Менеджмент, кадры, охрана труда

Лечение санкциями

3 декабря 2015 г. в 10:48

Об импортозамещении сточки зрения обеспеченности технологическим и административным ресурсом.

Введение

Так получилось, что за 15 лет сотрудничества с ZEZ SILKO, чешским заводом по производству силовых конденсаторов, мне пришлось наблюдать различные перипетии в его развитии. Не претендуя на широкие обобщения, все же хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями в отношении того, в каких условиях шло становление, развитие этого предприятия, и, в частности, когда и как решался вопрос импортозамещения.

Еще в 90-е довелось слышать уважительные отзывы от чешских спецов об уровне тогдашнего отечественного силового конденсаторостроения — он был сопоставим с зарубежным. По прошествии четверти века ситуация изменилась. В то время, как Гайдар в России (или Бальцерович в Польше) устроили так называемую «шоковую терапию», в Чехии не допустили дикого рынка и его «невидимой руки». В результате, не было ни регулярных обвалов национальной валюты, ни дефолта. Хотя многие чехи ругали и ругают «купоновую» приватизацию, и далеко не вся промышленность Чехии выдержала испытания, все же шансы выжить у чешских предприятий были выше, чем у российских. Более того, на примере того же ZEZ SILKO видно, что эта новая реальность позволила некоторым игрокам не только остаться, но и сделать существенный прогресс. И, что любопытно, в условиях открытого рынка и при постоянно усиливающейся национальной валюте.

Протестировать, поменять и внедрить

Открываем каталог ОАО «КВАР» (Россия) и смотрим номинальный ряд по конденсаторам для высокого напряжения (выше 1 кВ). В принципе, и смотреть больше и нечего: за 25 лет после начала «реформ» современные низковольтные конденсаторы (в алюминиевых корпусах) у них так и не появились, а старые конструкции практически неконкурентноспособны. Конденсаторы высокого напряжения (medium voltage) у ОАО «КВАР», во-первых — делят на компенсационные и для фильтров гармоник, во-вторых — разделяют для разных условий эксплуатации (наружное — корпуса из нержавеющей стали, внутреннее — из обычной). У ZEZ SILKO это все в прошлом: конструкция шаг за шагом совершенствовалась, и теперь компания предлагает более универсальные компенсационно-фильтрационные конденсаторы наружного исполнения (из нержавейки). В-третьих — верхняя граница номинального ряда: у ОАО «КВАР» он заканчивается на 16,6 кВ, 800 кВАр, у ZEZ SILKO — на 24 кВ, 1000 кВАр. Это означает, что в то время, как автоматические установки компенсации реактивной мощности (АУКРМ) с общей мощностью, например, 1350 кВАр на российских конденсаторах собирают из 4-5 секций-шкафов, то на конденсаторах ZEZ SILKO АУКРМ той же мощности можно собирать всего из 3-х, включая входную секцию без конденсатора. Учитывая, что такие УКРМ идут главным образом для комплектации КТП, становится понятно, какая достигается экономия по весу, массо-габаритам и цене (удельная стоимость за кВАр тем ниже, чем больше кВАр в одном корпусе). Сюда же добавьте дополнительную экономию при комплектации (вакуумный контактор от 700 до 2000 евро/шт., токовый реактор около 500-600 евро, сам шкаф для отдельной ступени и т.д.) и, наконец, учтите, вызванное снижением числа элементов конструкции, повышение надежности.

Что же сделали чехи? Чтобы продлить номинальный ряд до 1000 кВАр/корпус, им потребовалось многое изменить, осуществив технологическое перевооружение. Надо было перейти на лучшие (и самые дорогие!) материалы, протестировать многих производителей компонентов и применить лучшую комплектацию. Предстояло поменять технологию работы с пленкой и внедрить передовые методы обработки материалов. Директор одной конкурирующей фирмы из Казахстана после знакомства с чешским производством сказал: «А мы, дураки, все надеемся на работника ОТК и ставим их после каждой операции. А что они могут?! Только фиксировать брак! Надо вкладываться в оборудование, в материалы, в технологию — тогда и контроллеров столько не понадобится». Так и в нашем случае: если по имеющейся в России технологии делать конденсаторы повышенной мощности (не говорим о 900-1000 кВАр, а хотя бы 600-700 кВАр), то они получатся большими, тяжелыми и ненадежными.

То есть, в нашем случае задача импортозамещения если и решается, то опять-таки на импортном материале и импортном оборудовании: лучшая на сегодня пленка у французского Bolore и финского Terwakovski, лучший импрегнант — JARYLEC (опять французы!), лучшие проходные изоляторы — итальянский ZAMBER, лучшие намоточные станки — METAR (Швейцария), HILTON (USA).

Таким образом, не из чего и не на чем делать в России качественное импортозамещение, если речь идет о силовых компенсационных конденсаторах! Дело даже не в ценах (про них отдельный разговор), просто в странах Таможенного союза материалы необходимого качества отсутствуют.

Административный ресурс

Отношение к импортозамещению не должно быть компанейским — это понятно всем. А каким оно должно быть? Какая должна быть экономическая модель и администрирование?

Чешская модель экономики с самого начала была настроена так, чтобы стоимость жизни не стремилась скорей-скорей вверх, к общеевропейским стандартам, наоборот — она не должна была расти слишком быстро, так как уже 20 лет назад всем стало понятно, что экономически выживут те, кто сможет состязаться с китайцами. И уже тогда Германия стала проводить политику «затягивания поясов» и снижения издержек, так как столкнулась с бегством реальных производств из Германии в страны с низкими издержками.

Между прочим, очень даже немало чешских электротехнических фирм полегло в неравной борьбе с внешней конкуренцией, в основном состоящих из западных аутсорсинговых производителей, то есть, по сути, дешевых азиатских производителей под известными и не очень западными марками. А собственно, почему бы и не аутсорсинг? Например, EPCOS GmbH — совместное детище SIEMENS и «Мацушита» (логотип на изделиях SIEMENS, как бы Германия). Сегодня их производят в Бразилии, Индии, Китае.

Здесь мы плавно перешли к «импортозамещению», когда фирма-резидент является собственником производства, которое само по себе находится за пределами страны пребывания собственника. То есть в каком-то смысле, аутсорсинговая компания в сравнении с обычным импортером такой же продукции такого же азиатского или любого другого зарубежного производителя, выглядит как бы отечественным производителем. И, вроде бы, импортозамещение осуществляется. Особенно, если сравнивать его с обычным импортером: место регистрации главного офиса, «глубина переработки» и т.д. Может быть, даже ввозится «полуфабрикат» с последующим «производством» полностью «отечественного» изделия и наклеиванием собственной этикетки. Это импортозамещение или все-таки «Потемкинская деревня-2»?

Чтобы не впасть в соблазн красивых отчетов о росте импортозамещения, обратите внимание на то, что реально произведено у данного производителя (не побоюсь этого слова) в этой стране.

Бег с препятствиями

Вернемся к чешским примерам. ZEZ SILKO продержалось как независмое предприятие с 1989 по 2004 год, и хотя продолжало оставаться успешным, было ясно, что в условиях открытого рынка рано или поздно придется отдаться «стратегическому партнеру». Им стал испанский CIRCUTOR. Для испанцев это было выгодное приобретение с одновременно вынужденным аутсорсингом и сокращением собственных рабочих мест. Чехи при этом взяли главный приз — получение доступа к испанским заказам и дополнительный бонус (вот здесь случилось импортозамещение!) в виде передачи испанцами производства еще одного вида продукции. ZEZ SILKO начал делать дроссели, которые раньше покупали у немецкого производителя.

Вот здесь все логично с чешским импортозамещением: благодаря их экономической политике, они смогли удержать свои общественно необходимые издержки достаточно низко (обед в чешской заводской столовой стоит 1,5 евро) и по времени достаточно долго, чтобы сохранить свою конкурентоспособность на европейском и, теперь уже можно сказать, на мировом рынке, добавив в свой портфель заказы, которые раньше получали другие.

Уже некоторое время наблюдается следующий этап — экспансия чешских конденсаторов (и не только их!) на китайский рынок. Несмотря на распространенные мифы о качественном «заводском китае», чешские конденсаторщики уже минимум как лет 15 «зацепились» за Тайвань, а в последние годы расширяют свое присутствие и на материковом китайском рынке. Похоже, они «пересидели» тревожный для всей Европы этап низких китайских зарплат, и по параметру «цена/ качество» выглядят на китайском рынке весьма привлекательно, обретая новых покупателей.

А что же в Таможенном Союзе? Спрашиваю «заклятых друзей», производителей конкурентной продукции в Казахстане про Китай и возможность их присутствия на этом необъятном рынке. «Да где там, у них своего такого добра навалом, — отвечают мне. — Если бы мы были хотя бы дешевле». Отсюда и неконкурентоспо- собность многих предприятий России, выживающих только за счет высокого таможенного барьера. Цену товара, который не облагается таможенной пошлиной, после прохождения таможни для грубой оценки можно смело умножать на 1,3-1,5. В этом коэффициенте стоимость доставки, обязательные таможенные платежи, услуги таможенных брокеров.

Кстати, сравните: в России оформление таможенной очистки любого груза обойдется не меньше 2000 евро, на чешской таможне задекларировать груз — от 300 до 500 крон, то есть 10-20 евро. О какой вообще конкурентоспособности промышленного производителя из ТС в других странах можно говорить, если в условиях международного разделения труда какие-то материалы, полуфабрикаты, компоненты он берет у зарубежного поставщика? На выходе получается что-то дорогое, отягощенное «ввозным налогом» с пока еще с непонятными показателями качества (см. его парк технологического оборудования), которое, в лучшем случае, будет соответствовать продукции по ту сторону таможенного барьера. Но там это значительно дешевле!

Не получится ли так, что с ростом такого импортозамещения, увеличится доля продукции произведенной на своей территории, но одновременно вобравшей в себя все издержки неэффективных устаревших производств и протекционисткой таможенной политики? Насколько такой подход будет конкурентным и востребованным?

Заключение

Вот, собственно, и все. Что так по-умному мы называем импортозамещение, на самом деле все та же конкурентоспособность собственного производителя: если продукция конкурентна, то импорт не нужен — можно и самим куда-то экспортировать! И импорт не страшен, как в случае с чешским ZEZ SILKO, пережившем самые разные «набеги» китайских, немецких и др. производителей. Даже ближайший конкурент из Восточной Германии сдался: пару лет назад отменил своему единственному дилеру в Чехии оптовые скидки, устав от ожидания, когда, наконец, у ZEZ SILKO будет отвоевана хотя бы частичка их рынка. В результате, этот представитель «Электроникона», чтобы как-то выжить теперь предлагает английский аутсорсинг из Азии.

Если же продукция отечественного производителя неконкурентна, то вариантов немного: импортируете либо прямо, либо под видом аутсорсинга отчествен- ного «производителя», либо под видом аутсорсинга «производителя с мировым именем» типа EPCOS (SIEMENS), «Шнайдер Электрик» и пр., и пр. Подобные примеры найдете на любом рынке и в любом сегменте. Оберегая не очень конкурентного отечественного производителя высокими пошлинами или слабым рублем, импорт никак не перекрывается, стимулируя приток более дешевых аналогов, что в большинстве случаев означает низкое качество. Фирменный аутсорсинг, конечно, не так уж и плох (пока немецкий/французский мастер строго следит за юго-восточными руками). Но все же, надо добавить хотя бы чуть-чуть маркетинга в смысле знания рынка. И тогда обнаружится, что SIEMENS (Germany), SIEMENS (USA), и даже SIEMENS (Pakistan) почему-то применяют продукцию ZEZ SILKO, а не конденсаторы своего дочернего EPCOS с логотипом SIEMENS. Швейцарский CERN почему-то использует во всемирно известном коллайдере тоже конденсаторы ZEZ SILKO, хотя под боком есть известный немецкий производитель. И таких примеров масса.

По опыту поставок в Россию и другие страны СНГ уже можно понять, что чешским конденсаторам здесь отдают предпочтение как раз те, кому важно отношение «цена/качество», а не просто «цена»: «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и др. То есть те, кому приходится осваивать и строить новые объекты, где или нет развитой инфраструктуры и предполагается, что оборудование будет работать в любых условиях Сибири, Севера и тропиков (например, поставки индукционного оборудования российского производителя ВНИИ ТВЧ (СПб) на конденсаторах ZEZ SILKO во Вьетнам), или просто высоки требования к оборудованию, которое должно работать надежно и безотказно. Так они и работают, эти «дубовые» чешские конденсаторы и на ускорителе элементарных частиц в Женеве (Швейцария), и на БСК в Якутии при самых суровых в России морозах и при повышенной сейсмичности!

Просто обвалив рубль и сделав дорогим импорт, не устранить одним махом причин, по которым не получается высококачественная продукция в той или иной российской отрасли. Это временная пауза, которая и слишком мала, чтобы догнать тех же чехов, и работает не только против иностранного производителя конкретных изделий, но и против отечественного, если он вынужден свою продукцию делать из импортных материалов. Рынок все равно отыгрывает свое, как было не раз. Ограничение импорта путем его удорожания — вообще сомнительная мера в условиях углубляющейся специализации в международном разделении труда: очевидно же, что при ослаблении курса национальной валюты у отечественного производителя сужается спектр его возможностей, когда материалы вынужден импортировать.

Пока же от ослабления рубля временные преимущества на этом сегменте электротехнического рынка получают совсем уж дешевые зарубежные поставщики, в том самом смысле, когда «дешево хорошо не бывает». И замещают они низкосортной продукцией то, что вдруг стало слишком дорого для российского потребителя — вот такое «импортозамещение». Но и это пройдет. Одна какая-то остановка индукционной электропечи из-за отказа дешевого «печного» конденсатора от индийских коллег, и у ZEZ SILKO опять рост заказов на конденсаторы для электротермии.

Где-то должно быть оптимальное решение. Но если подразумевается, что режим санкций вылечит Россию от нефтегазовой «иглы», то действовать надо (как и при любой зависимости) осмотрительно, не допуская ломки или шоковой терапии.

Источник: Сергей ЧАПЛЫГИН, инженер. Материал опубликован в журнале «Электротехнический рынок», №№5-6 (65-66), 2015

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Импортные резисторы со склада

Ищем порядочных и интересных покупателей которые смогут оценить наш 20 летний опыт, многолетний труд по созданию структуры складской оптовой компании , поддержанию интернет системы заказов , налаживания системы отображения информации на сайте в режиме реального времени. наш сайт www.e7e.ru Заявлена информация о наличии, ценах, технические описания и чертежи. Вложили душу и силы. От начала заказа по телефону либо электронной почте общаетесь с одним человеком, который знает сколько можем отгрузить тех или иных изделий, который подтвердит, что пришла оплата, который подскажет как быстро отправим изделия, как быстро груз попадет к получателю, отвечу на ваши вопросы. Хотите четко знать !? Сколько когда и как - обращайтесь.
Иванцов Вадим · ИП Иванцов В В · 6 марта · Россия · г Санкт-Петербург

КУПЛЮ: Купим герконы КЭМ, МКА, МКС, конденсаторы К10, К52, КВИ, К15 отечественные и импортные

Герконы КЭМ, конденсаторы К10-17, К10-23, К10-47, К10-50, КВИ, ЭТО, КМ, МБГЧ, МБГО, КП1, К-15, К-75, ЭСПВ mikler2&bk.ru 89278633229 Telegram, Viber, WhatsApp) Конденсаторы: КВИ-1,2,3, герконы КЭМ1, КЭМ-2, КЭМ-3, КЭМ-4, КЭМ-5, КЭМ-6, ЭТО-1,2,3, ЭЭВК, ЭСВК, ЭСВ, ЭСПВ, КМ5, КМ6, К75-15, К75-29б, К75-25, КП1-12, КП1-4, КП1-8, К 75-40 1000-3000 В 100 мкф, К10-17А, Б, В, К10-23, К10-26, К10-42, К10-43, К10-47, К10-50, К15-5, К15У-1, К15У-2, К52-2, К52-5, к52-8, ПП3-43, б23а-1500пф к52-1-35В-10 0м-, к52-1-35в-150м-, к52-1-50в-68м-, к52-1-70в-47м-, к52-1-50в-33м-, к52-1м-100в-33м-, к52-1-25в-150м-, к52-1-50в-150м-, ГЕРКОНЫ КЭМ-1, КЭМ-2, КЭМ-3, , МКА07101, МКА10110, МКА10704, МКА14103 МКА14106, МКА16101, МКА20101, МКА20103, , МКА36201, МКА36701, МКА50201, МКА50202 МКС52201, МКC14104, МКС17103, МКС27103, МКС27701, МКА40142 927-863-32-29 (Telegram, Viber, WhatsApp)
Сергей Викторович · ООО МИКЛЕР · 27 марта · Россия · г Москва
Купим герконы КЭМ, МКА, МКС, конденсаторы К10, К52, КВИ, К15 отечественные и импортные

ПРОДАМ: Предохранители-выключатели-разъединители

— ПВР-33; — ПВР-39. АО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры» одно из ведущих предприятий России и стран СНГ, имеющее многолетний опыт производства низковольтной и высоковольтной аппаратуры распределения и управления, аппаратов защиты. Завод был основан 14 апреля 1945 года. Продукция АО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры» с успехом используется в различных отраслях промышленности и энергетики.
Скуйбеда Роман · НВА · 19 марта · Россия · Курская обл
Предохранители-выключатели-разъединители

УСЛУГИ: Ремонт конденсаторных установок опыт работы 15 лет!

Ремонт конденсаторных установок любой мощности различных производителей. Всегда есть в наличии электронные компоненты и расходные материалы. Гарантия сервисного центра на все виды работ. Любая форма оплаты для юридических и физических лиц. Выезд сервисной службы по Москве и Московской области также в регионы России. Гарантия на все виды работ работаем по договору.
Плешков Анатолий · ЭТК Мобил Плюс · Вчера · Россия · г Москва
Ремонт конденсаторных установок опыт работы 15 лет!

ПРОДАМ: Ящики серии Я8

ТУ3424-007-05755766-98 ГОСТ Р 51321.1-2007 (МЭК 60439-1-2004) АО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры» одно из ведущих предприятий России и стран СНГ, имеющее многолетний опыт производства низковольтной и высоковольтной аппаратуры распределения и управления, аппаратов защиты. Завод был основан 14 апреля 1945 года. Продукция АО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры» с успехом используется в различных отраслях промышленности и энергетики.
Скуйбеда Роман · НВА · 19 марта · Россия · Курская обл
Ящики серии Я8
Российский производитель и бренд низковольтной аппаратуры: электрооборудования для ввода, распределения и учета электричества, локальной автоматизации технологических процессов, а также комплексных энергоэффективных решений для любой отрасли индустрии.