На текущий момент с достаточно высокой уверенностью уже можно считать очевидным факт, что вне зависимости от придаваемой в СМИ и Интернет политической и/или экономической окраски импортозамещение в нашей стране стало реальным и популярным трендом, активно поддерживаемым и государством, и отечественным бизнесом разного уровня.
Стабильный интерес государства к импортозамещению наглядно демонстрирует ряд правовых актов в поддержку утвержденных Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р) и «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р), в том числе принятых только в конце прошлого-начале текущего года — Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (введен в действие с 01.01.2015), «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р и т.д. Интерес бизнеса пока в основном демонстрируется структурами федерального уровня, что вполне закономерно, поскольку решения проблемы такого масштаба должны инициироваться и начинаться «сверху».
Ближайшая перспектива импортозамещения в целом просматривается в «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», где поддержка импортозамещения заявлена одним из ключевых направлений действий Правительства РФ в течение ближайших месяцев, причем решение некоторых других ключевых задач Правительства (например, снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости) de facto напрямую связано с эффективностью импортозамещения, стимулирующего развитие отечественного производства и создание новых рабочих мест.
Среди мероприятий по достижению поставленных в «Плане» задач докапитализация банковских институций с целью расширения кредитной политики, предоставление из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, формирование механизма заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции, государственное регулирование планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом, в том числе для структур с долей участия Российской Федерации более 50 процентов, предоставление грантов малым инновационным предприятиям, расширение права на применение 2-летних «налоговых каникул» на всех впервые зарегистрированных ИП и т.д. и т.п., а также утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения.
Особенности импортозамещения в отрасли электроэнергентики
Базовым нормативно-правовым актом по импортозамещению в электроэнергетике вполне ожидаемо стала «Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем в ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2015-2019 годы», принятая федеральной сетевой компанией во исполнение требований Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р), Стратегии развития энергетического машиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года (утв. приказом Минпромторга России от 22.02.2011 № 206) и поручений протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 08.04.2011 № ВП-П9-20пр.
Программа ОАО «ФСК ЕЭС» в целом ориентирована на создание и развитие российских производств электротехнического оборудования, а также содействие инновационному развитию/модернизации предприятий российской электротехнической промышленности с формированием на территории РФ конкурентного рынка электротехнического оборудования. Для оценки эффективности реализации своей программы ОАО «ФСК ЕЭС» будет ориентироваться на показатели увеличения доли отечественного электротехнического оборудования в закупках по отношению к 2014 году, повышения уровня локализации производства электротехнического оборудования на территории РФ и прироста числа внедренных в производство инновационных продуктов и технологий, разработка которых велась в рамках совместных проектов ОАО «ФСК ЕЭС» и российских производителей. Причем уровень локализации производства в нашей стране федеральная компания будет рассчитывать по формулам, приведенным в разработанной «Методике оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации».
К безусловным достоинствам Программы импортозамещения ОАО «ФСК ЕЭС» можно отнести достаточно четкий алгоритм действий по решению проблемы импортозимещения, определенные фиксированные временные этапы импортозамещения с указанием доли отечественного оборудования в закупках и впечатляюще полную информационную поддержку реализации Программы, в том числе изложенную в методике оценки относительно терминов/обозначений (локализация компетенций, локализация производства, локализованное изделие, локализованная работа и т.д.) и порядка расчета уровня локализации производства электротехнической продукции.
К условным недостаткам — ограниченность охвата импортозамещения, в целом обусловленную балансовыми границами федеральной сетевой компании — так, ОАО «ФСК ЕЭС» интересуют только силовые трансформаторы, автотрансформаторы, кабели, разъединители, выключатели, средства релейной защиты, автоматики и пр. сетей напряжением 110-750 кВ, а импортозамещение электротехнической продукции для сетей средне-низкого и низкого напряжения, в том числе востребованные сегодня комплектующие и установки компенсации реактивной мощности сетей 6-10 кВ и ниже по факту делегировано сетевым организациям и бизнес структурам, предприятия которых подключены к сетям напряжения 0.4-10 кВ.
Вместе с тем, учитывая не ослабевающий интерес государства к импортозамещению и вполне объяснимую необходимость решения проблемы «сверху вниз» в ближайшей перспективе, причем возможно и к концу текущего года следует ожидать вытеснения импортных комплектующих, установок и оборудования с отечественного рынка электротехнической продукции с заменой их чисто российскими продуктами, благо наработки и потенциал у наших компаний есть, а многие отечественные компоненты и/или установки (например, пленочные конденсаторы и/или установки компенсации реактивной мощности) и без государственных/отраслевых программ импортозамещения уже не один десяток лет составляют успешную конкуренцию импортной электротехнической продукции.
Компания «Нюкон»