Виртуальная реальность

Опубликовано: 7 апреля 2010 г. в 09:31, 81 просмотрКомментировать

За 80 лет вокруг света

В августе 1929 г. Соединенные Штаты Америки охватила полномасштабная рецессия, послужившая началом Великой Депрессии. Спустя 80 лет мир захлестнула новая волна, вновь пришедшая к нам из-за океана. Банкротство теперь уже всем известной «Леман Бразерс» привело к обрушению американского кредитного рынка и пронеслось по миру подобно ураганному ветру, затронув все, что так или иначе связано с экономикой. Уверенность в завтрашнем дне исчезла, оставив тревогу за это самое «завтра», явив миру, безусловного лидера словесного хит-парада ближайших лет — шестибуквенное «кризис». Интернет, как один из самых чутких и динамично развивающихся рекламных рынков, ощутил на себе его влияние гораздо быстрее других. Изменения процедур кредитования, спад продаж и отсутствие денежных средств вызвали не только резкое сокращение рекламных бюджетов, но и полное замораживание таковых. Однако все проходит и, как говорится, все реки текут. Эмоциональная волна, связанная с переоценкой приоритетов в «двигателе торговли», схлынула. В результате Интернет получил некий карт-бланш и стал более предпочтительной площадкой для рекламодателей. Многие осознали, что в период экономии глобальная паутина очень выгодно вписывается в образный «прожиточный минимум» бюджетов, отведенный компаниями для рекламы и пиара.

Не вопреки, а благодаря

В начале 2009 года Президент России Дмитрий Медведев, как в воду глядел, выразив уверенность, что востребованность интернета в период кризиса возрастет. Он напомнил, что в период все той же Великой Депрессии за океаном возросла популярность кинематографа. «Но тогда не было интернета, а интернет — это глобальная система, позволяющая людям общаться и общаться достаточно дешево», — подытожил он. Связано это и с тем, что прямые потребители чаще используют тот источник информации, который постоянно находится под рукой. Это в большей степени касается ТВ 

и интернета. Важно отметить, что Президент не просто говорит, но и сам является «продвинутым» пользователем. 1 сентября сайт Дмитрия Медведева — www.kremlin.ru — поменял дизайн и содержание. Весь портал теперь разбит на 8 разделов и снабжен специальной версией для слабовидящих (по ГОСТу), версией для мобильных устройств, системой тегирования («ключевые слова»), новым видеоплеером формата HD и др. Можно заказать SMS-оповещения о новинках на сайте. Из всего этого следует вполне логичный вывод: слова Первого лица выражают ближайшие приоритеты государства.

Дела мировые

Виртуальное исчисляется вполне реальным — банальными деньгами. Например, доходы самого крупного американского web-рынка за первые шесть месяцев текущего года составили $10,9 млрд, что на 5,3% ниже результата за аналогичный прошлогодний период. При всем том, сектор онлайновой рекламы меньше прочих страдает от кризиса. Согласно отчету компаний Interactive Advertising Bureau и Pricewaterhouse Coopers, наибольшие доли выручки принесла поисковая и баннерная реклама: $5,1 и $3,8 млрд соответственно. На долю тематических рекламных объявлений пришлось 10% от общего дохода — $1,1 млрд. Есть и те, кто не заметил ухудшения экономической ситуации. По данным компании IDC это относится к Японии и странам Азиатско-Тихоокеанского региона. А в Великобритании расходы на интернет-рекламу за первое полугодие выросли настолько, что позади осталось даже телевидение.

Чего же ждать в ближайшем будущем? На глобальном уровне, к 2011 году интернет-реклама охватит 15% от общих расходов на рекламу (в 2008 г. — 11%). Примерно те же направления и такой же рост будут присущи и Рунету. Косвенно об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Фондом общественного мнения». Число людей, пользующихся в России интернетом ежедневно, выросло за год с лета 2008 г. на 34,1% до 21,3 млн человек. Самый активный рост интернет-аудитории среди регионов показывает Сибирский ФО — 34% за 12 месяцев.

Лидером по количеству интернет-пользователей остается Приволжский ФО — 7,4 млн чел., или 30% населения округа. Численность интернет-пользователей в Москве сопоставима с целыми федеральными округами. При этом за 12 месяцев она практически не изменилась и держится на уровне 60% взрослого населения столицы — 5,4 млн чел. Спрос на виртуальность растет, значит будет расти и количество рекламируемых в нем товаров.

Дела отраслевые

Как же в связи с кризисом поменялась рекламная политика отечественных электротехнических компаний? То, что она отличается от вчерашней, — это очевидно. Есть разница и в распределении сил, и в выборе средств: одни игроки делают большую ставку на семинары и выставочную деятельность, другие — развивают и наращивают свое присутствие в сети. Но вот, что показательно: ни одна из опрашиваемых нами компаний не заявила о сокращении рекламных бюджетов. Говорить о том, что и в целом по отрасли дела обстоят так же, нельзя — озвучены мнения лишь трех компаний. Тем не менее, он дает ответ на один немаловажный вопрос: на что сегодня ориентированы ведущие российские бренды. Ну, а как известно, за лучшими пойдут и остальные. Теперь обо всем по порядку.

На очередном Слете Партнеров EKF в июне этого года директор компании Дмитрий Назаров в интервью нашему изданию сообщил, что рекламные бюджеты EKF не только не сократятся, но и значительно вырастут. Подтверждением этих слов стала вторая международная Акция EKF «Парад миллионеров». Учитывая положительный опыт прошлогодней Акции EleKtroFocus, компания EKF решила повторить мероприятие в 2009 году, несмотря на все изменения, произошедшие на рынке за последний год. Более того, призовой фонд «Парада миллионеров» увеличился, составляя порядка 1 500 000 рублей. «Для достижения поставленных нами целей требуется внушительный рекламный бюджет — больший, чем Акция EleKtroFocus. — говорит Д. Назаров. — Если снижение цены никак не транслируется на рынок, то такой подход может привести к потерям — об этом просто никто не узнает. А если мы мотивируем менеджеров, даем мощную рекламу вместе с уникальным предложением, то цель будет достигнута». В качестве основного «ретранслятора» был выбран именно интернет и, в частности, помимо корпоративного сайта компании был создан и промо-сайт Акции. Говоря в целом об интернете, как о корпоративном инструменте ЭК «Флавир», сегодня уже трудно представить, что оказавшись на  www.ekf.su, вы вдруг не найдете там полной информации о самой компании, ее продукции и новинках, включая каталоги и последние новости. Но созданием только собственных электронных ресурсов EKF не ограничивается. Для лучшего продвижения своей продукции компания сотрудничает с ведущими электротехническими порталами, где размещена информация о производителях электро- и энергетического оборудования. Крупнейшим из них является www.elec.ru, «приводящий» на сайт EKF, порядка 200 посетителей ежемесячно. Согласитесь, неплохая статистика.

Это в полной мере можно сказать и о  www.iek.ru — сайте компании «ИЭК», который получил новую жизнь в феврале этого года. Главное его отличие — формирование в рамках сайта раздела профессионального сообщества, где можно знакомиться с обширными техническими и нормативными материалами, делиться опытом со своими коллегами и получать оперативные консультации специалистов «ИЭК».

— На сегодняшний день действительно можно говорить о смещении приоритетов в сторону Интернета, как средства коммуникации, прежде всего, с большим охватом потенциальной аудитории: как профессиональной — целевой, так и массовой, — говорит М. Александровская, руководитель отдела по связям с общественностью. — В первую очередь, привлекает и более низкая стоимость маркетинговых мероприятий в Интернет по сравнению с традиционными СМИ. Кроме этого, следует отметить относительную простоту размещения и доступность интернет-рекламы, ее большую прозрачность с точки зрения анализа эффективности. «ИЭК» видит в ней возможность еще более оперативно реагировать на потребности рынка и управлять общественным мнением, формируя отношение к бренду. В 2009 г рекламная деятельность компании «ИЭК» сохранила свои прежние объемы. Активизировались усилия по продвижению новинок продуктовой линейки. Например, стабилизаторы СНИ после анонса на выставке «Электро-2009», с золотой медалью в номинации «Лучшее электрооборудование», продолжили свое продвижение целым рядом публикаций в печатных и электронных СМИ. Среди поставленных задач на сегодня — необходимость более активного информационного сотрудничества с профильными порталами и профессиональными сообществами в Интернет. В планах также дальнейшее развитие собственного информационного проекта — газеты «Вестник ИЭК». В целом, в 2010 г. компания «ИЭК» планирует усилить рост рекламного присутствия в рамках активной экспансии электротехнического рынка России и СНГ.

Несколько иной подход демонстрирует нынешняя рекламная политика ЗАО «ДКС», о чем говорит Алексей Зарубин, начальник отдела маркетинговых коммуникаций:

— С учетом кризиса были пересмотрены направления, в которых осуществлялось продвижение той или иной продукции, а также и сама продукция, требующая маркетинговой активности. Не секрет, что некоторые сегменты рынка сбыта, сжались под воздействием ситуации, другие же, напротив, смогли проявить свой рост. В первую очередь, это касается инновационных, импортозамещающих продуктов в линейке ДКС. Уместнее сказать, что рекламная политика компании диверсифицировалась вместе с объектами продвижения и их спецификой. Например, в 2009 году нами активно продвигается оборудование для промышленных рынков — металлические сборные шкафы RAMBlock, двустенные трубы для электропроводки, а также лестничные лотки L5 Combitech, которые мы производим на открытой в этом году новейшей фабрике, по уникальной технологии «клинчинга». В рамках этих продвижений Интернет рассматривается компанией как очень важный инструмент воздействия среди современной аудитории. В ближайшем будущем мы начнем работы по полному обновлению нашего сайта — www.dkc.ru. На обновленном ресурсе, в том числе будет и абсолютно новый раздел он-лайн обучения для партнеров, что позволит проводить оперативные обучения по новинкам для региональных дистрибьюторов.

Вместо постскриптума

Аналитики компании IDC полагают, что в четвертом квартале экономический климат мировой рекламной индустрии не улучшится; восстановление отрасли начнется не раньше середины 2010 года. Тем не менее, медиапотребление постоянно растет. Эксперты отмечают, что во время глобального экономического кризиса, когда рекламный рынок в целом переживает спад, сектор онлайновой рекламы страдает меньше всего. Опрос целевой аудитории о будущем рекламы, проведенный на портале www.elec.ru, показал, что 85% опрошенных (495 голосов) считают, что оно за интернетом, и лишь 6,2% (36 голосов) предпочитают и доверяют другим носителям. Принимая во внимание и эти результаты, и все вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что в ближайшем будущем следует ожидать заметного перераспределения рекламных бюджетов в пользу глобальной сети. Ведь в кризисной ситуации всегда остаются самые эффективные денежные инструменты, а сеть — как рекламный носитель — один из них.

Тимур ЖЕМЛИХАНОВ

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.