История одного ТОЛа

Опубликовано: 19 ноября 2013 г. в 11:06, 20 просмотровКомментировать

Если заглянуть в историю любой техники, то станет очевидно, что ни один из ее видов не был идеальным сразу. Изобретение никогда не было точной наукой. Что ни возьми, любое изобретение начинается с прикидок, с расчетов, с создания опытного образца, на котором проверяются догадки и теории. Редко когда опытный образец может служить полноценным изделием. Это всегда лишь стартовая площадка, прототип, на котором инженеры обкатывают свои идеи. Да, наука требует времени и сил, но только так может появиться что-то стоящее, по-настоящему полезное.

Не раз уже озвучивалась мысль, что собственные разработки — это путь долгий и трудный. И что покупка чужой технологии обходится дешевле, чем если пройти этот путь самому. Тем более, что для того, чтобы пустить в жизнь уже готовое изделие, нужно преодолеть множество обязательных формальностей вроде сертификации, лицензирования, включения в различные реестры и связанные с этим испытания, проверки и комиссии. Понятно, что не всякому предприятию это под силу.

Крупные наукоемкие проекты — удел мощных корпораций, но даже на среднем уровне не много найдется желающих развивать свою область науки. Тем более приятно осознавать, что такие предприятия несмотря ни на что существуют, и на всем протяжении своей истории не оставляют изыскательской и научной деятельности.

Как историю успеха автомобильных гигантов можно проследить по узнаваемым всеми моделям автомобилей, так история «Свердловского завода трансформаторов тока» предстает пытливому взору в марках его трансформаторов. Ведь практически любой трансформатор тока, напряжения или силовой, за исключением разве только самых новых, имеет целый ряд усовершенствований как технических, так и технологических.

Взять, к примеру, трансформатор тока наружной установки ТОЛ-35. От прототипа, место которому сейчас разве что в музее, до современных трансформаторов целая пропасть длинною в 18 лет и десятки новых решений. И пусть на этом пути бывали ошибки — свои шишки, они всегда ценнее чужих. Тем не менее, факт остается фактом, литой трансформатор ТОЛ-35-III-II до сих пор остается в своей нише самым универсальным и самым распространенным изделием с непревзойденными техническими характеристиками.

Требования рынка — серьезный аргумент в пользу развития техники, и завод тоже всегда старался не отставать новых тенденций. Так, идя на встречу пожеланиям заказчиков, ТОЛ-35-III-II дал жизнь еще одиннадцати исполнениям с различными техническими характеристиками.

Так было до 2012 года, когда основные трансформаторы серии (ТОЛ-35-III-II и ТОЛ-35-III-V) претерпели значительное усовершенствование. На этот раз, благодаря развитию технологий заливки и появлению материалов с более совершенными характеристиками, стало возможным отказаться от двойной заливки и сделать трансформатор цельнолитым.

В свое время, именно двойная заливка позволила создать литой трансформатор для наружной установки, но с появлением циклоалифатических смол с улучшенными характеристиками этот технологический шаг потерял свою значимость. Новая технология позволила уменьшить объем литьевой формы и тем самым снизить массу трансформатора со 190 до 150 к г, а также, буквально, сняла все вопросы, касающиеся неравномерности электрического поля на границе двух компаундов.

Пожалуй, единственная сложность, созданная новым решением, это разделение ТОЛ-35 на трансформаторы в старой и новой форме. Поддержка выпуска трансформаторов в старой форме продиктована насущной потребностью в продукции такого рода, поскольку огромное количество оборудования в стране рассчитано под использование именно старого габарита.

Для удобства заказчиков, новый трансформатор маркируется индексом «А» в конце маркировки, а старый — индексом «Б».

Однако, даже столь серьезный шаг, как изменение технологии заливки, оказался не единственным инновационным решением в текущем году. Вторым не менее важным по значимости шагом стал выпуск трансформатора ТОЛ-35-7.2 с принципиально отличной компоновкой всех токоведущих частей.
Новинка «Свердловского завода трансформаторов тока» имеет компоновку в виде «бочки», отличительной особенностью которой служит винтообразная наружная изоляция, имеющая функцию самоочистки.

Компоновка «бочкой», перенятая в России с запада, делает трансформатор более компактным и еще более легким (130 кг), даже по сравнению с облегченным ТОЛ-35-III-II. Минус такой конструкции — пониженные характеристики: нагрузки обмоток, номинальная предельная кратность. Огромный плюс — более привлекательная цена. И что также немаловажно — соответствие трансформатора заявленным характеристикам гарантировано результатами всех соответствующих испытаний.

Появление нового трансформатора — это, если можно так сказать, достаточно громкое событие, как для потенциальных заказчиков, так и для конкурентов. Но, если вдуматься, то создание нового трансформатора это еще и маленькая победа над собой, торжество инженерной мысли перед неумолимыми законами физики, и очередной шаг на пути к совершенству.

Александр СМИРНОВ,
ведущий специалист ОМиВЭС
ОАО «Свердловский завод
трансформаторов тока»

Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 5-6 (47-48)

Информация о компании

Свердловский завод трансформаторов тока, ОАО
ОАО «СЗТТ» работает на рынке электротехнических изделий уже 65 лет. ЗА эти годы завод приобрел репутацию одного из известнейших производителей измерительных трансформаторов тока с литой эпоксидной изоляцией. На сегодняшний день линейка продукции ОАО «СЗТТ», пожалуй, самая широкая среди подобных предприятий не только по России, но и по всем странам СНГ.

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.