«Давно и с успехом применяем контакторы КМИ в сборе с реле РТИ. Но из-за увеличения объемов производства приходится использовать новые двигатели повышенной мощности. Для высокомощных двигателей у вас существуют контакторы КТИ, но реле к ним я не нашел. Подскажите, пожалуйста, вариант решения проблемы!»
Вениамин Гурьянов, г. Калуга
Решение проблемы очень простое! Группа компаний IEK расширила ассортимент электротепловых реле и ввела в линейку электротепловые реле РТИ для крупногабаритных контакторов КТИ IEK®. Применение реле РТИ поможет избежать перегрузки электродвигателя, пропадания одной из фаз, затянутого пуска, заклинивания ротора и подобных неприятностей и значительно продлить срок служы электродвигателя.
Потребителям хорошо знакомы тепловые реле РТИ торговой марки IEK для малогабаритных контакторов типа КМИ. Теперь магнитные пускатели можно будет собирать на большие токи, с применением крупногабаритных контакторов КТИ.
Тепловое реле РТИ: свойства и принцип действия
Основное назначение электротепловых реле — это защита электродвигателей от опасного перегрева при возникновении длительных токовых перегрузок. Контактор и тепловое реле в сборке образуют магнитный пускатель, который применяется для того, чтобы при срабатывании защиты реле происходило экстренное отключение контактора и обесточивание электродвигателя.
Принцип действия теплового реле РТИ основан на деформации биметаллической пластины при нагреве. Биметаллическая пластина — это пластина из двух сваренных по длине металлов, с различным коэффициентом теплового расширения. При нагревании такой пластины, расположенной в главной цепи реле, каждый металл расширяется согласно своим характеристикам, и пластина изгибается в сторону металла с меньшим коэффициентом теплового расширения. Соответственно чем больший ток будет протекать через главную цепь реле, тем быстрее будут греться пластины, и тем быстрее будет срабатывать защита. В реле РТИ применяется не прямой, а косвенный нагрев биметаллических пластин, то есть, ток не проходит напрямую через саму биметаллическую пластину, а проходит через специализированный нагревательный элемент, расположенный рядом с пластиной и контактирующий с ней, который выделяя тепло — греет биметаллическую пластину. Таким образом, возможность регулирования места и площади контакта нагревателя с биметаллической пластиной значительно повышает точность настройки защиты реле и соответствие заявленным времятоковым кривым (см. Рис.1).
Помимо защиты электродвигателя от перегрузки по току, защита тепловых реле РТИ чувствительна и к пропаданию фазы. То есть, при обрыве одной из фаз электродвигателя, за счет повышения тока потребления по двум оставшимся фазам и нагревания биметаллических пластин, произойдет срабатывание защиты РТИ.
Напомним, что тепловые реле РТИ не только не предназначены для защиты электродвигателя от короткого замыкания, но и сами нуждаются в такой защите. Дело в том, что при протекании тока короткого замыкания нагреватель реле перегорит быстрее, чем нагреются биметаллические пластины, и реле отключит двигатель.
Поэтому при установке тепловых реле в цепи защиты обязательно должен располагаться аппарат защиты от короткого замыкания (автоматический выключатель, плавкая вставка и т.п.).
Электротепловые реле РТИ для крупногабаритных контакторов КТИ IEK®
Шесть типов реле РТИ имеют два габарита, с номинальными токами от 55 А до 200 А. Применяются для крупногабаритных контакторов типа КТИ (см. Табл.1).
Таблица 1
Тип реле | РТИ-5369 | РТИ-5370 | РТИ-5371 | РТИ-5375 | РТИ-5376 | РТИ-6376 |
---|---|---|---|---|---|---|
Диапазон регулировки уставки тока, А | 55-80 | 63-90 | 90-120 | 120-150 | 150-180 | 125-200 |
Новые реле имеют схожую с РТИ для КМИ переднюю панель. На передней панели расположен поворотный регулятор уставки по току, позволяющий выставить необходимый ток защиты в зависимости от номинального тока электродвигателя. Кнопка ТЕСТ, позволяет провести как проверку работоспособности дополнительных контактов реле до момента установки, так и имитировать срабатывание защиты реле в уже смонтированной схеме. Также при применении реле в магнитных пускателях, кнопка ТЕСТ служит для отключения контактора.
В реле РТИ-6376 из-за большого значения номинального тока до 200 А применяются трансформаторы тока, ток вторичной обмотки которых производит нагрев биметаллических пластин.
Реле РТИ для КТИ может работать в двух режимах: ручном и автоматическом. В автоматическом режиме работы, при срабатывании защиты реле и после остывания биметаллических пластин, дополнительные контакты реле автоматически перейдут в исходное состояние. В ручном режиме перевод дополнительных контактов реле в исходно состояние произойдет только после нажатия кнопки сброса.
Режим работы реле переключается при помощи поворотного регулятора кнопки СБРОС. В нажатом положении регулятора реле находится в автоматическом режиме, в исходном положении регулятора — в ручном режиме. О срабатывании защиты реле сигнализирует зеленый флажок, расположенный на передней панели.
Реле РТИ для КТИ предназначены для работы при широком температурном диапазоне. Однако не стоит забывать, что тепловое реле должно располагаться в тех же тепловых условиях, что и защищаемый им электродвигатель. Не рекомендуется располагаться реле вблизи нагревательных приборов, систем отопления и т.п.
Из-за особенностей работы реле и в связи с возможными значительным нагревом контактных выводов и элементов реле, корпус устройства выполнен из прочного пластика, стойкого к аномальному нагреву и огню.
Реле комплектуется всеми метизами, необходимыми для монтажа РТИ на контакторы КТИ, а также для подключения внешних проводников.
С уважением,
Александр ИЛИНИЦКИЙ
Группа компаний IEK