Конкуренция — надежный спутник бизнеса

Опубликовано: 14 ноября 2013 г. в 12:02, 43 просмотраКомментировать

Конкурентная борьба стала неотъемлемой частью рыночной среды в любой части света. Если же конкурентов нет, то хотите вы или нет, скоро они появятся. Однако бояться этого вряд ли стоит, ведь в деловом мире по-другому и не бывает, а для экономики, по мнению большинства специалистов, от конкуренции так и вообще сплошные плюсы. Понимая, что в рамках одной статьи полностью охватить заявленную тему невозможно, мы затронули лишь некоторые составляющие неотъемлемого спутника бизнеса и обратились за комментариями к представителям отраслевых компаний.

Государева рука

Конкуренция в переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и представляет собой борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда. Немаловажным фактором здесь является присутствие государства. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Каково же сегодня значение государства в жизни малого и среднего бизнеса? Мнения противоположные.

«Говоря о значимости государства для развития конкуренции в отрасли трансформаторостроения, мы неизбежно приходим к главной теме последних лет — энергоэффективности, — говорит заместитель главного директора ЭТК «Русский трансформатор» Алексей Зубарьков. — На мой взгляд, именно принятие жестких стандартов по энергоэффективности с обязательным их исполнением эксплуатирующими организациями и законодательная мотивация со стороны государства использования энергоэффективного оборудования позволят вывести конкурентную борьбу на новый уровень. На данный момент основным критерием при выборе оборудования у заказчика является цена, а это значит, что на равных с производителями нового оборудования выступают и ремонтные организации, и поставщики б/у оборудования».

С этим не поспоришь. Роль государства в вопросах энергосбережения действительно приоритетная и даже добровольно-принудительная. Но это лишь одна сторона медали, а ведь есть и другая.

«Государство вмешивается слишком сильно, причем даже не глобально, с точки зрения регулирования рынка, а очень мелочно: регламентирует, как я должен вести свой бизнес в маленьких детальках. Т.е. каждый раз, организовывая какую-либо маркетинговую активность, я должен думать не о том, как сделать акцию максимально эффективной, а о том, что разрешает мне сделать государство, — считает Дмитрий Найшуллер, директор по развитию официального дистрибутора ведущих предприятий Европы и США в сфере промышленной маркировки, решений для техники безопасности и охраны труда, материалов, инструментов и оборудования для электромонтажа ЗАО «ЮНИТ МАРК ПРО». — Особенно подобное регулирование заметно по тому, что компания имеет право отнести на себестоимость продукции, т.е. фактически государство определяет с помощью чего и какими способами должна развиваться кампания фирмы. Соответственно неодобренные государством методы ведут к тому, что я должен финансировать их уже из чистой прибыли после налогов. Например, печатные листовки — пожалуйста, сувенирную продукцию — уже нельзя. Или: для лучшего продвижения продукция должна быть на складе, но если срок годности закончился, то списать на себестоимость эти самые настоящие убытки нельзя — плати из чистой прибыли. И таких примеров море. Одно из последствий такого регламентированного подхода — это раздутый штат бухгалтерии любой российской компании. Если в аналогичной по размеру и обороту компании в Европе или Штатах будет работать один, максимум два бухгалтера (да и то на неполный рабочий день), то у нас пашет целая толпа без сна и отдыха».

Налогообложение не единственная «ахиллесова пята» присутствия государства в жизни бизнеса. Однако и здесь вразумительных шагов пока не было предпринято. Дмитрий Медведев будучи Президентом РФ поставил к 2020 году стратегическую задачу: 50% ВВП должен продуцировать малый и средний бизнес, в котором будет задействовано порядка 60% населения. За счет чего государство собирается достичь намеченных показателей пока видится туманно.

Наверное, проще говорить не о проблемах, а, наоборот — о том, что у нас доведено до ума и работает, как на правовом поле, так и в сфере налогов. Такое положение дел ведет и к несовершенству конкуренции, которое негативно сказывается на эффективности всей экономики.

Знание — сила

В борьбе за выживание более высокие шансы на успех имеет тот, кто владеет информацией и грамотно может ею воспользоваться. И здесь важное место отводится конкурентной разведке, которая в ее сегодняшнем виде получила сильный импульс развития в середине 1980-х годов. Родоначальником конкурентной разведки современного периода считается компания Xerox, столкнувшаяся с конкуренцией со стороны японских производителей. Это была война насмерть, поскольку японцы вышли на американский рынок с розничными ценами ниже себестоимости «Ксерокса». Но Ксерокс, благодаря своему японскому филиалу, создал систему работы, которую сегодня называют бенчмаркингом, а затем адаптировал и применил к миру бизнеса разведывательные технологии в максимально возможном объеме. Его примеру последовали другие крупные американские компании. Через несколько лет конкурентная разведка стала применяться в Европе, а затем и во всем мире. Сегодняшнее развитие технологий сделало разведку технически и финансово доступной для крупных, средних и даже для малых компаний — вот почему она сегодня столь стремительно распространяется во всех отраслях и на всех уровнях экономики.

«Словосочетание «конкурентная разведка» в России уже перестало быть чем-то экзотическим, хотя о содержании этого понятия до сих пор нет единой точки зрения. Конкурентную разведку часто путают с промышленным шпионажем, но это неверно: она действует в правовом поле в отличие от методов Джеймса Бонда, используемых в промышленном шпионаже. Объектами интересов конкурентной разведки являются не только конкуренты, как можно заключить из ее названия, но и клиенты, поставщики, а также все остальные субъекты рынка, которые могут оказать влияние на ее конкурентоспособность», — комментирует Дмитрий Петряшов, руководитель аналитического отдела компании «Джи И Индастри».

Как же в сегодняшних условиях отечественные компании отслеживают деятельность конкурентов и собирают информацию о них?

«У нас в компании сбором информации о потребителях, конкурентах и их возможностях занимается отдел продаж и маркетинга — говорит Олег Третьяков, маркетолог ООО «Компания Дизель». — Для получения объективной оценки рынка мы собираем и анализируем информацию собственным и силами, используем сведения маркетинговых служб наших поставщиков (ЯМЗ, LeroySomer и т.д.), а также заказываем готовые исследования у аналитических агентств».

«Обязанности по сбору и анализу информации о конкурентах выполняет маркетолог — сотрудник, без которого немыслима работа любой b2b компании. Но, на мой взгляд, еще большее значение имеет анализ рынка в части потребителей продукции — об этом многие забывают. Невозможно «быть в рынке», не зная этого рынка. Именно анализу рынка в нашей компании уделяется больше всего внимания. За это напрямую отвечает директор — для него анализ рынка не просто работа, а увлекательное хобби. Как известно, лучше всего получается то, что делается с душой, и я уверен, это одно из слагаемых успеха нашей компании» — мнение Алексея Зубарькова.

И в том, и в другом комментарии упоминается должность маркетолога. Уже во многих компаниях мира есть и свои настоящие коммерческие разведчики, специфика деятельности которых не предполагает афиширования. Однако постепенно и на российском пространстве ситуация меняется: в 2011 году в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ-СИНХ) создана магистратура по конкурентной разведке. Это первый ВУЗ в России, открывающий официальную образовательную программу такого рода. За рубежом подобные магистратуры есть довольно давно. Российские специалисты этого направления уверены, что в условиях глобального рынка у нас просто нет иных возможностей быть конкурентоспособными, кроме как противопоставлять службам бизнес-разведки зарубежных компаний соответствующие собственные службы.

Вступили? Не заметили…

22 августа Россия вступила во Всемирную торговую организацию. В этой связи нас ожидает снижение пошлин на товары, что благо для потребителей, однако это ведет и к усилению конкуренции на рынке, к чему необходимо готовится уже сейчас. Но почему именно существующие компании должны думать, как им действовать? Почему не новые организации должны об этом задумываться?

«По большому счету все зависит от новых игроков, их действий на рынке и внутренней стратегии — делится своим мнением Олег Третьяков. — Если говорить о нас, то мы при любых условиях будем придерживаться установленной принятой программы развития. Рынок сегодня активно развивается, а это влечет за собой появление новых игроков и новых тенденций, которые эти игроки привносят в отрасль. В силу этого «Компания Дизель» поэтапно совершенствует процессы и действия, ежедневно протекающие на предприятии. Чтобы нам преуспевать в своем сегменте и составлять достойную конкуренцию лидерам и новым компаниям на рынке, мы совершенствуем технологии производства силового оборудования, регулярно ведем анализ и оптимизацию цен на продукцию, налаживаем взаимовыгодные отношения с поставщиками комплектующих и, самое главное, обучаем своих сотрудников. При этом, не говоря о расширении производства, переоборудовании цехов, внедрении новых продуктов, которые позволяют нам выходить на новые сегменты рынка, мы используем новые веяния и методы в маркетинге и рекламе. Все это вкупе нам позволяет активно «толкаться локтями» на отраслевом рынке. Что касается инноваций, то это козырь европейских крупных компаний. Мы считаем своей задачей на сегодня качественно освоить, произвести и предложить клиенту все то, что могут иностранные производители (Cummins, SDMO, MTU, Caterpillar и т.д.). А вот уж на следующем этапе, когда весь процесс производства будет поставлен на рейсы и доведен до абсолюта, мы сможем задумываться и внедрять инновационные решения».

Более того, по мнению участников рынка, вступление России в ВТО вообще мало скажется на уровне конкуренции.

«Во многих отраслях конкуренция вообще находится не в рыночной плоскости, поэтому вступление в ВТО вряд ли окажет здесь сильное влияние, — говорит Дмитрий Найшуллер. — Другой вопрос, что данный факт добавит немного гирек на чашу открытости России, и крупные западные компании будут учитывать это при принятии решения о старте или развитии бизнеса в РФ. Но надо понимать, что новостями из России уже никого не удивишь, и все прекрасно знают, что, например, выделение энного количества миллиардов рублей на развитие такой-то отрасли в России крайне редко приводит к развитию этой отрасли».

Похожей точки зрения придерживается и Алексей Зубарьков.

«Не думаю, что вступление в ВТО сильно скажется на рынке силовых трансформаторов. Основные иностранные конкуренты из Казахстана и Беларуси итак давно в Таможенном союзе. Глобальные корпорации предлагают оборудование совсем другого ценового диапазона, занимают свой небольшой процент рынка и практически не имеют точек соприкосновения с отечественными производителями. На мой взгляд, в выигрыше останутся небольшие Европейские производители, но их роль на Российском рынке незначительна и рост объема продаж этих компаний даже 20–30% никак не повлияет на расстановку сил. Но вот чего действительно не хватает большинству отечественных компаний, так это ориентированности на клиента. Со времен плановой экономики прошло много лет, но отношение к заказчикам изменилось слабо. Более того, сами заказчики принимают правила игры, диктуемые заводами. Полагаю, долго такая ситуация не сохранится».

Что делать?

Так что же предпринять (и надо ли) уже существующим на рынке компаниям для защиты своих позиций? Еще две тысячи лет назад Сан Тзу учил китайских воинов: «Не уповайте на то, что враг не осмелится атаковать — сделайте все, чтобы ваши укрепления считались неприступными». Наиболее конструктивный ответ в данной ситуации — продолжающиеся нововведения, разработка новых продуктов и услуг, создание новых каналов распределения вместе с повышением эффективности производства. Стратегию своей компании озвучивает Олег Третьяков.

— Сейчас мы активно внедряем на рынке В2В в сегменте силового оборудования методику, приемы кросс-маркетинга, так распространенную в сегменте FMCG. Стоит отметить, это внедрение оправдывает наши ожидания. На основе многолетнего опыта в компании были разработаны типовые готовые решения, которые облегчают выбор дизельных электрогенераторов. Менее чем за год были составлены решения для аэропортов, гидромеханизаций, телекоммуникации и т.д. Кроме того, в конце 2012 года «Компания Дизель» постарается запустить интерфейс на официальном сайте компании, который позволит вести электронный расчет стоимости оборудования в режиме on-line. Данное маркетинговое решение позволит расширить рамки программы клиентоориентированности, а пользователям облегчить расчет и оптимизировать время обработки технического задания на оборудование; создаст для будущих клиентов понимания адекватности и прозрачности цен на продукцию. Также сейчас ведутся обсуждения о создании потенциальной площадки в сети Интернет, позволяющей «Компании Дизель» представлять продукцию в виртуальном пространстве, а клиентам оценивать ее работоспособность.

В любом случае, компаниям следует придерживаться проверенного веками армейского принципа: «Атакующая сторона владеет инициативой, определяет направление удара и раскрывает слабые стороны противника». Или, проще говоря, лучшая защита — это нападение.

Подводим итоги

Недостаток сбора информации о конкурентах все же присущ отраслевым компаниям, однако в ближайшем будущем все, что уже работает на западе, вероятно, придет и к нам. Тем не менее, реалии сегодняшнего дня говорят о том, что отечественный рынок характеризуется довольно высоким уровнем конкуренции. Это положительно сказывается на отрасли, так как позволяет выбирать наиболее оптимальные решения для каждой задачи, повышать эффективность производства, что, в свою очередь, неизменно приведет к стабильному экономическому росту. Вместе с тем, государству пока слабо удается создавать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России, хотя определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится именно этому институту. При этом пожинать плоды тактических и стратегических столкновений в конечном счете все равно придется нам — потребителям.

Тимур ЖЕМЛИХАНОВ
Статья
опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 5-6 (47-48)

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.