ФЗ об энергосбережении/повышении энергетической эффективности и региональные/муниципальные программы в реализации N 261-ФЗ. Мероприятия, подлежащие включению в региональные/муниципальные программы в области энергосбережения/повышения энергетической эффективности. Реализация региональных/муниципальных программ и N 261-ФЗ на практике в Петрозаводске, Ростове-на-Дону и Пензе.
Для технически грамотного человека не является откровением факт, что Федеральные законы, в том числе знаковый N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 (с последними изменениями от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ) не могут и не должны содержать практических установок/рекомендаций — в целом это декларативные документы, интеграция которых на практике реализуется посредством реализации положений отчасти государственных, а в основном региональных и муниципальных нормативно-правовых актов. Причем содержание этих правовых актов, как правило, регламентируется по целям, показателям и мероприятиям, что позволяет государству через соответствующие ветви исполнительной власти осуществлять контрольно-надзорные функции и корректировать всю нормативно-правовую базу, которая используется для реализации Федерального закона.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1045; от 15.07.2013 г. N 593; от 22.07.2013 г. N 615) определены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые дифференцированы в приложениях 1 и 2 по целевым показателям и мероприятиям, подлежащим включению в региональные/муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таблица. Мероприятия, подлежащие включению в региональные/муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225.
Мероприятия, подлежащие включению в региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности | Мероприятия, подлежащие включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
---|---|
по учету в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций водоснабжения и водоотведения, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности | по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии, воды, по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества |
по организации порядка управления (эксплуатации) бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи электрической и тепловой энергии, воды, с момента выявления таких объектов | |
Мероприятия, подлежащие включению в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности | |
в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням, если соответствующие полномочия в области регулирования цен (тарифов) переданы органам местного самоуправления | |
по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации | |
по прединвестиционной подготовке проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, разработку схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также проведение энергетических обследований | |
по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности осуществления регулируемых видов деятельности | |
по расширению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии | |
направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при осуществлении регулируемых видов деятельности | |
по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче | |
по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды | |
по сокращению потерь воды при ее передаче | |
по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии и экономической целесообразности такого замещения, а также с учетом тарифного регулирования и доступности гражданам платы | |
по обучению в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности | |
по информационной поддержке и пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования и т.д. |
Вместе с тем, превалирующее большинство региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основано на предельно ограниченном количестве мероприятий, а правительства/администрации регионов/муниципальных образований не работают в направлении разработки конкретных и доступных для понимания практических рекомендаций по реализации своих программ.
Так, государственная программа Республики Карелия «Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия» на 2015-2020 годы» базируется на 3 подпрограммах — «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Карелия», «Развитие газоснабжения и газификации Республики Карелия», «Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов» — и реализация первой из них планируется не на базе перечня мероприятий, а за счет решения задач повышения энергоэффективности использования энергетических ресурсов, вовлечения в топливно-энергетический баланс возобновляемых источников энергии и повышения информированности населения о деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Безусловно, проведение Чемпионата по онлайн-игре в энергосбережение «ЖЭКА», старт Чемпионата которой состоялся в г. Петрозаводск, проведение Республиканского конкурса детских рисунков «Энергосбережение глазами детей» в Петрозаводске, участие в запуске проекта «Школа грамотного потребителя», мероприятия по установке приборов учета энергоресурсов в муниципальной программе г. Петрозаводск и пр. является фактом реализации мероприятий по энергосбережению, но только 2-3 из всего перечня, регламентированного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225.
Практически аналогичная ситуация с реализацией государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие энергетики», где в качестве основных мероприятий по прошлому году реализовались покупка/установка приборов учета потребляемых энергоресурсов, замена ламп накаливания и других неэффективных элементов систем освещения, в том числе светильников, на энергосберегающие, а также информационная поддержка политики энергосбережения. Причем муниципальная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Ростова-на-Дону не особо изобилует новшествами в аспекте практических мероприятий в сравнении с государственной программой Ростовской области.
Показательно позитивно выделяется подход, как к планированию программ энергосбережения/повышения энергетической эффективности, так и разработке практических рекомендаций для юридических и физических лиц Пензенская область и областной центр — город Пенза. Помимо скрупулезно разработанных региональной и муниципальной программ с емким (в сравнении с аналогичными документами других регионов/городов) перечнем мероприятий, Администрация города Пензы предлагает простые и понятные Памятки — руководителю бюджетного учреждения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, по размещению энергоэффективного муниципального заказа, по энергосервисным договорам (контрактам), «Энергосбережение в быту», «Как сэкономить 3%?» — где определены первоочередные малозатратные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Так, в перечень мероприятий по экономии электроэнергии включены: установка энергосберегающих ламп, установка выключателей с зональным вкл./выкл. освещения комнат, установка компенсаторов реактивной мощности (установок компенсации реактивной мощности) и частотных преобразователей, установка датчиков движения для автоматического включения и выключения освещения, назначение персональных ответственных за выключение электропотребляемого оборудования (лампы освещения, компьютеры, источники бесперебойного питания, сетевые коммутаторы, зарядные устройства и др.) на ночное время, выходные и праздничные дни, обеспечение бесперебойной работы приборов учета электроэнергии.