Российский рынок дизельгенераторных установок (от 8 кВт до 5,6 МВт) на протяжении ряда лет до начала мирового финансового кризиса демонстрировал высокие темпы роста.
С 2002 по 2007 год объем российского рынка дизельгенераторов по совокупной мощности вырос в 5,6 раза. Это было вызвано развитием нефтегазовой отрасли, крупными инвестициями в строительство жилья, торговых комплексов, объектов инфраструктуры.
Однако мировой экономический кризис, ударивший практически по всем сферам деятельности, не мог не затронуть и малую энергетику. Уже в 2008 году совокупная мощность реализованных на российском рынке дизельгенераторов как отечественного производства, так и импортных, сократилась на 7,7% по сравнению с предыдущим годом и составила 2,4 ГВт. Рассчитанный в единицах мощности объем российского рынка дизельгенераторных установок за первое полугодие 2009 года достиг лишь 17,7% объема рынка 2008 года. По предварительной оценке в 2009 году падение рынка составило более 50% против 2008 года.
Несмотря на снижение покупательной способности российских потребителей, потенциал российского рынка остается весьма значительным. По заявлениям Правительства РФ, энергопотребление в начале 2010 года достигло докризисного уровня. В условиях изношенности основных фондов генерирующих компаний и увеличения риска аварийности на крупных энергетических объектах такие средства малой энергетики, как дизельгенераторы, приобретают особо важное значение для аварийного обеспечения энергоснабжения предприятий здравоохранения, жилищнокоммунального хозяйства и потребителей из многих других отраслей экономики.
Динамичное развитие в предшествующие годы и перспективные возможности роста российского рынка дизельгенераторов после выхода экономики из рецессии объясняют его привлекательность как для отечественных, так и для иностранных производителей этого оборудования. Однако при снижении платежеспособного спроса в настоящее время уровень конкуренции на рынке высок, как никогда ранее. И, к сожалению, российские производители проигрывают в этой конкуренции иностранным. Так, в первом полугодии 2009 года доля отечественных дизельгенераторов в структуре потребления составила лишь 29,3%.
Изготовлением дизельгенераторных установок в России занято около 30 производителей, в то время как ввозятся дизельгенераторы, произведенные более чем 120 иностранными изготовителями.
Более 70% совокупной мощности реализуемых на российском рынке дизельгенераторов формируется установками мощностью от 8 до 550 кВт.
В этом сегменте доля российских компанийизготовителей от совокупной мощности установок составляла в 2008 году 27,7%, в первом полугодии 2009 года — 39,5%. Наиболее крупными отечественными производителями установок в данном сегменте мощности являлись ОАО «Электроагрегат» (г. Курск), ОАО «Автодизель» (г. Ярославль) и ООО «ПСМ» (г. Ярославль) с суммарной долей 43% в российском производстве дизельгенераторных установок данного сегмента мощности.
В сегменте дизельгенераторов мощностью до 550 кВт в последние годы увеличивается присутствие на рынке продукции, изготовленной в Китае. Так, если в 2007 году доля китайских дизельгенераторных установок в совокупном объеме рынка по мощности составляла лишь 2,6%, в 2008 году — 9,2%, то в первом полугодии 2009 года — уже 14,2%.
Позиции российских производителей весьма слабы в сегменте дизельгенераторов мощностью свыше 550–560 кВт. Доля отечественных изготовителей в этом сегменте в 2008 году составляла лишь 2,2%, в первом полугодии 2009 года — 3,4%. Среди отечественных предприятий установки большой мощности выпускают лишь ОАО «Волжский дизель имени Маминых» (г. Балаково, Саратовская область), ООО «РУМО» (г. Нижний Новгород) и ОАО «Звезда» (г. Санкт Петербург). Этим предприятиям становится все сложнее конкурировать с иностранными производителями, наиболее крупными из которых являются такие международные компании, как Cummins, FG Wilson и Caterpillar, занимающие более 80% российского рынка дизельгенераторов большой мощности.
Экспорт дизельгенераторов от общего объема российского производства в единицах мощности в 2008 году составлял 7,1%. В первом полугодии 2009 года его доля даже немного уменьшилась — до 5,6%. Основными направлениями российского экспорта традиционно являются государства бывшего СССР — Казахстан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан, Украина.
В условиях жесткой конкуренции с иностранными производителями в более благоприятных условиях находятся те российские предприятия, которые выполняют государственные заказы по линии различных министерств, таких как Министерство Обороны, МВД, МЧС, Министерство Здравоохранения. Однако всем российским изготовителям дизельгенераторных установок на данном этапе жизненно необходимо совершенствовать свою продукцию, заниматься вопросами качества и снижения затрат, чтобы не допустить полного захвата рынка иностранными конкурентами.
И. В. СОСНОВСКАЯ,
ведущий эксперт ООО «КЦ ИРБИС»