Искусство выживания после реформирования электроэнергетики

Опубликовано: 24 сентября 2012 г. в 15:08, 162 просмотраКомментировать

реформирование энергетики

Дифирамбы в честь завершившегося (завершающегося?) реформирования электроэнергетики страны стали традиционными для СМИ и сетевых публикаций, однако по факту в список Cui prodest пока не попали конечные потребители электроэнергии (мощности) — население и юридические лица, владеющие объектами разного назначения, а сама целесообразность и законность реформирования вызывает сомнения.

Причем дело здесь не столько в том, что создаваемые на деньги и трудом налогоплательщиков государственные стратегические объекты (электростанции, магистральные и распределительные сети с подстанциями) в той или иной мере переходят в коммерческую (читай, частную) собственность, а в банальных и безусловных фактах:

  • реформирование не улучшило состояния генерирующего оборудования и всей цепочки линий передач;
  • конечные потребители за электроэнергию качества «до реформ» сегодня платят больше, а государственное стимулирование применения локальных средств повышения качества (высоковольтные конденсаторные установки 6,3 (10,5) кВ, УКЛ (П) 56, низковольтные УКРМ-0,4) по-прежнему осталось декларативным.

По сути сегодня конечный потребитель электроэнергии — физическое или юридическое лицо РФ — вместо прямых отношений с государством, существовавших во время СССР, получил сложные и предельно запутанные отношения с рядом посредников, причем их количество после реформы значительно возросло. Так, например, в московском регионе вместо одного генерального поставщика электроэнергии в 2006 году (ОАО «Мосэнергосбыт») по состоянию на 29.08.2012 статус Генерального поставщика уже получили ОАО «Электросеть», МУП «Ивантеевские Электросети», МУП «Объединение «Истринские электросети», ОАО «Красногорская электрическая сеть», МУП «Троицкая электросеть», ООО «Русэнергосбыт», ОАО «Королевская электросеть СК» (ранее — ЗАО «Королевская электросеть», ранее — ЗАО «Королевская электросеть СК»), ОАО «Оборонэнергосбыт». Причем, во исполнение ст.6 ФЗ №36, запрещающей совмещение конкурентных и монопольных видов деятельности, электросетевые компании банально разделились на две структурные составляющие (01 июня 2010 г. МУП «Объединение Истринские электросети» реорганизовано с выделением МУП «Истринская сетевая компания», 1 января 2010 г. МУП «Ивантеевские Электросети» реорганизовано с выделением МУП «ИЭСТК», занимающейся транспортировкой электроэнергии и т.д.).

Т.е. вместо одной компании — владельца распределительной сети, потребитель теперь по факту будет содержать две структуры с расширенным штатом сотрудников, разными бухгалтериями, отчетностью и пр. Причем, помпезно афишируемая конкуренция на оптовом и розничном рынках электроэнергии, направленная на снижение цен конечного потребителя, в этой ситуации явно не сработает, ведь как можно отказаться от услуг Генерального поставщика, например, МУП «Ивантеевские Электросети» в пользу другого, если промышленный объект или квартира конечного пользователя электроэнергии подключена к сетям МУП «ИЭСТК», de jure другой компании, но de facto принадлежащей одному владельцу.

Зато теперь МУП «Ивантеевские Электросети» или иной Гарантированный поставщик имеет право на сбытовую надбавку, с которой Постановлением Правительства от 04.11.11 № 877 с 1 июля 2012 сняты ограничения в 11% и включающую расходы Генерального поставщика на осуществление своей деятельности, обеспечение стандартов качества обслуживания (!),принятию на обслуживание покупателей электроэнергии, формирование финансового резерва для поддержания объема оборотного капитала и пр. Более того, даже исключенные пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» расходы Генерального поставщика на оплату услуг банков и почтовой службы по взиманию платежей за электрическую энергию с потребителей теперь компенсируются взиманием комиссионного сбора, что выгодно компании — Генеральному поставщику, но отнюдь не потребителю, вынужденному платить буквально за все.

Интересен сам по себе факт появления рынка мощности, безусловно, важного в стабилизации энергосистемы в целом и повышении качества электроэнергии, но ориентированного снова-таки на Генеральных поставщиков, сетевые организации и генерирующие компании, а не конечного потребителя. То же Постановление Правительства РФ от 04.11.11 № 877 ввело с 1 апреля 2012 расчет за электроэнергию по трехставочной цене, где придется оплачивать, как приобретаемую мощность в составе электроэнергии, так и мощность, передаваемую по распределительной сети, причем величина сетевой мощности будет устанавливаться Системным оператором для всех категорий потребителей по среднему максимальному значению в рабочие дни месяца. Кроме того, рассчитываемая с 1.07.2012 в индикативных целях Генеральными поставщиками и сетевыми организациями резервная мощность будет оплачиваться потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт с июля 2013 года. Т.е. по факту для «…поддержания требуемого уровня готовности необходимых ему (потребителю) мощностей, что повышает надежность энергоснабжения…» потребитель-владелец производственного объекта с нагрузками более 670 кВт будет платить за мощность в составе электроэнергии, транспортируемую по сети мощность и резервную мощность. Хотя по логике уже оплатой мощности в составе электроэнергии потребитель гарантирует себе получение проплаченных объемов мощности при подаче электроэнергии установленного стандартами качества.

По-прежнему после «реформирования» декларативными и не получившими реального развития остались правовые документы, регулирующие производство, потребление и реализацию реактивной мощности, по сути, мощного инструмента, позволяющего снизить энергопотребление и повысить качество электроэнергии. По факту вне зависимости от того, установил потребитель высоковольтные конденсаторные установки 6,3 (10,5) кВ, УКЛ (П) 56 на стороне высшего напряжения собственной подстанции 10 (6)/0.4 кВ или низковольтные КРМ/ УКРМ -0,4 непосредственно на объекте и вырабатывает реактивную мощность, реализовать ее на розничном рынке нереально, как нереально продать генерируемую мощность вообще другим потребителям. Вернее можно, но исключительно Генеральному поставщику (с 1 января 2007 г.) по установленному им тарифу, или же на оптовом рынке, если потребитель получил статус субъекта оптового рынка, для чего ему нужно генерировать не менее 25 МВт мощности или стать Генеральным поставщиком, что при полностью заполненной нише генеральных поставщиков по регионам и с учетом безумно сложной и затратной процедуре получения статуса nonsense по определению.

По материалам компании «НЮКОН»

Информация о компании

Нюкон, ООО
Конденсаторный завод «Нюкон» производит: моторные, светотехнические, косинунсные и силовые конденсаторы. На базе завода работает цех производства шкафов УКРМ и АУКРМ. Продукция завода сертифицирована, обладает стабильно высоким качеством, и пользуется постоянным спросом не только в России, но и за рубежом. Отличительной чертой завода являются не только клиентоориентированые цены, но и быстрые сроки выполнения заказов. Будем рады Вашему обращению в нашу Компанию.

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.