О первом в России производстве солнечных модулей

Опубликовано: 19 февраля 2015 г. в 12:26, 84 просмотраКомментировать

Блогер Алексей Заболотнов побывал на заводе «Хевел» в Новочебоксарске за несколько часов до прибытия туда председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Назло сплетникам завод всё-таки запущен в промышленную эксплуатацию, и чтобы развеять все слухи вокруг этого предприятия, Алексей предлагает развёрнутую экскурсию по его «доселе неизвестным» цехам.

Для начала несколько общих кадров. Это уже готовые образцы солнечных модулей, которые стоят на территории завода. На самом деле их многие жители Чебоксар и Новочебоксарска видели, проезжая завод «Хевел».

Репортаж делался в конце декабря, когда шёл снег с дождём, и на модулях образовалась наледь:

Что нас ждёт внутри?

На заводе работают не только русские, но и иностранцы, которые помогают настраивать оборудование. Специально для них:

Нас предупредили, что внутри чистота, и просто бахилами здесь не отделаться.

Шапочки, перчатки, бахилы, халаты. Всем строго обязательно! Даже директору.

Поздравляю! Мы попали внутрь и, кажется, здесь не так уж и пусто.

«Хевел» для производства солнечных модулей использует микроморфную тонкопленочную технологии. Она базируется на применении микроморфных покрытий — «тонких плёнок» на основе кремния, являющихся следующим поколением технологии, уже зарекомендовавшей себя на рынке — фотоэлектрических модулей на основе аморфного кремния.

Производство представляет из себя конвейер, причем он практически полностью автоматизирован. Если посмотреть на схему, то в центре голубым цветом выделена автоматизированная транспортная линия, которая стекла из одного станка в другой. Сами станки расположены вокруг этой линии и занимают основную часть здания — выделены жёлтым цветом.

Если коротко описать процесс, то сначала происходит очистка стекла, затем наносится фронтальный токопроводящего слоя; 1-ый этап лазерного скрайбирования; нанесение фотоактивного слоя кремния; 2-ой этап лазерного скрайбирования; нанесение тыльного токопроводящего слоя; 3-ий этап лазерного скрайбирования и сборка модуля.

Система LPCVD для фронтальных и тыльных контактов:

Автоматизированная транспортная линия перемещает стёкла по линии нанесения тонкопленочных покрытий и подложки по линии сборки модуля.

Попасть внутрь этой автоматической транспортной линии — нельзя (напомню, этот участок на схеме выделен голубым цветом). Если попытаться открыть эту дверь, то вся система автоматически останавливается и включается сирена. Поэтому будем наблюдать через специальные окошки:

Внутри расположены несколько роботов и погрузчиков. Робот производит погрузку/выгрузку подложек и перемещает их от одного этапа сборки к другому.

На фото видно как робот захватил одну из подложек и переносит его в кассету. Кассета — это набор из 20 подложек. Робот собирает подложки в кассеты и затем эти кассеты перемещаются на нужную операцию. Скорость работы робота впечатляет. Кассету из 20 подложек они собирает примерно за минуту или даже быстрее!

Установка лазерного скрайбирования сегментирует модули на индивидуальные ячейки и последовательно соединяет ячейки друг с другом в единую электрическую сеть.

«Химпром» и «Хевел» в одном кадре. Почувствуй разницу:

Установка очистки краев модуля лазерной абеляцией.

Удаление покрытия с кромок солнечного модуля производится с целью электрической изоляции. Для удаления покрытия с кромок используется мощный лазер. Результат:

Здесь производится герметизация краев модуля — система наносит на зачищенный край модуля слой герметика (по всему периметру):

Совмещение заготовки модуля, ламинирующей пленки и заднего стекла.

Зачистка:

Еще один робот. Этот устанавливает клеммную коробку:

Уже почти все готово.

Солнечный модуль прибыл в контрольную установку измерения сопротивления изоляции:

Теперь модуль поступает в имитатор солнечного излучения. Каждый модуль (!) проходит проверку на эксплуатационные характеристики при стандартных условиях измерения. Система управления производством передает данные измерений на установку наклейки этикеток. На основе этих данных модули сортируются по мощности.

Все измерения пройдены, остался завершающий этап – клеммная коробка заполняется двухкомпонентным герметиком и коробка закрывается крышкой.

 Далее модули маркируются и отправляются на склад!

Общий план завода «Хевел».

Готовый солнечный модуль производства Hevel с подписью Аркадия Дворковича:

Пример использования: в Республике Алтай введена в строй крупнейшая в России солнечная электростанция мощностью 5 МВт (фото с сайта: hevelsolar.com)

Из общения с руководством выяснилось, почему так долго завод запускается. Как обычно, всё дело в бюрократии. Заводу нужно было пройти проверку — обращаются к местным органам, а те говорят, что они понятия не имеют, как такие объекты проверять (нет у них опыта). Компания обращается в Москву, а у тех недоумение — чего вы к нам идёте по таким вопросам — пусть местные этим занимаются.

Ещё один из слухов, что «Хевел» использует технологию прошлого поколения. Оказывается, тут просто решили схитрить китайцы и на одной из выставок придумали, что их модули нового поколения (да КПД они чуть увеличили, но называть этого новым поколением — слишком громко). Причем у «Хевела» уже сейчас есть формула, при которой на том же оборудовании они могут поднять КПД до «нового поколения».

Вам слово:

Стоимость самих модулей не слишком высока, но если вы решите, например, перевести свой домик в деревне на полностью автономную систему, то нужно будет приобрести аккумуляторы, систему управления и инвертор для преобразования постоянного напряжения в переменное. В итоге для частного домика это будет дорогим удовольствием. Но учитывая, что цены на солнечные модули, скорее всего будут падать, а цены на электричество у нас растут, то,... как считаете, — есть будущее у солнечных батарей?

Алексей Заболотнов

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.