Промышленное оборудование

Балансировка роторов в эксплуатационных условиях

29 ноября 2016 г. в 23:45

1. Общие сведения о балансировке.

Единицы измерения дисбалансов и основные понятия технологии балансировки определяются в ГОСТ 19534-74 «Балансировка вращающихся тел. Термины».

Дисбалансом называют векторную величину, равную произведению неуравновешенной массы на ее расстояние до оси ротора е (эксцентриситет).

Ротором называют любую деталь или сборочную единицу, которая при вращении удерживается своими несущими поверхностями в опорах. Под несущими поверхностями подразумеваются поверхности цапф или поверхности их заменяющие. Несущие поверхности ротора передают нагрузки на опоры через подшипники качения или скольжения. В некоторых случаях применяются газовые или жидкостные подшипники, магнитные или электрические подвесы и т.д.

Роторы бывают следующих видов

  • Межопорный ротор — двухопорный ротор, существенная часть массы которого расположена между опорами.
  • Консольный ротор — ротор, существенная часть массы которого расположена за одной из крайних опор.
  • Двухконсольный ротор — ротор, существенная часть массы которого расположена за крайними опорами.

Для того, чтобы ротор был уравновешен, необходимо и достаточно, чтобы ось вращения ротора проходила через его центр масс (ecт = 0). и чтобы ось вращения ротора совпадала с одной из его главных осей инерции, т. е. чтобы были равны нулю его центробежные моменты инерции. При вращении ротора вокруг оси, не совпадающей с главной центральной осью инерции, он становится неуравновешенным. Неуравновешенность — это состояние ротора, характеризующееся таким распределением масс, которое во время вращения вызывает переменные нагрузки на опорах ротора и его изгиб. Мерой неуравновешенности считают дисбаланс D. Для сопоставления роторов различных масс вводят удельный дисбаланс, численно равный эксцентриситету: ecт = D / mp

Балансировка состоит из определения значений и углов дисбалансов ротора и уменьшения их корректировкой массы ротора. Действие дисбалансов на ротор можно снижать или устранять путем добавления, уменьшения или перемещения одной корректирующей массы (или более), создающей дисбаланс такого же значения, что и у неуравновешенного ротора, но с углом дисбаланса 180° относительно дисбаланса ротора.

Для уменьшения дисбалансов ротора используются так называемые корректирующие массы, которые могут удаляться из тела ротора, добавляться к нему, а также перемещаться по ротору. Корректирующую массу удаляют по показаниям балансировочного оборудования различными технологическими методами.

Различают дисбалансы начальный — до корректировки масс, остаточный — после корректировки масс, допустимый — приемлемый по условиям эксплуатации машин, удельный — отношение модуля главного вектора к массе ротора.
Различают балансировку статическую (силовую), моментную и динамическую (моментно-силовую).

Количество плоскостей балансировки определяется с учетом конструктивных особенностей ротора балансируемой машины.
Балансировка в одной плоскости («статическая») обычно выполняется для узких дискообразных роторов, не имеющих существенных осевых биений. Типичными примерами роторов этого класса являются:

  • узкие шлифовальные круги;
  • шкивы ременных передач;
  • дисковые маховики;
  • зубчатые колеса;
  • муфты;
  • зажимные патроны токарных станков;
  • узкие вентиляторы и т.п.

Балансировка в двух плоскостях («динамическая») выполняется для длинных (валообразных)двухопорных роторов.

Типичными примерами роторов этого класса являются:

  • роторы электродвигателей и генераторов;
  • роторы компрессоров и насосов;
  • рабочие колеса турбин и вентиляторов;
  • широкие шлифовальные круги;
  • шпиндели;
  • валы мукомольных машин с бичами и т.п.

Как правило, балансировка машины выполняется непосредственно на месте ее установки.

Балансировку обычно проводят на рабочей скорости вращения ротора. При этом в случае, когда применяется привод с возможностью изменения скорости, целесообразно выбирать наивысшую рабочую скорость вращения.

Исключением являются случаи, когда скорость ротора попадает в один из диапазонов резонанса машины. Признаком этого является отличие (более чем на 10-20%) результатов измерений по амплитуде и/или фазе от пуска к пуску. В случае выявления резонанса необходимо изменить скорость вращения ротора, а если такая возможность отсутствует — изменить условия установки машины на фундаменте (например, временно установив ее на упругие опоры).

ВНИМАНИЕ! При выборе скорости вращения ротора при балансировке необходимо избегать попадания в диапазоны резонансов машины.

В качестве точек измерения вибрации выбирают преимущественно подшипниковые опоры или плоскости опор.

При балансировке в одной плоскости достаточна одна точка измерения.

При балансировке в двух плоскостях необходимо иметь две точки измерения.

Плоскости коррекции, в которых осуществляется съем (установка) корректирующих масс на роторе, должны выбираться как можно ближе к точкам измерения. В случае балансировки в двух плоскостях коррекции расстояние между плоскостями должно выбираться как можно более большим.
Массу пробного груза выбирают такой, чтобы его установка на роторе приводила к заметным изменениям уровня вибрации. В противном случае масса пробного груза должна быть увеличена.

Датчик вибрации может устанавливаться в точке измерения при помощи:

  • резьбовой шпильки (жесткое крепление);
  • магнитной присоски;
  • переходного штыря (прижим рукой);
  • непосредственного контакта датчика с опорой (прижим рукой).

Датчик фазового угла может устанавливаться на корпусе машины при помощи специального приспособления (например, магнитной стойки или струбцины)и должен быть ориентирован по нормали к цилиндрической или торцевой поверхности ротора. На поверхности ротора при помощи мела, клейкой ленты и т.п., наносится метка для отсчета фазового угла.

Для изготовления отражающей метки в комплект поставки прибора включены клейкая зеркальная отражающая лента или клейкая катафотная отражающая лента. Катафотную ленту рекомендуется использовать для более жестких условий работы датчика (повышенный зазор, засветка внешними источниками светового излучения).

Зазор между чувствительным элементом датчика и вращающейся поверхностью ротора для лазерного датчика фазового угла должен устанавливаться в пределах 80 — 300 мм.

За один оборот ротора фазовый датчик должен сработать только один раз!

С учетом опыта практического применения рекомендуемая ширина метки не должна быть не меньше 1 — 1.5 см.м.

Для миниатюрных роторов с радиусом установки метки менее 10 мм рекомендуется использование более узкой метки. При этом желательно проведение экспериментальной проверки правильности выбора ширины метки.

ВНИМАНИЕ! При использовании датчика фазового угла во избежание помех желательно избегать попадания прямых солнечных лучей или яркого искусственного освещения на отражающую метку и/или чувствительный элемент (фотодиод) датчика.

Последовательность действий при проведении балансировки

Балансировка производится для технически исправных механизмов, качественно закрепленных на своих штатных местах. В противном случае перед проведением балансировки механизм должен быть отремонтирован, установлен в исправные подшипники и закреплен. Ротор механизма должен быть очищен от загрязнений, мешающих проведению балансировки.

Перед проведением измерений, выбирают места установки и устанавливают датчики вибрации и фазы согласно приведенным выше рекомендациям.

Перед проведением балансировки рекомендуется провести измерения в режиме виброметра (кнопка F5 )

Если величина суммарной вибрации V1s(V2s) примерно совпадает с величиной оборотной составляющей V1o(V2o), то можно предположить, что основной вклад в вибрацию механизма вносит дисбаланс ротора. Если величина суммарной вибрации V1s(V2s) значительно превышает оборотную составляющую V1o(V2o), рекомендуется провести обследование механизма — проверить состояние подшипников, надежность крепления на фундаменте, отсутствие задевания ротора за неподвижные части при вращении, влияние вибрации других механизмов и т.д.

Здесь может оказаться полезным изучение графиков временной функции и спектра вибрации, полученных при измерении в режиме «Графики-Спектральный анализ».

На графике можно видеть на каких частотах уровни вибрации максимальны. Если эти частоты отличаются от частоты вращения ротора балансируемого механизма, то следует попытаться определить источники этих составляющих вибрации и принять меры к их устранению перед проведением балансировки..

Также следует обратить внимание на стабильность показаний в режиме виброметра — величина амплитуды и фазы вибрации не должны меняться более чем на 10-15% в процессе измерения. В противном случае, может оказаться, что механизм работает близко к области резонанса. В этом случае необходимо изменить скорость вращения ротора, а если такая возможность отсутствует — изменить условия установки машины на фундаменте (например, временно установив ее на упругие опоры).

Для балансировки ротора в двух плоскостях необходимо провести три пуска механизма. Сначала определяется исходная вибрация механизма (первый пуск без грузов), затем устанавливается пробный груз в первую плоскость и производится второй пуск. Затем пробный груз с первой плоскости снимается , устанавливается во вторую плоскость и делается третий пуск.
Пробные пуски делаются для определения влияния пробных грузов на изменение вибрации, расчета масс и места (угол) установки корректирующих грузов.

После этого программа рассчитывает и указывает на экране массы и места (угол) установки корректирующих грузов. При балансировке в одной плоскости (статической) третий пуск не производится. Пробный груз устанавливается в произвольном месте на роторе, где это удобно и затем фактический радиус установки вносится в программу.

(Радиус установки используется только для расчета величины дисбаланса в грамм* мм и для самой балансировки не требуется.)

Важно!
Измерения должны проводиться на установившейся скорости вращения механизма!

Важно!
Корректирующие грузы должны устанавливаться на тот же радиус, что и пробные!

Масса пробного груза подбирается из тех соображений, чтобы после его установки заметно ( > 20-30 градусов ) изменялась фаза и ( на 20-30 %) амплитуда вибрации. Если изменения будут слишком маленькие, то сильно возрастает погрешность при последующих расчетах. Удобно устанавливать пробные грузы в то же место (на тот же угол), что и метка.

Важно!
После каждого пробного пуска пробные грузы снимаются! Корректирующий груз устанавливается на рассчитанный угол от места установки пробного груза по направлению вращения ротора!

Рекомендуется!
Перед проведением балансировки с использованием прибора, рекомендуется убедиться в отсутствии значительной величины статического дисбаланса. Для этого, для роторов с горизонтальным расположением оси, можно вручную повернуть ротор на угол 90 градусов от текущего положения. Если ротор статически разбалансирован, то он будет поворачиваться в положение равновесия. После того как ротор займет положение равновесия, необходимо установить уравновешивающий груз в верхней точке примерно в средней части ротора по длине. Массу груза следует подобрать таким образом, чтобы ротор оставался неподвижным в любом положении. Подобная предварительная балансировка позволит уменьшить величину вибрации при первых пусках сильно несбалансированного ротора.

Источник: oookin.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Разработка и изготовлением приборов для динамической балансировки и средств технической диагностики промышленного оборудования, в т.ч.: – динамической балансировки роторов в собственных подшипниках (балансировка карданных валов, крыльчаток вентиляторов, дробилок и другого технологического оборудования на месте установки). – измерительных систем балансировочных станков, стендов для динамической балансировки роторов. – многоплоскостной балансировки составных карданных валов, измерительных…
Шелковенко Андрей
Все новости и публикации пользователя Шелковенко Андрей в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Динамометр ДПУ-2-2 (200 кг)

Назначение и описание Динамометр механический общего назначения ДПУ-2-2 ТОЧЬПРИБОР предназначен для измерения статических растягивающих усилий до 2 кН (200 кгс)Измерение производится в килоньютонах. Принцип действия: деформация упругого элемента преобразуется во вращательное движение стрелки относительно отметок шкалы, определяющих показания динамометра. Динамометр соответствует 2-му классу точности. Технические характеристики ДПУ-2-2 Наибольший предел измерений: ....................................2 кН Цена деления....................................................................0,02 кН Размер, мм........................................................................345×200×60 Диапазон рабочих температур.......................................+10°…+35°С Допустимая перегрузка....................................................100% Вес прибора.......................................................................2 кг Класс точности..................................................................2 Упаковка.............................................................................пластиковый футляр
Ленский Владимир · Кранвес · 5 апреля · Россия · Ростовская обл
Динамометр ДПУ-2-2 (200 кг)

ПРОДАМ: Динамометр ДПУ-1-2 (100 кг)

Назначение и описание Динамометр механический общего назначения 5031 ДПУ-1-2 УХЛ2 предназначен для измерения статических растягивающих усилий до 1 кН (100 кг)Измерение производится в килоньютонах. Принцип действия: деформация упругого элемента преобразуется во вращательное движение стрелки относительно отметок шкалы, определяющих показания динамометра. Динамометр соответствует 2-му классу точности. Технические характеристики 5031 ДПУ-1-2 Наибольший предел измерений:....................................1 Кн Цена деления....................................................................0,01Кн Размер, мм........................................................................345×200×60 Диапазон рабочих температур.......................................+10°…+35°С Допустимая перегрузка...................................................100% Вес прибора.......................................................................2 кг Класс точности..................................................................2 Упаковка ...........................................................................пластиковый футляр
Ленский Владимир · Кранвес · 5 апреля · Россия · Ростовская обл
Динамометр ДПУ-1-2 (100 кг)

ПРОДАМ: Динамометр ДПУ-0, 01-2 (10 кг)

Назначение и описание Динамометр механический общего назначения ДПУ-0,01-2 УХЛ 4,2 предназначен для измерения статических растягивающих усилий до 0,1 кН (10 кгс) Измерение производится в килоньютонах. Принцип действия: деформация упругого элемента преобразуется во вращательное движение стрелки относительно отметок шкалы, определяющих показания динамометра. Динамометр соответствует 2-му классу точности. ГОСТ13837-79 Технические характеристики ДПУ-0,01-2 Наибольший предел измерений: ...................................0,1 кН Цена деления....................................................................0,001 кН Размер, мм.......................................................................335×200×52 Диапазон рабочих температур......................................+10°…+35°С Допустимая перегрузка..................................................100% Вес прибора......................................................................1,4 кг Класс точности.................................................................2 Упаковка ...........................................................................пластиковый футляр
Ленский Владимир · Кранвес · 5 апреля · Россия · Ростовская обл
Динамометр ДПУ-0, 01-2 (10 кг)

ПРОДАМ: Динамометр ДПУ-5-2 (500 кг)

Назначение и описание Динамометр механический общего назначения ДПУ-0,5-2 предназначен для измерения статических растягивающих усилий до 5 кН (500 кгс) Измерение производится в килоньютонах. Принцип действия: деформация упругого элемента преобразуется во вращательное движение стрелки относительно отметок шкалы, определяющих показания динамометра. Динамометр соответствует 2-му классу точности. Технические характеристики 5031 ДПУ-5-2 Наибольший предел измерений:....................................5 кН Цена деления....................................................................0,05 кН Размер, мм.......................................................................345×200×60 Диапазон рабочих температур......................................+10°…+35°С Допустимая перегрузка..................................................100% Вес прибора......................................................................2,1 кг Класс точности.................................................................2 Упаковка ...........................................................................пластиковый футляр
Ленский Владимир · Кранвес · 5 апреля · Россия · Ростовская обл
Динамометр ДПУ-5-2 (500 кг)

ПРОДАМ: Тахометры электронные

Для измерения скорости вращений применяют тахометры, которые представляют собой счётчики, регистрирующие количество оборотов вала иди число импульсов, вырабатываемых датчиком, механически или оптически связанным с движущейся частью машины или прибора. Наиболее часто тахометры используются на транспорте для контроля частоты вращения вала основных и вспомогательных силовых агрегатов, а также в энергетике, для измерения скорости вращения газовых турбин, генераторов, паросиловых установок и т. д. Кроме того, возможность точного подсчёта импульсов за определённый промежуток времени, делает приборы полезными при контроле количества подаваемых на конвейер заготовок, оценке общей наработки агрегатов с целью определения остаточного ресурса, а также во многих других технологических процессах.
Коваль Юлия · ПРОТЕХ · 17 апреля · Россия · г Москва
Тахометры электронные
Компания «ФАТО Электрик» является производителем и прямым поставщиком низковольтной электротехнической продукции торговой марки HLT. На сегодняшний день ассортимент продукции бренда HLT уже включает в себя более 4000 наименований продукции. Офис и склад общей площадью свыше 1000 м2 находятся в Москве для удобства развития региональной сети дистрибьюции бренда. Фато Электрик осуществляет поставки не только по всей территории Российской Федерации, но и тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.