На протяжении многих десятилетий у людей формировалось представление о светильниках, как о предельно простых в использовании приборах, обслуживание которых не требует каких-то особых умений. Но в XXI веке технический прогресс добрался и до светотехники, которая ранее считалась довольно консервативной отраслью. При том, что выгода от новых технологий очевидна — уменьшение сумм в счетах за электроэнергию — внедрение новинок подчас сталкивается с сопротивлением на уровне рядовых потребителей. Осознав это, производители светотехнической продукции направили свои усилия на повышение «дружелюбности» новых технологий к потребителям. Это наглядно показала международная выставка Interlight, которая прошла с 10 по 13 ноября 2015 г. в Москве.
С точки зрения энергоэффективности и реализации дополнительных функций лучше полностью сменить существующие светильники на инновационные. Но потребители не готовы к такому мероприятию, поэтому еще в эпоху внедрения компактных люминесцентных ламп были созданы так называемые лампы-ретрофиты. Эти лампы имеют те же цоколи, что и традиционные источники света, и близкие габариты. Тем не менее, они не полностью идентичны и, в первую очередь, это касается кривой силы света (КСС). Компактные люминесцентные лампы не смогли полноценно заменить лампы накаливания. Со светодиодным лампами тоже поначалу не удавалось добиться полной совместимости, но все изменила филаментная технология. Благодаря ей удалось создать светодиодные лампы, которые не только дают КСС, полностью идентичную КСС лампы накаливания, но еще и внешне выглядят точно так же. То есть теперь потребитель просто меняет лампу накаливания в светильнике, не задумываясь о совместимости.
Ажиотаж на стенде российской компании «Лисма», вызванный презентацией первых филаментных светодиодных ламп отечественного производства
Собственно, с филаментной технологией и связаны основные сенсации выставки Interlight-2015. Компания Philips стала вторым (после Osram) производителем светотехнической продукции из «большой тройки», который взялся за выпуск филаментных светодиодных ламп. GE пока что не подключилась к данной тенденции, но она на выставке и не присутствовала. Ранее филаментные лампы производились в основном небольшими китайскими компаниями, первым же крупным европейским производителем, наладившим выпуск такой продукции, стала российская компания «Лисма».
Да, эта фирма, уже много десятилетий производящая традиционные источники света, взяла на себя смелость перешагнуть через несколько этапов развития ламп и освоила выпуск филаментных ламп на полгода раньше, чем Osram. К слову, немецкий производитель, хоть и участвовал в выставке, но серийных образцов филаментных ламп так и не продемонстрировал, в отличие от «Лисмы», которая показала линейку продуктов с мощностью до 8 Вт, что эквивалентно 75 Вт лампе накаливания. Стенд «Лисмы» был в итоге одним из самых популярных на выставке.
Помимо «Лисмы», производство филаментных светодиодных ламп освоила компания RUSLED, созданная на основе Томского завода светотехники. Для этой продукции придумали задорный бренд — «Лампочка Томича». Томск еще с советских времен знаменит как один из центров полупроводниковой промышленности, и в обозримом будущем там планируют наладить производство не только собственных инновационных ламп, но и филаментов для них (пока что в российских лампах используются импортные филаменты).
Cтенд компании «ВКЛ Электрик» был оформлен в виде макета филаментной светодиодной лампы
Филаментные лампы были представлены и множеством других фирм, в том числе и под локальными российскими брендами (но собранные в Китае). Тем не менее, рынок светодиодной светотехники, и, особенно, филаментных ламп, привлекает все новых и новых новичков с громкими брендами.
Филаментные светодиодные лампы Polaroid
Слово «поляроид» одно время было нарицательным, так популярны были фотоаппараты производства этой компании. С приходом цифровой фотографии слава немного поутихла, тем не менее, остался большой задел в области химии, оптики и электроники. И теперь он используется при производстве светодиодных ламп. Филаментные светодиодные лампы под цоколь E14, представленные на стенде данной компании, отличает стильный, так называемый, «эдиссоновский» дизайн колбы, напоминающий о тех временах, когда электрические лампы были вершиной технологий и их делали с особой тщательностью.
Помимо Polaroid, другой известной компанией, объявившей на выставке о расширении своей деятельности в сторону светодиодной светотехники, стала немецкая Esylux. Теперь она производить не только высококачественные датчики для систем аквтоматизации, способные управлять освещением без дополнительного контроллера, но и светодиодные светильники. Среди представленных образцов особенно следует отметить офисный светодиодный светильник Alice. Они устанавливаются группами по четыре, один из которых является ведущим устройством, а три остальных — исполнительными. Ведущий светильник содержит в себе датчик присутствия, устройство управления и блок питания. Важная инновация — исполнительные светильники, подключаемые к ведущему, получают от него по Ethernet-кабелю не только управляющие сигналы, но и электропитание, что упрощает и удешевляет установку системы. Можно управлять световым потоком и цветовой температурой группы светильников с пульта ДУ или со смартфона через Bluetooth.
На стенде Osram была представлена продукция российских компаний, использующих ее светодиоды
Кстати, немецкие компании, несмотря на все экономические и политические трудности, приняли самое активное участие в Interlight-2015. Интересно поступила компания Osram, позиционировавшая себя главным образом как производитель светодиодов. На ее стенде были представлены образцы продукции российских компаний, в которых установлены полупроводниковые источники света Osram. В первую очередь речь шла о светильниках компании Ledel, которые действительно достойны того, чтобы демонстрироваться на стенде международной корпорации.
Светильник Galad Кассиопея LED (в середине)
Естественно, на выставке не была обделена вниманием и актуальная тема импортозамещения. Зачастую приобретать импортные светильники вынуждают не их технические характеристики, которые могут быть на высоте, а значительно лучший дизайн. Да, с дизайном серийно выпускаемой техники проблемы были еще с советских времен. Но сейчас ситуация явно меняется. Один из примеров — уличный светодиодный светильник Кассиопея LED производства компании Galad. Он полностью оправдывает свое «космическое» название, представляя собой светящуюся «летающую тарелку». На выставочном стенде он был установлен на опоре таким образом, что создавалось ощущение свободного полета. Светильник также можно установить на тросе, натянутом между двух стен или опор. При световом потоке от 3900 до 9100 лм, в зависимости от модификации, и степени защиты IP66, масса светильника составляет всего 7,5 кг (у аналогов может доходить до 30 кг), что значительно упрощает установку и обслуживание осветительного оборудования. Интересно, что Galad предлагает данный шедевр дизайна в том числе и для освещения дворов. А кто будет против, чтобы у него во дворе было красиво, и, к тому же, светло? Лишь бы у коммунальных служб хватило денег на такие светильники.
Взрывозащищенный светильник для нефтедобычи,
производство компании «Электроточприбор»
Российские специалисты способны создавать шедевры дизайна даже в такой специфической области, как взрывозащищенные светильники. Я остановился у стенда компании «Электроточприбор», чтобы узнать технические характеристики представленного там светодиодного светильника. Название, как и полагается для такого рода продукции, далеко не поэтичное — ССП03-50-001-УХЛ1. Пока общался с сотрудниками компании-производителя, к стенду подошла гламурного вида девушка и задала вопрос: «Ой, какой красивый торшер! Как его купить себе домой?» И здесь нет никакой иронии — признаюсь, я сам зашел на стенд в первую очередь для того, чтобы узнать о том, кто же разработал такой классный дизайн? Оказывается, никаких иностранцев не привлекали, все придумали сами сотрудники конструкторского бюро предприятия. Конечно такой светильник, меняющий наши представления об осветительных приборах для промышленных предприятий, стоит несколько дороже, и пока что его основными потребителями являются предприятия нефтедобычи. Но, по мере диверсификации нашей экономики, можно надеяться, что такие светильники смогут позволить себе и заводы обрабатывающей промышленности. Красивые заводские цеха — это немалая составляющая престижа рабочих и инженерных профессий.
Плоские дизайнерские панели Maysun на обычных светодиодах
являются более дешевой альтернативой OLED-панелям
И, наконец, о том, чего на выставке посетители так и не увидели. Речь идет об OLED-панелях и светильниках на их основе. На выставке впервые за долгое время они не были представлены. С одной стороны, в нынешних экономических условиях в России OLED для освещения воспринимается как дорогостоящая игрушка, не более того. С другой стороны, на основе более дешевых и энергоэффективных обычных светодиодов создаются решения, способные создать конкуренцию OLED там, где их позиции уже сейчас сильны, а, именно, в дизайнерских проектах.
Компания Arlight представила гибкую плату со светодиодами LX-500 размерами 500x235 мм. На плате расположены 105 SMD-светодиодов с суммарной потребляемой мощностью 26 Вт, которые дают общий световой поток 2000 лм. Из платы можно вырезать ножницами разнообразные фигурки, буквы, пиктограммы и т. п. Вырезал, накрыл рассеивателем и вот значительно более дешевая альтнернатива OLED готова. Другое решение представила компания Maysun — тонкие светодиодные модули в виде квадратов и шестиугольников, и которых можно складывать орнаменты, например, украшая витрину магазина. Полноценная альтернатива OLED-модулям Lumiblade, которая, опять-таки, намного дешевле.
Это все не означает, что об OLED-технологии позабыли. Совершенствование OLED-технологии в будущем позволит повысить светоотдачу и увеличить срок службы, что позволит решить проблемы с окупаемостью. Но пока разработка и мелкосерийное производство OLED-светильников является скорее имиджевыми проектами, дающими сигнал инвесторам: «мы к будущему готовы». На российские выставки иностранные компании приезжают в основном в поиске рынков сбыта, а не в поиске инвесторов, поэтому им просто бессмысленно показывать технологии, не представляющие интерес для потребителей.