«Начало строительства завода по производству силовых трансформаторов «Сименс». Воронеж. Индустриальный парк «Масловский». Именно с такой лаконичной надписи, сделанной на памятном камне, начинается территория нового предприятия «Сименс Трансформаторы». Сегодня, спустя два года после открытия, завод, построенный с нуля, успешно выпускает собственную продукцию и полностью интегрирован в глобальную технологическую сеть немецкого концерна. Чем же европейским инвесторам приглянулcя именно этот регион, и как функционирует сегодня предприятие? Ответ на эти и ряд других вопросов удалось получить в ходе посещения завода.
От участка к участку
До сих пор не получается избавиться от некоторых стереотипов. Один из них неизменно возникает при упоминании слова «завод». Воображение рисует полутемные цеха в серых тонах, добавляя запах машинного масла. Впрочем, ничего подобного на новом предприятии по производству трансформаторов под Воронежем нет. Первый участок, где будущий трансформатор начинает свой дальнейший путь – изоляционная площадка. Чисто, светло, уютно. Напоминает, скорее, исследовательскую лабораторию. О производстве говорит лишь монотонный гул работающих машин. Кстати, этот участок самый простой в плане имеющегося оборудования. Фрезерные станки и пилы раскраивают дерево, ламинат и картон. Из специального оснащения здесь 30-киловаттная печь с глубоким вакуумом для сушки изоляции и пропитки её маслом. Плюс два ЧПУ станка, изготавливающих рейки и прокладки. Отсюда готовая продукция следует дальше – туда, где происходит её приёмка и передача. Системы выдачи заказов и контроля качества отрабатываются экспериментально. Сейчас обкатывается методика личных штампов. Каждый сотрудник при выполнении любой операции ставит именную печать.
В целом производство трансформаторов является достаточно традиционным, где трудно чем-то удивить, поэтому рассказывать о каждом этапе сборки нет смысла. Остановимся лишь на моментах, свойственных именно заводу «Сименс Трансформаторы».
А. Савин |
Намоточный участок по определению руководителя производства Андрея САВИНА, является своеобразным метроном всего процесса и определяет такт изготовления трансформатора. Самый трудо- и наукоёмкий этап. На участке установлено девять намоточных машин грузоподъёмностью от пяти до десяти тонн. В самое ближайшее время в эксплуатацию войдет еще один станок вертикальной намотки, что позволит увеличить количество выпускаемой продукции. Жёлтый цвет рабочей одежды у некоторой части персонала не случаен. Это специальная одежда учеников. Им, помимо чтения и понимания чертежей, необходимо так называемое «чувство провода», поэтому полное освоение профессии достигается именно в цехах.
Следующая остановка на участке сборки магнитных проводов. Сталь, из которой они собираются, приходит в готовом виде из Австрии, Турции, Италии. В планах — покупка и последующая установка собственной раскроечной линии металла.
Здесь особое внимание привлекают два сборочных стола на воздушной подушке грузоподъемностью 50 и 80 тонн. Магнитопроводы не только собираются, но и перемещаются по цехам для последующих операций. Риски возможных повреждений сводятся к минимуму. Сборка одной единицы в среднем занимает 5-6 смен. Все задействованные рабочие участка владеют смежными специальностями (стропальщик, машинист крана) и объединены с участком сборки активных частей, суть которого заключается в насадке на магнит обмоток с последующей шихтовкой верхнего ярма. Визуально кажущаяся лёгкость выполнения операции на самом деле обманчива: необходимая точность варьируется лишь в пределах миллиметра.
Главное ноу-хау завода – климатическая установка мощностью 400 кВт, куда помещается готовая активная часть для окончательной сушки изоляции. С первого взгляда, обычное производственное помещение. Так достигается необходимая влажность и комфортная температура.
Один из окончательных этапов – это испытания. Трансформатор вакуумируется для последующей заливки масла. Впереди целый ряд испытаний и отгрузка заказчику. В планах предприятия — довести технологический цикл производства, например, трансформатора 63 МВА, до 45 дней.
Заканчивается обход на участке изготовления тяговых трансформаторов для поездов «Ласточка» и электровозов «Гранит».
Рабочий процесс идет в две смены, но некоторые участки, например, намотки или первой сборки, работают в три. Коллектив на предприятии молодой. Средний возраст рабочих 27-28 лет, их подготовку осуществлял местный энергетический техникум совместно с компанией «Сименс». Есть специалисты с других трансформаторных предприятий из Белоруссии, Украины, Китая. Коллектив растет из года в год, и в 2015 году приблизится к показателю в 400 человек.
Планы и перспективы
Вопросы, предполагавшиеся для брифинга, оказались заданными гораздо раньше. И в первую очередь, хотелось узнать как инвестиции в размере 50 млн евро нашли своё место именно здесь.
Появление предприятия под Воронежем не случайно. К моменту открытия, у «Сименс» и администрации области сложились доверительные отношения. Сторонами был заключено соглашение о сотрудничестве, регион предусмотрел для нового производства снижение налогов на имущество и транспорт, уменьшил арендную ставку владения землей.
При запуске любого производства важным является вопрос: впишется новый завод в существующий рынок или нет? Первые два года существования «Сименс Трансформаторов» говорят о том, что предприятие нашло свою нишу. В том числе, благодаря локализации, уровень которой составляет порядка 70%.
Портфель заказов, имеющийся сегодня, выглядит достаточно увесистым. Особенное внимание привлекают три крупных проекта: ПС «Котловка», Южно-Тамбейское газовое месторождение на Ямале и ТЭС в Эквадоре.
Для подстанции «Котловка» производится трансформатор на 200 МВА, сейчас он практически готов к отгрузке. Его габариты – это максимум, который способен производить завод. Не менее масштабно выглядит контракт на производство трансформаторов для Южно-Тамбейского месторождения. Вместо традиционного масла в них будет применяться современная изоляционная жидкость MIDEL731. Заказчик получит 26 силовых трансформаторов различного типа мощностью до 125 МВА и напряжением до 115 кВ. Поставки рассчитаны на ближайшие три года. На эквадорскую ТЭС «Термогас Мачала» воронежский завод поставит 5 силовых трансформаторов мощностью от 125 до 250 МВА. Выпуск последних позволит говорить, что завод готов к выпуску оборудования до 330 кВ – именно такому показателю соответствует фактическое испытательное напряжение. Для реализации заказа уже идёт закупка комплектующих. Полная отгрузка запланирована на февраль 2015 года.
Общая доля зарубежных поставок составляет примерно 20%. В основном это страны СНГ (Казахстан, Белоруссия), а также Монголия и упомянутый выше Эквадор.
Подробно остановились на значимости конструкторского отдела. Отсутствие серийности в производстве делает работу этого звена одним из важнейших этапов всего процесса. Каждый трансформатор проектируется «с нуля». Рабочие программы (расчёты и проектирование) представляют собой серверные продукты. Такая процедура свойственна всем трансформаторным заводам «Сименс», которых двадцать два по всему миру, включая российский. Подобный подход значительно облегчает выполнение стоящих задач. В частности, применение жидкости MIDEL731 является новшеством для Воронежа, поэтому помощь в расчётах и их проверка коллегами из остальных предприятий стороной является жизненно важной необходимостью.
В текущем году одним из внушительных приобретений завода стал кран грузоподъёмностью 200 тонн для собственной железнодорожной ветки. Её строительство стало важной частью в решении вопросов логистики. Раньше трансформаторы доставлялись автофургонами на станцию «Придача», где происходила их перегрузка и дальнейшая отправка. Сейчас готовая продукция сразу из цеха попадает на платформу и уходит на станцию «Масловка».
В целом посещение предприятия лишь подтвердило предположение о том, что завод в Воронеже способен качественно и в срок решать самые сложные задачи, обеспечивая заказчика надёжным, рентабельным и высокотехнологичным оборудованием.
Тимур ЖЕМЛИХАНОВ, «ЭР»