При внедрении инфраструктуры Единого предприятия менеджеры и инженеры обращают внимание прежде всего на технологии. Однако успешное внедрение Единого предприятия стоит на трех столпах, только один из которых технологии.
Два других — процессы и люди — часто игнорируют. Мой опыт показывает, что люди — ключевой фактор успешного внедрения.
Изменения в процессах
Технологии, разработанные для Единого предприятия, способны повысить производительность, сократить нежелательные простои и операции со значительными затратами времени, а также улучшить работу с заказчиками.
Тем не менее, одна лишь установка множества дополнительных датчиков на производстве не даст преимуществ, которые могли бы окупить понесенные затраты. Прибавочная стоимость возникает только в том случае, если эти новые технологии были реализованы таким образом, чтобы они были созвучны рабочим процессам компании.
Технологии Единого предприятия позволяют автоматизировать множество операций, которые ранее требовали ручной проверки или вмешательства человека. Хорошим примером будет контроль выполнения заказа. В настоящее время компании полагаются на системы управления ресурсами предприятия, из которых топ-менеджеры могут узнать только, готов ли продукт. Если им потребуется детальная информация по текущему статусу заказа, им придется связываться с менеджером по производству.
После внедрения Единого предприятия многие подробные и точные сведения можно будет получить из системы управления ресурсами предприятия одним щелчком мыши, то есть руководители смогут быстрее находить нужную им информацию, не привлекая персонал предприятия. Кроме того, та же точная информация о выполнении проекта может быть предоставлена заказчикам. Эта практика приобретает все более широкое распространение и уже считается нормой во взаимодействии бизнеса с потребителем или другим бизнесом.
Изменения в людях
Адаптация процессов к использованию возможностей новой технологии может быть относительно простой, но потребует переобучения сотрудников и изменения их привычного образа действий, что уже окажется не такой простой задачей. Как директор производства, я знаю это на собственном опыте. Мы говорим о психологических факторах, которые гораздо труднее поддаются изменению и контролю. Даже с новой современной технологией наш менеджер из приведенного выше примера по-прежнему будет звонить менеджеру по производству и выяснять у него состояние заказа.
Таким образом, этому менеджеру понадобится смартфон, который он будет использовать только для телефонных звонков. В результате деньги, потраченные на этот аппарат, пропадут впустую. Изменение привычного образа действий само по себе не решает проблем. Необходимо также обучить сотрудников так, чтобы они умели использовать доступные технологии. Может оказаться, что сотрудник не использует новые функции просто потому, что не знает о них, так как на самом деле большинство пользователей смартфонов не знают о различных возможностях своего устройства.
Быстрые решения
Чтобы максимально раскрыть потенциал Единого предприятия, пользователям потребуется в первую очередь освоить два навыка.
Первый относится практически ко всем работникам — способность быстро принимать решения. Постоянный доступ к любой информации о состоянии технологических процессов требует быстрого анализа для принятия решений по поводу дальнейших действий.
Современные системы упрощают сбор данных и в результате высвобождают время для обдумывания последующих действий, которое раньше тратилось на физический осмотр устройств линии и запись показаний датчиков. При использовании Единого предприятия вся информация предоставляется быстро, поэтому сотрудники могут не тратить лишнее время на принятие решений — и не становиться «бутылочным горлышком» производственного процесса.
Отражение реальности
Второй ценный навык в мире Промышленности 4.0 — это способность к анализу данных и взаимосвязей, а также их переводу на язык компьютеров.
Опытные инженеры-технологи обладают множеством знаний, помогающих им повышать эффективность процессов и снижать затраты. После внедрения Единого предприятия количество данных, полученных от технологических процессов, резко возрастает, повышая тем самым потенциал оптимизации.
Однако такое увеличение объема данных одновременно снижает эффективность их анализа обычным человеком. Таким образом, техническим специалистам потребуется узнать способы передачи своих знаний в систему, что позволит автоматизировать анализ данных.
Кроме того, будет цениться способность обнаруживать новые зависимости, позволяющая периодически проверять соответствие выводов системы реальности. Здесь также можно провести аналогию со смартфонами: чтобы полностью раскрыть их возможности, вам потребуется устанавливать и обновлять приложения или даже писать новые. При таком образе мышления потенциал Единого предприятия будет раскрыт полностью, и компания получит преимущества, подобные грамотному использованию смартфонов вместо обычных телефонов.