В аспекте защиты климата на текущий момент Евросоюз (в целом), США и Россия, по сути, ответственные за большую долю выбросов парниковых газов в атмосферу, демонстрируют совершенно разное отношение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, взятым на себя обязательствам и реализации мероприятий во исполнение международного соглашения 1997 года в Киото (Киотский протокол), решений конференций и встреч в Марракеше (Марокко, 2001), Монреале (2005), Найроби, Познани (Польша, 2008), Бонне (Германия), Бангкоке (Таиланд), Барселоне (Испания) и Копенгагене (Дания) в 2009, Бонне (Германия), Тяньцзине (Китай) и Канкуне (Мексика) в 2010, Бангкоке, Бонне, Панама-Сити и Дурбане (Южная Африка) в 2011:
— Евросоюз изначально взял на себя обязательство снизить выбросы на 8%, ратифицировал соглашение и после встречи в южноафриканском Дурбане в декабре 2011 года, на которой действие Киотского протокола 120 стран продлили до 2020 года, остался единственным крупным эмиттером, подтвердившим свои климатические обязательства;
— США подписали Киотский протокол, но не ратифицировали соглашение и не взяли на себя конкретные климатические обязательства. Тем не менее, демонстрируют реальный интерес к решению климатических проблем, активно реализуя и продвигая программу Green Power, инициированную Департаментом энергетики США (US Department of Energy — DOE), Институтом мировых ресурсов (World Resources Institute) и Центром ресурсных решений (Center for Resource Solutions — CRS).
Немаловажное значение для решения глобальных проблем климата имеют и ряд правительственных и пилотных программ в США по коррекции коэффициента мощности (Power Factor Correction — PFC) путем компенсации реактивной мощности, в которых при воздействии административного ресурса и экономической стимуляции в системы электроснабжения на всех уровнях внедряются конденсаторные установки (аналоги и новые, схожие и превышающие по эффективности отечественные укм 58);
— Россия подписала соглашение 1997 года, но ратифицировала Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата только 4.11.2004 после принятия №128-ФЗ, только в 2006 году вышли два распоряжения Правительства РФ №215-р «О создании российского реестра углеродных единиц» и №1741-р «О назначении организации-администратора российского реестра углеродных единиц», а в 2009 – Постановление Правительства РФ N 843 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климат». Причем на текущий момент (апрель 2012) на официальном сайте Российского Реестра углеродных единиц опубликовано только 18 утвержденных Минэкономразвития РФ и зарегистрированных Секретариатом РКИК инвестиционных проектов совместного осуществления в соответствии со статьей 6 Киотского протокола, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, что традиционно для России не перекрывает установленную квоту в 30 млн. тонн СО2.
Аналогичную позицию выжидания выбрала Россия и на встрече в южноафриканском Дурбане, где подтвердила готовность сохранить свои выбросы парниковых газов на уровне 1990 года, но уже не к 2012, а к 2013 году и официально заявив вместе с Японией, что не будет подписывать новую версию соглашения. Наряду с этим уже с начала 2011 года Россия стала торговать своими квотами на выброс вредных веществ и парниковых газов, что ставит под сомнение и выполнение заявленных еще в Киото климатических обязательств к 2013 году.
Защита климата и повышение энергоэффективности систем электроснабжения за счет компенсации реактивной мощности в Европе и России.
В то время, как россияне, отечественная индустрия в целом и подавляющее количество производственно-коммерческих структур ориентируются в своей деятельности на лидирующие по развитию страны Евросоюза (Великобританию, Германию, Францию и др.), российские законодательная и исполнительная власти продолжают работать в рамках традиций, наработанных за время существования Советского Союза.
Для ЕС характерен комплексный подход к решению задач защиты климата и повышения энергоэффективности, причем законодательная база Евросоюза развивается показательно практически для всех стран мира — после стартовой программы по продвижению энергосберегающих технологий «Thermie» 1989 года буквально, как из «рога изобилия» стали не только появляться, но и de facto реализовываться:
— программа «Save» (1991) и Инструкция по энергоэффективности (1991 — Сommunication on Energy Efficiency);
— Action Plan (План действий, 2000) по снижению энергопотребления и European Climate Change Program (Европейская программа по климатическим изменениям, 2000);
— Energy Intelligent Europe (EIE, 2003 — Программа энергетически интеллектуальной Европы), Green Paper on Energy Efficiency («Зеленый» документ по энергетической эффективности), Strategic Energy Technology Plan (Стратегический план по энергетическим технологиям) и Energy Policy for Europe (Европейская энергетическая политика) (2006-2008);
— Директива по энергетическим характеристикам зданий (Directive on the Energy Performance of Buildings – EPBD, 2002 с изменениями в 2007, 2009), Директива по эффективности конечного потребления энергии и энергетическим услугам (Directive on energy end-use efficiency and energy services, 2006), Directive on establishing a framework for the setting of ecodesine requirements for energy-using products, Directive on the promotion of cogeneration based on a useful heat demand in the internal energy market, Directive on the promotion of the use of energy from renewable sources (Директива по увеличению доли использования возобновляемых источников энергии);
— EnEV 2009/2012 и EEG 2012 (Закон о возобновляемых источниках энергии в редакции 2012 года), установивший пятилетние правительственные дотации в размере 0,7 центов / кВт-ч на энергию из возобновляемых источников.
Если к этому добавить реально действующие в странах ЕС энергетические паспорта зданий, которые в России так и остались декларативными с момента выхода СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и беспрецедентный факт не взимания оплаты за реактивную мощность при установке укрм, крм потребителем электроэнергии в отдельных странах ЕС, то становится очевидным, что Евросоюз стабильно работает в направлении защиты климата и повышения энергоэффективности.
В противовес этому РФ пока имеет чисто декларативный ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ряд стандартов (ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная», ГОСТ 721-77 «Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии. Номинальные напряжения свыше 1000 В», ГОСТ 21128-83 «Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии» и др.), СНиП и СП, практически утративших свою обязательность с введением в действие ФЗ «О техническом регулировании».
Причем скудный перечень действующих на текущий момент Технических регламентов, как РФ, так и Таможенного Союза пока не включают ФЗ, реально способствующих повышению энергосбережения, энергоэффективности и сокращению выбросов парниковых газов — № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования», №753-ФЗ «Технический регламент о безопасности машин и оборудования», № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», по сути, общие документы, не регламентирующие каких-либо конкретных норм и требований, а целевые Проект ФЗ N 119016-5 «Технический регламент о безопасности электроустановок» и Проект «Технический регламент по электрической безопасности» с перечнем нормативно-правовых актов для проектирования систем электроснабжения пока не приняты и не имеют силы закона.