.
  3. Шумилин М.В., Алескеров  В. А., Денисов  М. Н., Заве-рткин В. Л. Бизнес в ресурсодобывающих отраслях: Справочник. — М.: Недра. 2001.
  4. www.mmk.ru
  5. Таможенная статистика РФ, 2006 г. 
  6. «НЛМК поставит в Китай трансформаторную сталь на $500 млн», АК&М, март 2007 г. 

Евгений ДАНИЛОВ.

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.