Город будущего — LED-city

Опубликовано: 11 июля 2014 г. в 11:58, 88 просмотровКомментировать

Большинство отраслей современной науки и техники работают на то, чтобы облагородить наши города и создать новое качество жизни для горожан. Город будущего — это место, где соединяются новейшие технологии и история, модная инфраструктура и культурные традиции. Писатели-фантасты предугадали многое, из того, что произошло с городами в начале 21 века, однако они вряд ли задумывались над тем, как можно изменить городское пространство при помощи света.

Для города и горожан: безопасность и экологичность

Сегодня светодиодное освещение, еще недавно казавшееся диковинкой, — неотъомлемый атрибут системы городского освещения. Рынок светодиодного освещения растет год от года, что неудивительно при высоких показателях энергоэффективности светильников и ламп на основе светодиодов. По всему миру запускаются сотни проектов, направленных на модернизацию старых систем освещения, светодиодное освещение внедряется в крупнейших городах и мегаполисах мира, таких как Лос-Анджелес, Токио, Париж, Берлин.

В России развитию нового типа освещения дал старт принятый в 2009 году Федеральный закон №2 61-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности». В результате отечественных исследований и разработок в сфере светодиодного освещения удалось снизить энергопотребление уличного и дорожного освещения в полтора-два раза. За счет перераспределения сэкономленных средств достигнут ощутимый экономический эффект, высвобождены дополнительные энергоресурсы для решения задач архитектурной подсветки.

Светодиоды на сегодняшний момент, бесспорно, являются самым безопасным и экологичным видом освещения. Светодиодные лампы не содержат ртуть, не требуют затрат на специальную утилизацию, абсолютно безопасны для окружающей среды и здоровья человека. Производство светодиодов и светильников на их основе также является экологичным и безопасным для окружающей среды.

При светодиодном уличном освещении сокращается количество ночных преступлений, а горожане чувствуют себя более комфортно на улице, которая максимально освещена ровным световым потоком. Более того, отмечено, что применение белого светодиодного света снижает утомляемость и способствует концентрации внимания за счет естественного спектра освещения. Именно поэтому многие коммерческие и государственные организации уже несколько лет применяют светодиодное освещение внутри помещений, чтобы позаботиться о лучшем самочувствии своих сотрудников.

Для водителей и пешеходов: улучшение видимости на дорогах

Немаловажной задачей является и улучшение ситуации на дорогах. Вместе с количеством автомобилей растет и количество ДТП. Для качественного улучшения ситуации в секторе дорожного хозяйства не достаточно только строительства и инвентаризации новых дорог. Необходима комплексная модернизации уже существующих магистралей, и в том числе — их освещения.

Светодиодное дорожное освещение, помимо колоссального экономического эффекта, имеет ряд других преимуществ, которые помогают улучшить ситуацию на дорогах. Так, особенно важным для автомобилистов является отсутствие у светодиодных светильников инфракрасного и ультрафиолетового излучения и стробоскопического эффекта (мерцания). Иными словами, светодиодные лампы и светильники обеспечивают четкое воспроизведение движущихся предметов и цветов в снежную и дождливую погоду, а также видимость и различимость дорожных знаков и разметки. Если на проезжую часть выбежал человек, или автомобиль вот-вот попадет в колею, водитель сможет среагировать при таком освещении раньше, и, скорее всего, это сбережет жизни людей.

Таким образом, светодиодное уличное освещение помогает нашим городам и магистралям стать безопаснее.

Для дорог и улиц: качество и экономичность

Решающим преимуществом в пользу светодиодного уличного освещения, помимо фактора энергоэффективности, является устойчивость к перепадам напряжения сети и температурным перепадам, а также возможность работы при низких температурах. Эти особенности наиболее важны для городов, находящихся в зонах резко-континентального климата, где суточные перепады температур могут достигать 25–30 [1], и для Крайнего Севера. Зоны резко-континентального климата занимают обширную территорию Центральной и Западной Сибири, от Енисея до водораздельных хребтов у берегов Тихого океана, а зоны Крайнего Севера — это берег Северного Ледовитого океана, а также территории к Югу от него вплоть до Северного Полярного круга. Совокупно эти области занимают более 60% всей территории Российской Федерации.

В последние годы группа компаний «Светлана-Опто-электроника» — лидер светодиодных разработок в России — успешно осуществила комплексные проекты по уличному освещению городов Нерюнгри (республика Саха (Якутия) — зона резко-континентального климата) и Оленегорска Мурманской области (Крайний Север). Помимо этого, полномасштабные проекты по уличному освещению были реализованы в Москве, Мурманске, Тюмени, Казани, Нижнем Новгороде, Туапсе, Санкт-Петербурге и в нескольких городах Ленинградской области. Испытания показали, что уличные светодиодные светильники подходят для любого климата.

Для дорожного хозяйства немаловажным фактором является и долговечность светодиодных источников освещения, ведь общая протяженность дорог в нашей стране по данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2011 года составляла 1097 тыс. км, а за 2012 и 2013 гг. построено еще более 10% от этой цифры. Именно из-за колоссальной протяженности дорог обслуживание осветительных установок, удаленных от центров, значительно затруднено, а работы по замене светильников могут быть даже опасны для жизни. Таким образом, чем дольше служит светильник, тем более низкими будут эксплуатационные затраты.

Еще одна важная функциональная особенность инновационного уличного освещения производства — это возможность подключения системы интеллектуального управления контроля, позволяющей с единого пульта по удаленному доступу регулировать уровень освещенности, включать и выключать определенные светильники или участки сети, мгновенно распознавать и устранять неполадки в системе, вести учет перегоревших элементов для своевременной замены. Это позволяет не только легко управлять всей сетью, но и сделать ее еще более энергоэффективной. Использование таких систем управления было введено в системах освещения объектов железнодорожного транспорта с 2010 года и принесло значительный эксплуатационный и экономический эффект.

Лидером в переходе на светодиодное освещение стало ОАО «Российские железные дороги», которое в период с 2008 по 2014 год внедрило светодиодное освещение более чем на 140 объектах и получило общую экономию электроэнергии на них более 30%, что составляет сотни миллионов рублей.

Для уличного освещения городов и автострад петербургские инженеры разработали специальные модели уличных светильников семейств СУС-М и СУС-ЛК, а также светильники серии iStreet (торговая марка SvetaLED®), параметры которых наиболее точно соответствуют основным требованиям для российских дорог, учитывают продолжительность светового дня, климатические условия и особенности урбанистической застройки городов, а также обладают повышенным индексом цветопередачи.

Эти осветительные приборы по выполняемой светотехнической функции освещения являются аналогами традиционным светильникам с лампами типа ДНаТ и предполагают замену ламповых светильников на светодиодные по принципу «один на один» с минимизацией затрат на монтажные работы, а также позволяют экономить от 34,5 до 53,4% электроэнергии в зависимости от типа дороги.

Новейшая разработка специалистов «Светлана-Оптоэлектроника» — уличный светильник СУС-К — отличается повышенным световым потоком (от 14 000 до 18 500 лм в зависимости от модели), современным эргономичным дизайном и увеличением гарантийного срока до 7 лет (фактические сроки эксплуатации этих светильников — 30–35 лет против 10 лет для традиционных светильников).

В 2013 году была запущена масштабная программа по полной модернизации уличного освещения города Кунгур Пермской области. По данным администрации этого города, к концу 2013 года 70% городского уличного освещения было заменено современными светодиодными светильниками, а экономия затрат на энергоснабжение и обслуживание светильников составила 65%.

11 ноября 2013 года, во Всемирный день энергосбережения, состоялось торжественное открытие новейшей системы светодиодного освещения Светлановского проспекта Санкт-Петербурга — одной из самых оживленных автодорог Северной столицы. На данный момент это единственный проект по модернизации общедоступной магистрали с помощью светодиодных ламп, который позволит обеспечить бесперебойную работу уличного освещения без дополнительного обслуживания в течение долгого времени (до 10 лет).

Для страны: высокотехнологичное и инновационное отечественное производство

Важно отметить тот факт, что ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» — одно их немногих в мире инновационных предприятий полного цикла, которое осуществляет на своих производственных мощностях в Санкт-Петербурге не только производство светодиодов, но и остальные технологические процессы — от выращивания светодиодных гетероструктур до выпуска готовых к подключению светильников и проектирования систем управления и контроля освещением. На этой уникальной площадке осуществляются в том числе и новейшие научные разработки для получения еще более экологичных продуктов. Так, в недалеком будущем планируются крупномасштабные проекты по установке уличных светильников на основе светодиодных плат без использования свинцовой спайки, которые полностью соответствуют самым жестким экологическим мировым стандартам производства.

Такие экспериментальные площадки и новейшее оборудование вкупе с уникальным научным потенциалом разработчиков позволяют отечественному предприятию не только идти в ногу со временем, но и опережать иностранных конкурентов, делая свою продукцию все более совершенной, экологичной и, в то же время, более дешевой. Благодаря постоянному контролю качества на всех этапах производства и наличию собственной испытательной лаборатории, а также высокому уровню профессионализма сотрудников, компания отличается открытостью, позволяющей заказчикам и партнерам увидеть все этапы производства — от появления идеи для нового осветительного прибора и экспериментов по его разработке, до выпуска новых моделей в серийное производство.

Наличие таких продвинутых производств в России свидетельствует о том, что наши человеческие, научные и производственные ресурсы, а также технические условия производства инновационных продуктов соответствуют, а в чем-то и опережают общемировые стандарты. Достаточно сказать, что требования к уличному освещению в России самые жесткие в мире.

Городская эстетика: новое пространство

Светодиодные светильники нельзя воспринимать просто как источник освещения. Мягкий, но вместе с тем яркий естественный свет LED-ламп (LED — light emitting diod — светоизлучающий диод) в темное время суток по-особенному подчеркивает достоинства архитектурных сооружений, заставляя горожан, спешащих с работы, поднять глаза и заново открыть для себя красоту своего города.

Стоит только назвать несколько проектов группы компаний «Светлана-Оптоэлектроника» по архитектурному освещению, и становится ясно, почему названные объекты стали выглядеть в последнее время намного красивее и современнее: подсветка Ростральных колонн, Гренадерского, Троицкого и Литейного мостов, фонтанов в акватории Невы, у Финляндского вокзала, фасадное освещение Единого Диспетчерского Центра Управления Перевозками Октябрьской Железной Дороги и Московского вокзала.

Регулярная и праздничная светодиодная подсветка выделяют важные детали сооружений, подчеркивают оригинальность и неповторимость каждого из них, создавая новый облик города. Для таких проектов нужно не только техническое обеспечение производства и эксплуатации светодиодных осветительных приборов, но и изысканный художественный вкус.

Прогнозы: российский рынок и мировые тенденции

Запуск таких важных проектов, как внедрение светодиодного освещения на платформах и магистралях Октябрьской железной дороги, модернизация осветительной системы российских городов, открытие светодиодного освещения общедоступных транспортных магистралей, тестирование новейших осветительных приборов отечественного производства — это первые шаги в предстоящем переходе на инновационное энергоэффективное уличное освещение. Проектные и ремонтно-эксплуатационные организации, а также широкая общественность теперь могут получать объективную и полную информацию о преимуществах и возможностях уличных светодиодных систем, произведенных на предприятии полного цикла.

Можно говорить о формировании положительного имиджа российской светодиодной продукции в целом. В 2014 году количество проектов по модернизации уличного и дорожного освещения и внедрению светодиодной подсветки архитектурных сооружений будет увеличиваться. Уже сейчас готовятся крупномасштабные проекты по модернизации осветительных сетей в десятках российских городов. Отечественные производители светодиодных осветительных приборов следуют общемировой тенденция перехода на светодиодное уличное освещение в целях экономии и соблюдения мировых экологических стандартов.

По материалам компании
«Светлана-Оптоэлектроника»
www.soptel.ru, www.svetaled.com

[1] Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2012. – С. 490.
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 2 (56), 2014

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.