«Элек.ру» — специализированная интернет-площадка, посвященная исключительно вопросам, касающимся электротехнического рынка в целом и отдельных его отраслей в частности.

Многоуровневое регулирование реактивной мощности в российских энергосистемах

Опубликовано: 6 апреля 2015 г. в 16:31, 109 просмотровКомментировать

Как в советское время, так и в новой России коммутация между источником электроэнергии (генераторами электростанций) и конечным ее потребителем обеспечивается с помощью электрических сетей различного напряжения, конфигурации, выполняемых функций, конструктивного исполнения и т.д., а также повысительных/понизительных и распределительных подстанций, однако:

 

  • существенно изменился характер нагрузок в распределительных сетях 0.4-35 кВ — доля нелинейных нагрузок непрерывно растет, а динамика нелинейности увеличивается, причем все более значимыми во влиянии на стабильность напряжения и качество электроэнергии в целом становятся сегменты сетей 220 В с потребительскими нагрузками физических лиц, где оптимизация потоков реактивной энергии возможна только по централизованным схемам компенсации реактивной мощности и чаще всего осуществляется на стороне высшего напряжения трансформаторных подстанций;
  • несмотря на статичность топологии физических связей между источником электроэнергии и потребителем в России после первых этапов реформирования электроэнергетики прошла глубокая дифференциация участников процесса генерации, транспорта и потребления электроэнергии. De facto сегодня ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС» и генерирующие компании контролируют электростанции и сложнозамкнутые системообразующие сети напряжением 330 кВ и выше, а также совместно с крупнейшими потребителями оптового рынка определяют качество электроэнергии в замкнутых питающих сетях напряжением 110 — 220 кВ. Условно обособленно в правовом аспекте существуют разомкнутые (или частично замкнутые) распределительные сети со своими субъектами-участниками — электросбытовыми, электросетевыми компаниями и потребителями — крупными и консолидированными в формате юридических лиц и физическими лицами, формально получающими электроэнергию по двусторонним договорам с электросбытовой компанией, но подключаемыми к распределительным сетям по ТУ электросетевых организаций, многие из которых по факту остаются аффилированными структурами электросбытовых компаний-гарантирующих поставщиков электроэнергии;
  • после Приказа Минтопэнерго РФ №2 «О признании недействующими Правил пользования электрической и тепловой энергией» (от 10.01.2000) и №184-ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002) правовое регулирование отношений между субъектами-участниками процесса генерации, транспорта и потребления электроэнергии перешло в этап стагнации, а ряд прогрессивных нормативно-правовых актов периода 2004-2007 годов к текущему моменту явно устарел морально и в целом ориентирован на регулирование отношений между субъектами транспорта и потребления электроэнергии в распределительных сетях. Причем все более наглядным в последние годы становится парадокс - ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», генерирующие компании и крупные потребители оптового рынка электроэнергии по факту остаются в правовом вакууме финансового стимулирования и реальной ответственности за выполнение своих обязанностей, в том числе по оптимизации потоков реактивной мощности, но имеют впечатляюще емкую нормативно-правовую базу для технического регулирования системообразующих и питающих сетей. В свою очередь для субъектов распределительных сетей достаточно полно прописаны права и обязанности сторон в аспекте материально-финансового стимулирования действий по улучшению качества электроэнергии и энергосбережению, однако для решения технических вопросов формирования, поддержки, эксплуатации сегментов распределительных сетей в разной балансовой принадлежности, а также внедрения мероприятий и устройств по компенсации реактивной мощности и электросетевым организациям и потребителям приходится пользоваться морально устаревшими нормативно-правовыми актами или адаптировать под сети и оборудование своего напряжения актуальные стандарты организации из пакета документов, наработанного ОАО «ФСК ЕЭС».

Таким образом по факту сегодня мы имеем многоуровневую энергосистему с:

 

  • большим числом задействованных в процессе генерации, транспорта и потребления электроэнергии субъектов;
  • сложным характером нагрузок, вклад которых в дисбаланс мощности и напряжения стабильно и непрерывно увеличивается;
  • значительными проблемами в реальных способах оптимизации, поддержки и эксплуатации, обусловленными использованием «секторной» нормативно-правовой базы, по факту недостаточной ни для регулирования реактивной мощности в системообразующих и питательных сетях, ни для нивелирования перетоков реактивной мощности в распределительных сетях, ни для обеспечения стабильного баланса мощности в энергосистеме в целом. Так, по данным исследований ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС» 2011-2012 гг. в ОЭС Сибири при нормированном ОАО «ФСК ЕЭС» отношении мощности устройств компенсации реактивной мощности (Qкрм) к зарядной мощности (Qзар) ВЛ 500 кВ 0.8-1.0 реальное отношение Qкрм/Qзар в Кузбасской энергосистеме 0,35, Новосибирской - 0,66, Западной Сибири - 0,78, Иркутской - 0,44, Красноярской - 0,48, Хакасской - 0,45, Восточной Сибири - 0,46, а в целом ОЭС Сибири - 0,67. В то же время снижение потерь электроэнергии в распределительных сетях за счет компенсации реактивной мощности в среднем составило не более 0.31%, хотя масштабное повышение коэффициента мощности в распределительных сетях 0,4-10 кВ с 0.8 до 0.93 по расчетам экспертов должно снизить потери электроэнергии до 25-25%.

Очевидно, что решение проблемы регулирования реактивной мощности в российских энергосистемах может быть только комплексным с привлечением всех субъектов-участников процесса генерации/транспорта/потребления электроэнергии, но исключительно на платформе актуализированной, дополненной и всесторонней нормативно-правовой базы, которая должна создаваться коллегиально профильными и государственными структурами, в том числе с привлечением структур федерального уровня, отвечающих за реализацию государственных преференций для стимулирования оптимизации потоков и перетоков реактивной мощности в сетях различного уровня напряжения.

Компания «Нюкон»

Информация о компании

Конденсаторный завод «Нюкон» производит: моторные, светотехнические, косинунсные и силовые конденсаторы. На базе завода работает цех производства шкафов УКРМ и АУКРМ. Продукция завода сертифицирована, обладает стабильно высоким качеством, и пользуется постоянным спросом не только в России, но и за рубежом. Отличительной чертой завода являются не только клиентоориентированые цены, но и быстрые сроки выполнения заказов. Будем рады Вашему обращению в нашу Компанию.

Рекомендуем почитать

27 февраля 2015 г. в 12:17
Развитие и совершенствование российской энергосистемы, безусловно, требует не только внедрения прогрессивных технических и технологических решений, но и оптимизации отношений между конечным потребителем и генерирующими/транспортирующими электроэнергию структурами.
27 февраля 2015 г. в 12:23
Зарубежный тренд энергосбережения и энергоэффективности начал продвигаться в России с апреля 1996 года после введения в действие Федерального закона №28-ФЗ «Об энергосбережении», хотя принятый 27 декабря 2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» на практике нивелировал большую долю довольно скудных наработок в этой области за 6 лет действия №28-ФЗ.
5 ноября 2014 г. в 15:24
В конце 90-х годов прошлого столетия миру был явлен новый термин «Smart Grid». Его первые применения на Западе привязывались к чисто рекламным названиям специальных контроллеров, предназначенных для управления режимом работы и синхронизации автономных ветрогенераторов с электрической сетью.
15 июля 2011 г. в 12:37
Сегодня следует признать очевидным факт, что отечественный ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года не только запоздал по разработке и введению в действие в сравнении с европейскими нормами аналогичной направленности, принятыми во исполнение требований Киотского протокола 1997 года, но и продолжает пробуксовывать из-за практического отсутствия эффективных алгоритмов внедрения в российскую экономику.
27 января 2015 г. в 16:40
Несмотря на ряд безусловных позитивных изменений в результате процессареформирования электроэнергетики РФ, формально начатого в начале тысячелетия ОАО «ФСК ЕЭС» и в тех или иных объемах реализованного к началу текущего года, следует отметить, что заявленное еще в 2005 успешное формирование нормативно-правовой базы функционирования электроэнергетики defacto остается фейком, во всяком случае в отношении реально забытых ОАО «ФСК ЕЭС» потребительских сетей на напряжение до 10 кВ.

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.