Функциональные модули в производственном оборудовании
С середины 90-х годов прошлого века децентрализация и децентрализованная приводная техника начинают оказывать заметное влияние на структуру автоматизированного электропривода.
Децентрализация отличается переносом максимального числа компонентов привода на оборудование, последовательным подключением готовых узлов/модулей силовыми и информационными фабрично подготовленными кабелями, снижением затрат на обеспечение электромагнитной совместимости.
В области децентрализованного привода более восьми лет на рынке представлен встраиваемый в клеммную коробку двигателя преобразователь частоты MOVIMOT®, который соответствует требованиям, существующим в автомобильной и пищевой промышленности, а также в отраслях по перемещению грузов.
В настоящее время вводится понятие технологического или функционального модуля, являющегося основой дискретного производственного планирования. При проектировании новых производственных линий оперируют наименьшим элементом, в состав которого входят механический узел, электропривод и система управления. При этом в электропривод интегрируются интеллектуальные функции, которые пользователь может легко адаптировать под свои нужды, изменив параметры и не прибегая к программированию логических контроллеров (ПЛК).
Типичными технологическими модулями являются роликовый конвейер, подъемное устройство, модули EMS (монорельсовая транспортная система), AGV (робокар) и др.
Модульная система построения технологической линии упрощает и удешевляет изменение конфигурации оборудования при модернизации.
Выделяют следующие важные свойства функциональных модулей
- возможность разборки и сборки
любая система разбирается на подсистемы / модули и собирается из них
- понятность
функция каждого модуля должна быть понятна пользователю, ее применение не должно требовать знаний о внутреннем устройстве
- стабильность и защищенность
изменения и неисправности в одном модуле не должны влиять на остальную систему
- идентичность системных ограничений
системные ограничения в механике, питании и управляющей автоматике модуля должны быть идентичны
- стандартная коммуникация между модулями
стандартизованные интерфейсы (например, Ethernet технологии)
- функционально-ориентированный подход
ограничения для модулей соответствуют их функциональности, модуль тестируется и вводится в эксплуатацию независимо от других систем.
Мехатронная система MOVIGEAR® — новая перспектива управляемого электропривода
Логическим результатом последних продолжительных разработок и исследований в области децентрализованной техники стала мехатронная приводная система MOVIGEAR®.
MOVIGEAR® состоит из трех узлов, объединенных в один корпус: редуктора, двигателя и преобразователя частоты.
В отличие от стандартной топологии децентрализованной системы, предполагающей подачу силового напряжения, вспомогательного напряжения = 24 В и управляющих сигналов с использованием трех различных кабельных групп, в MOVIGEAR® используется принципиально новая концепция передачи энергии и управляющих сигналов лишь по одному стандартному силовому кабелю. Эта концепция называется Single Line Installation.
Разработаны три принципа интеграции MOVIGEAR® в автоматизированную систему управления технологическими линиями
- MOVIGEAR® SBI (Single Line Basic Installation) — одиночный или групповой привод, простота функций и установки;
- MOVIGEAR® SNI (Single Line Network Installation) — индивидуальное управление с использованием промышленных шин;
- MOVIGEAR® SCI (Single Line Contactless Installation) — индивидуальное управление, бесконтактная передача силового напряжения и управляющих сигналов.
Основным достоинством MOVIGEAR® SBI являются простота интеграции в существующее оборудование и необходимая функциональность.
Рассмотрим основные уникальные характеристики мехатронной системы MOVIGEAR®.
Модульность и компактный дизайн
MOVIGEAR® представлен в двух габаритах: MGF.2 (момент на выходе до 200 Нм) и MGF.4 (момент на выходе до 400 Нм).
MOVIGEAR® — привод для навесного монтажа (полый вал со шпонкой или система TorqLOC®) через моментный рычаг или металло-резиновый амортизатор на оборудование.
В каждом габарите уменьшено число передаточных отношений (пять и четыре), но использование встроенной управляющей электроники позволяет получать большое количество выходных скоростей при постоянстве момента.
Привод MOVIGEAR® обладает пусковым моментом в три-четыре раза превышающим длительный момент.
Таким образом, можно подобрать оптимально подходящий под нагрузку привод и значительно снизить потребляемую мощность.
MOVIGEAR® имеет компактные размеры и занимает на 20-25% меньше монтажного пространства по сравнению с существующими децентрализованными решениями.
Принимая во внимание компактность и универсальность монтажа (только две монтажные позиции вместо шести) можно сказать, что привод MOVIGEAR® легко вписывается в существующие установки без значительных изменений в конструкции.
MOVIGEAR® — проверенный и готовый к работе модуль, применение которого снижает время ввода в эксплуатацию, а также трудозатраты на локализацию и устранение неисправностей.
Снижение потерь мощности
MOVIGEAR® имеет КПД на 10-25% выше, чем существующие привода, что позволяет снизить потери мощности в среднем на 15-30%.
Этот результат является следствием примененных инновационных решений
- редуктор с улучшенными характеристиками;
- новая концепция двигателя — КПД достигает класса IEP (Premium);
- новые электронные компоненты и высокоинтеллектуальные режимы управления двигателем.
Малошумность и гигиенический дизайн
При разработке корпуса MOVIGEAR® были приняты во внимание результаты тестов по измерению уровня шума, исходящего от привода. Существующий дизайн корпуса и поверхностей снижает до требуемого минимума все излучения шума.
Крыльчатка двигателя также является источником значительных шумов, поэтому использование в MOVIGEAR® двигателя без вентилятора позволяет существенно снизить уровень шума и вибраций.
Гигиенический дизайн корпуса MOVIGEAR® обеспечивается высокой степенью защиты, гладкой поверхностью, отсутствием крыльчатки охлаждения, применением антикоррозионных обработок и покрытием корпуса специальным составом, предотвращающим прилипание частиц пыли и грязи.
Такой дизайн облегчает очистку поверхностей даже с использованием концентрированных моющих средств, препятствует развитию микробов и бактерий.
Замена управляющей электроники занимает несколько минут и не требует отсоединения силовых проводников.
Эти качества делают MOVIGEAR® пригодным к использованию в технологическом оборудовании, установленном в химической и фармацевтической промышленности, на предприятиях по производству напитков и продуктов питания.
Функции MOVIGEAR® SBI
- вращение направо/налево;
- выбор между низкой и высокой скоростью вращения;
- восемь фиксированных скоростей (четыре пары);
- выбор между двумя темпами разгона и торможения;
- темп быстрой остановки.
Области применения MOVIGEAR® SBI
- замена многоскоростных моторов с соотношением скоростей 1:2, 1:3, 1:4 или 1:6;
- привод с высоким пусковым и опрокидывающим моментом;
- привод с переходом от низкой до высокой скорости вращения;
- привод с мягким и/или определенным поведением при старте;
- групповой привод с реализацией простого синхронного управления.
MOVITRANS® — технологический прорыв в передаче энергии
Известно несколько традиционных способов передачи электроэнергии к движущимся потребителям.
Гибкий кабельный подвод — перемещения на относительно короткие дистанции с небольшими линейными скоростями, необходимо учитывать вес кабелей и их износ, имеется ограничение по использованию при низких температурах.
Токоведущая шина — перемещения на длинные дистанции с небольшими линейными скоростями, характеризуется повышенным износом, высокими затратами на обслуживание, чувствительностью к пыли и грязи, не используется при повышенной влажности.
Компания SEW-EURODRIVE представляет MOVITRANS® — бесконтактную систему передачи энергии от стационарного устройства к одному или нескольким мобильным потребителям. Электромагнитное взаимодействие между устройствами реализуется через воздушный зазор, за счет чего система в целом не подвержена износу и не требует сервисного обслуживания.
Отличительные черты MOVITRANS®
- стандартные модульные компоненты;
- легкое освоение системы, ввод в эксплуатацию и диагностика благодаря унифицированному программному обеспечению MOVITOOLS®TPS SHELL;
- быстрый монтаж системы;
- общий КПД системы MOVITRANS® достигает 80…90%; значения КПД у электромеханических компонентов — электродвигателей и редукторов должны быть как можно выше;
- перемещения мобильного оборудования на длинные дистанции с линейной скоростью более 10 м/с успешно реализуются при использовании системы MOVITRANS®;
- последующее расширение или изменение элементов системы требует минимальных усилий.
А. М. Суслов,
старший инженер ЗАО «СЕВ-ЕВРОДРАЙФ»