На рынке медного электротехнического металлопроката обострилась проблема фальсификации поставок продукции российского производителя под маркой (сертификатом) европейского. В последнее время такая тенденция стала приобретать массовый характер.
Несколько лет назад шину российского производства можно было легко отличить от импортной (фото 1). Она имела характерный внешний вид, отличающий ее не в лучшую сторону от зарубежных аналогов. Тем не менее, некоторые отечественные производители решили проблему внешнего вида, а недобросовестные металлотрейдеры начали поставлять ее под видом европейской продукции (Германии, Болгарии, Франции, Сербии и т.д.), к которой чаще всего прилагаются реально существующие сертификаты с измененными номерами, датами, объемами поставки и т.п.
Это фальсификация легко объясняется в первую очередь экономическими факторами: российская электротехническая медная шина дешевле ее импортного аналога примерно на 10%, что позволяет недобросовестному поставщику получать сверхприбыль. Однако качество такой продукции существенно уступает качеству импортной как по повышенному содержанию примесей в металле, что приводит к пониженной электропроводности, так и по структуре металла, приводящей впоследствии к браку при изготовлении готового изделия у конечного потребителя.
На качество производимого заводами изготовителями электротехнического медного проката основное влияние оказывают качество используемого сырья и строгое соблюдение технологического процесса производства.
Как показывает практика, большинство российских заводов при производстве медной шины используют не только катодную медь, но и лом сомнительного происхождения, а также (видно по внешнему виду шин, представленных на фото) нарушают технологию производства.
Если говорить об исходном сырье, то использование ломов приводит к тому, что в расплав могут попасть не удаленные железные элементы крепления (болты, гайки, шайбы), имеющийся припой на ломе, луженый лом, броня кабелей и т.д. Надо отметить, что продукт, произведенный из катодной меди, имеет высокую электропроводность и пластичность по сравнению с продукцией, изготовленной с добавлением ломов. Такая шина может иметь заниженную электропроводность и значительно меньшую пластичность, что немаловажно при ее гибке на малый радиус (фото 2). Это объясняется тем, что в металле могут быть непредусмотренные требованиями стандарта примеси.
Ряд производителей указывают в своих сертификатах качества только содержание меди без указания содержания примесей других элементов, скрывая, что их содержание выходит за рамки требования стандарта. В то же время, общее содержание меди стандарту соответствует. Однако теория и практика показывает, что любое превышение содержания примесей в «металле жизни» относительно указанных в стандарте приводит к снижению заявленной этим же стандартом величины электропроводности.
На сегодняшний день методика производства электротехнической медной шины путем переплава катодной меди без добавления ломов принята во всем мире. Марку меди М1, согласно требованиям стандартов России и ЕС, можно получить только путем переплавки катодной меди, а добавление лома уже не может гарантированно соответствовать марке М1. Однако необходимо отметить, что в ГОСТ 859-2001 способ получения тех или иных марок помечен как «справочный». Это означает, что однозначного запрета на получение марок меди М1 и выше с использованием ломов не существует, чем и пользуются недобросовестные изготовители медной электротехнической шины. Использование лома меди приводит к существенному снижению себестоимости производства металлопроката.
В связи с этим, ООО «МетроМет», являющееся одним из ведущих металлотрейдеров на Российском рынке провело анализ образцов медной электротехнической шины ряда российских производителей, с привлечением немецких специалистов лаборатории завода MKM Mansfelder Kupfer und Messing GmbН.
В лаборатории завода проводились следующие исследования:
- анализировалась структура материала;
- определялся радиус закругления с помощью оптического микроскопа;
- проводилась сравнительная характеристика структуры шины из прессованного материала (российского и немецкого производства);
- измерялась степень шероховатости поверхности;
- производился химический анализ обеих шин (российского и немецкого производства);
- определение электропроводимости посредством Сигма-Теста (в твердом и мягком (отожженном) состоянии), согласно DIN EN ISO 13601;
- тест на водородное охрупчива-ние, согласно DIN EN ISO 2626;
- свето-микроскопическое исследование.
Исследование показало, что по структуре материала (повышенное содержание в металле неметаллических включений) образцы являются шинами, предположительно, произведенными по технологии Conform-процесса. Анализ химического состава показал в одном из образцов (фото 3) чрезмерно высокий уровень примесей свинца и железа и относительно высокий уровень содержания олова, цинка и никеля. Причем, уровень свинца и железа в данном материале превышает допустимый по DIN EN 13601 максимальный уровень 0,005%, что является явным отклонением от требования стандартов.
Электропроводность по DIN EN 13601 и ГОСТ 434-78 для меди должна составлять не менее 58,0 МСм/м. Электропроводность образца из России по причине высокого уровня примесей (железа и свинца) в составе материала не достигает данного уровня и составляет только 56,3 МСм/м в мягком (отожженном) состоянии, что ниже на 3% требований стандарта. Как было отмечено ранее, повышенное содержание в металле примесей железа, свинца, олова, цинка и никеля говорит о возможном использовании при производстве данного товара лома медных сплавов вместо использования только катодной меди.
Один из образцов (фото 3) имел низкое содержание кислорода, удовлетворяющее по качеству бескислородной меди, поэтому заводом был проведен тест на водородное охрупчивание, согласно DIN EN ISO 2626. Анализ поперечного шлифа образца российской шины (фото 4) с помощью светового микроскопа показывает, что материал не прошел тест на водородное охрупчивание.
Свето-микроскопическое исследование другого образца (фото 5, 6) в разрезе показало наличие локальных массивных скоплений кислорода в материале. Причиной данных скоплений является использование в производственном процессе некачественного сырья или нарушения технологического процесса. Наличие данных скоплений является причиной возникновения дефектов при последующей механической обработке шин (фото 2).
Исходя из исследований, проведенных немецкими партнерами компании «Метромет», следует, что все, из рассмотренных в данной статье образцов, по разным причинам не пригодны к использованию в производстве энергетического оборудования.
Во всем мире вопросам качества уделяется первостепенное значение, а тем более, качеству исходного сырья и комплектующих — ведь за этим стоит имидж и деловая репутация! Предприятия дают гарантию и несут ответственность за его безопасную для людей и окружающей среды эксплуатацию. Выход из строя оборудования по причине использования, не соответствующих стандартам электротехнического проката, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а также наносит экономический ущерб, связанный с заменой дефектного элемента или даже всего агрегата.
До тех пор, пока российский производитель не сможет обеспечить рынок качественным продуктом, а недобросовестные металлотрейдеры будут его фальсифицировать, имеет смысл делать ставку на импортного производителя.
Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать только одно: не экономьте на качестве, скупой платит дважды. Остерегайтесь подделок, от этого зависит не только ваша репутация, но и человеческие жизни!
На сайте компании «МетроМет» организован форум на эту тему. Приглашаем к обсуждению заинтересованные стороны.
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 1 (49), 2013