На текущий момент достоинства технических систем, генерирующих электроэнергию с использованием альтернативных (или возобновляемых) источников первичной энергии (батареи солнечной фотовольтаики, ветровые турбинные генераторы, турбины на биотопливе и т.д.) рассматриваются преимущественно в глобальных мировых или государственных масштабах и только отчасти — в отношении пользователей, как физических лиц, так и отдельных структур со статусом юридического лица.
Обусловлено это в основном финансовыми аспектами покупки, установки и эксплуатационного обслуживания генераторов на альтернативных источниках энергии, что суммарно формирует себестоимость «альтернативной» энергии в 2-4 раза большую, чем себестоимость электроэнергии, поставляемой электроснабжающими структурами через распределительные сети общего пользования.
Вместе с тем, альтернативные источники электроэнергии:
- в глобальном масштабе позволяют снизить выбросы парниковых газов в атмосферу и опасность глобального потепления с его негативными последствиями для человечества, сохранить невозобновляемые и трудновозобновляемые источники энергии, минимизировать риски экологических катастроф при авариях атомных электростанций и т.д.;
- в масштабах государства — уменьшить финансовую и политическую зависимость от стран-поставщиков энергоресурсов, улучшить экологическое состояние территории, снизить объемы собственной выработки электроэнергии и добычи энергоресурсов, решить проблему электроснабжения удаленных/труднодоступных регионов, в том числе по объемам поставляемой мощности и т.д.;
- для пользователей электроэнергии — снизить зависимость от поставщиков электроэнергии и владельцев распределительных сетей, в том числе при необходимости подключения дополнительных мощностей, повысить качество потребляемой электроэнергии (безусловно, если совместно с генерирующим оборудованием используются локальные конденсаторные установки или же потребляемая реактивная мощность компенсируется установками укм 58 и т.п. других пользователей, имеющих избытки реактивной мощности), а также иметь определенную финансовую выгоду, если это поддерживается льготной политикой государственных преференций.
Интерес к возобновляемым источникам энергии у правительств государств мира разный и в основном определяется двумя основополагающими факторами — наличием, объемами запасов традиционных источников энергии (нефти, природного газа, каменного угля) и субъективным отношением правящей структуры власти к решениям глобальных проблем климата на планете. «Бедные» на энергоресурсы Исландия, Дания, Португалия, Испания, Новая Зеландия на сегодня генерируют 25, 20.6, 18, 17.7 и 15.1% энергии из возобновляемых источников (геотермальных, ветровых установок, солнечных батарей). К 2020 году по правительственным программам эти страны должны догнать США (20-25% электроэнергии с возобновляемых источников), ЕС и Китай (до 20% электроэнергии с возобновляемых источников). Причем темпы роста индустрии выработки электроэнергии из альтернативных источников в ряде стран впечатляют — к 2010 году Китай по объемам выработки электроэнергии из возобновляемых источников обогнал лидирующую среди стран ЕС Германию и занял второе место в мире после США, Турция за год (с 2009 по 2010) увеличила объемы вырабатываемой из альтернативных источников электроэнергии в 1.88 раз (Анталия полностью снабжается только солнечной электроэнергией), Египет — в 1.35 раз, Ватикан с 2010 года практически пользуется только электроэнергией, произведенной на солнечной электростанции, в конце 2011 года была запущена электростанция на 1000 МВт в Индии и т.д.
Примечательно, что монстры по добыче углеводородного топлива Объединенные Арабские Эмираты и Катар развивают направление альтернативной энергетики почти так же интенсивно, как государства ЕС и страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — Объединенные Арабские Эмираты инвестировали огромные по объему финансы в проект города на энергии из альтернативных источников МАСДАР и т.д.
В числе аутсайдеров в развитии альтернативных источников энергии традиционно находится Россия, что в основном объясняют большими запасами нефти и природного газа и отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей выработку и потребление альтернативной электроэнергии. Так, при потенциале только ветроэнергетики в более, чем 50 млрд. кВт/ч в год на текущий момент выработка ветровой электроэнергии в стране едва превышает 18 МВт, а суммарная (по разным и неполным статистическим данным) мощность производимой солнечной фотовольтаикой электроэнергии находится на уровне 5-17 МВт, что более, чем в 2 раза меньше, чем в Люксембурге площадью в 2,5 тысячи км² с населением менее полумиллиона человек, почти в 1700 раз меньше, чем в Германии, более, чем в 1800 раз меньше, чем в США и даже в 5 раз меньше, чем в соседней Украине.
Здесь стоит отметить, что в отличие от РФ, практически закончившей формирование своей нормативно-правовой базы по альтернативным источникам энергии № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», de facto не действующим постановлением Правительства РФ N 850 от 20.10.2010 «Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании» и Программой «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.», бюджетное финансирование которой было сокращено в с апреля 2010 года в 3 раза, на Украине действуют самые высокие в Европе «зеленые тарифы», что привлекает инвесторов альтернативной энергетики, а также рассматривается закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения относительно стимулирования использования альтернативных источников энергии и видов топлива».
Финансирование стимулирующих развитие альтернативной энергетики мероприятий (государственных преференций, налоговых льгот) в России находится практически на нулевом уровне, в то время, как в США на поддержку предприятий и физических лиц, использующих возобновляемые источники энергии, ежегодно выделяется более 2.3 млрд. долларов, в Финляндии — 100 млн. евро, в Германии – более 1,5 млрд. евро и т.д.
В целом по Евросоюзу для локальных энергетических структур введены обязательные квоты на производство электроэнергии из возобновляемых источников (от 2 до 15% от общего объема реализуемой электроэнергии), причем эти огранизации должны покупать электроэнергию у владельцев ветровых турбинных генераторов, солнечных батарей и т.д. по фиксированным ценам в течение 20 лет – в Германии по 0,57 Евро/кВт*ч, в Испании по 0,4 Евро/кВт*ч, в Австрии по 0,6 Евро/кВт*ч, во Франции по 0,295 Евро/кВт*ч, в Люксембурге по 0,5 Евро/кВт*ч. Покупателям генерирующих электроэнергию установок предоставляются гранты в пределах 5 Евро/Wp, которые определяются из расчета практически полной компенсации затрат на покупку и обслуживание, а банковским институциям, предоставляющим кредиты на покупку/инсталляцию генераторов альтернативной электроэнергии, предоставляются существенные налоговые
По материалам компании «НЮКОН»