Наиболее распространенный, простой и недорогой способ включения трехфазного двигателя в однофазную сеть — при помощи фазосдвигающего конденсатора, чаще всего двух конденсаторов — пускового и рабочего, иногда (для электродвигателей малой мощности, работающих при небольших нагрузках) одного конденсатора для запуска и работы, через которые запитывается одна из обмоток асинхронного двигателя, причем:
- обмотки статора могут быть соединены, как в «звезду», так и в «треугольник»;
- общая (суммарная) емкость конденсатора (рабочего и пускового или одного для запуска и работы) Сп = Ср + Со, где Ср — рабочая емкость (емкость рабочего конденсатора), Со — отключаемая емкость (емкость пускового конденсатора), а Сп = (2,5—3)Ср;
- рабочая емкость (емкость рабочего конденсатора) Ср = К*Jф/U, где К — коэффициент, определяемый видом соединения обмоток (для соединения «звезда» К = 2800, для соединения «треугольник» К = 4800), Jф — номинальный фазный ток электродвигателя, U — напряжение однофазной сети с частотой магистрали, а Ср = 66*Рном, где Рном — номинальная мощность электродвигателя (ориентировочно 6–7 мкФ рабочей емкости на каждые 0.1 кВт мощности электродвигателя);
- рабочий конденсатор подключается последовательно с обмоткой двигателя, а пусковой (отключаемый) — параллельно рабочему конденсатору и обязательно с разрядным резистором, снимающим остаточное напряжение в пусковом конденсаторе после отключения от силовой сети;
Справка: ГОСТ IEC 60252-2-2011 (и IEC 60252-2:2010+A1:2013) в п. 2.3.4 раздела 2.3 «Требования безопасности» регламентирует, что при постоянном присоединении конденсатора к обмотке двигателя, а также в случае недоступного положения конденсатора разрядный резистор можно не устанавливать, причем иногда разрядное устройство служит не для обеспечения безопасности, а ориентировано на предотвращение электрической перегрузки моторного конденсатора. В случае установки устройства для разряда, оно должно за 1 мин с момента отключения конденсатора снизить напряжение на выводах от максимально номинального значения до 50 В.
- для мощных электродвигателей возможна наборка рабочей емкости Ср = С1 + С2 + С3 .... Сн с параллельным соединением конденсаторов.
Силовые моторные конденсаторы асинхронных двигателей в отечественной и международной нормативно-правовой базе.
IEC 60252-2:2013 «AC motor capacitors — Part 2: Motor start capacitors» (IEC 60252-2:2010+A1:2013) (в России для сертификации моторных конденсаторов используется отечественная рецепция в виде аутентичного перевода IEС 60252-2:2003 — ГОСТ IEC 60252-2-2011 «Конденсаторы для двигателей переменного тока. Часть 2. Пусковые конденсаторы») формализует в терминах и определениях:
- motor running capacitor (или рабочий конденсатор двигателя), как подключаемый к вспомогательной обмотке асинхронного трехфазного двигателя мощный конденсатор, выполняющий функцию защиты двигателя при запуске и за счет сдвига фаз увеличивающий момент вращения двигателя в условиях эксплуатации и помогающий пусковому конденсатору при запуске двигателя;
- motorstarting capacitor (или пусковой конденсатор двигателя), как подключаемый к вспомогательной обмотке асинхронного трехфазного двигателя мощный конденсатор, поддерживающий опережающий по фазе ток в цепи обмотки и отключаемый в момент выхода электродвигателя в рабочий режим эксплуатации;
- capacitor for continuous and starting operation (или конденсатор для непрерывной работы и запуска), как подключаемый к вспомогательной обмотке асинхронного трехфазного двигателя мощный конденсатор, способный обеспечивать выполнение задач рабочего и пускового конденсаторов, и работать при одном напряжении во время эксплуатации, и более высоком напряжении во время запуска электродвигателя.
В качестве моторных конденсаторов международный (и отечественный) стандарт определяет пропитанные и непропитанные металлизированные конденсаторы с бумажным или пленочным диэлектриком, или комбинацией бумажных и пленочных диэлектриков, электролитические пусковые конденсаторы с нетвердым электролитом, а также формализует классы защиты (class of safety protection) для пусковых конденсаторов в виде кодов, которые обязательно должны быть промаркированы на корпусе каждого моторного конденсатора наряду с: данными об изготовителе или торговой марке; типом конденсатора; номинальной емкостью (в микрофарадах) и допустимом отклонении (в процентах); номинальным напряжением (в вольтах); длительностью рабочего цикла; климатической категорией в формате минимально допустимая рабочая температура/максимально допустимая рабочая температура/степень жесткости воздействия влажного тепла (в цифрах); датой (кодом даты) изготовления; знаками качества (сертификационные знаки).
Справка: Отечественный ГОСТ IEC 60252-2-2011 определяет 3 класса (кода) защиты моторных конденсаторов Р0, Р1 и Р2, IEC 60252-2:2013 «AC motor capacitors — Part 2: Motor start capacitors» (IEC 60252-2:2010+A1:2013) — 4 класса (кода) защиты моторных конденсаторов S0, S1, S2, S3, где класс S0 без защиты (аналогичный классу Р0 ГОСТ IEC 60252-2-2011), S1 с защитой от возгорания, взрыва и поражения электрическим током при отказе размыкания цепи и/или коротком замыкании (аналогичный классу Р1 ГОСТ IEC 60252-2-2011), S2 с защитой от возгорания, взрыва и поражения электрическим током при отказе размыкания цепи (аналогичный классу Р2 ГОСТ IEC 60252-2-2011), S3 (для моторных конденсаторов с сегментной металлизацией слоя диэлектрика) с защитой от возгорания, взрыва и поражения электрическим током при отказе размыкания цепи, и гарантией производителем остаточной емкости <1% Cn после испытания на разрушение.
Необязательно, но желательно нанесение при маркировке пусковых конденсаторов: номинальной частоты в герцах, если она не равна 50 Гц; графического знака или буквенного обозначения (SH) самовосстанавливающихся конденсаторов; типа наполнителя (для не сухих конденсаторов); номера стандарта или ТУ, по которым изготавливался пусковой конденсатор.