Новые ориентиры в повышении энергоэффективности и развитии энергетики в России

Опубликовано: 30 июня 2014 г. в 12:45, 24 просмотраКомментировать

Проблемы в экономике, с которыми столкнулась Россия в постсоветский период, особенно болезненно сказались на энергетической отрасли. По состоянию на начало 2013 г. более 90% мощностей действующих электростанций, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей в стране представляют собой еще советские «запасы», созданные до 1990 г. К этому следует прибавить, что 83% жилых зданий в стране также построены до 1990 г., а в промышленности 15% эксплуатируемых основных фондов полностью изношены. Неудивительно, что энергоемкость ВВП России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах. Высокая энергоемкость российской экономики — одна из главных причин, сдерживающих экономический рост в нашей стране.

Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» состоит из семи подпрограмм:
— «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
— «Развитие и модернизации энергетики»
— «Развитие нефтяной отрасли»
— «Развитие газовой отрасли»
— «Реструктуризация и развитие угольной промышленности»
— «Развитие использования возобновляемых источников энергии»
— «Обеспечение реализации государственной программы»

В связи со сложившейся ситуацией, в 2010 году принято решение о разработке государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» до 2020 года. Целями программы являются надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду. В марте 2013 года программа обсуждалась на заседании Правительства РФ и уже 3 апреля (Распоряжение Правительства РФ от г. №512-р) была принята. Осенью того же года в первоначальный вариант программы внесли ряд существенных доработок.

И вот 27 января 2014 г. Аналитический центр при Правительстве РФ провел экспертное обсуждение новой версии этой госпрограммы. Высказанные на нем мнения окажут влияние на формирование нового варианта госпрограммы, который выйдет в свет предположительно в марте 2014 г.

Почему же в утвержденную полгода тому назад версию документа опять вносятся изменения? Тому есть как минимум три основных причины. Во-первых, уже есть первые итоги реализации программы, которые выявили ее проблемные места, нуждающиеся в доработке. Во-вторых, в конце 2013 г. экономика России столкнулась со значительным падением темпов роста. В-третьих, изменились задачи, которые ставятся перед экономикой. Если еще в 2012 г. были планы по удвоению ВВП к 2020 г., то теперь речь идет о планировании ежегодного роста ВВП на заданную величину. При инновационном сценарии развития экономики рост ВВП должен составлять более 5% в год. К сожалению, пока Министерство экономического развития дает весьма пессимистические прогнозы роста на ближайшее время, которые приблизительно вдвое меньше указанной величины.

Участникам обсуждения был представлены изменения в госпрограмме. Подробный рассказ о них выходит за рамки статьи, да и не все из обсуждавшихся изменений будут интересны читателям нашего журнала, специализирующегося на электротехнике. Выделим три наиболее важных момента:

  • в целевые показатели подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» добавлена энергоемкость валового регионального продукта (ВРП);
  • внебюджетные источники финансирования полностью выведены из программы;
  • значительно сокращено финансирование подпрограммы «Развитие использования возобновляемых источников энергии».

Энергоемкость ВРП

Декларируется, что главной целью введения энергоемкости ВРП в состав целевых показателей подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» является укрепление бюджетной дисциплины. В самом деле, федеральный центр выделяет
немалые деньги регионам на выполнение данной подпрограммы и хотелось бы иметь наглядный показатель эффективности расходования средств.

Однако следует отметить, что точное определение энергоемкости ВРП является непростой задачей. Этому вопросу, например, посвящена работа исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) Игоря Башмачникова «Анализ динамики энергоемкости валового регионального продукта города Москвы за период 2000–2009 годов», опубликованная на сайте www.cenef.ru. В ней отмечается, что основной проблемой при расчете энергоемкости ВРП является определение потребления жидкого топлива автомобильным транспортом. Использование напрямую статистики по потреблению топлива дает заниженные данные по среднему пробегу автомобилей. Автор исследования никак не объясняет в своей работе причины этого, но можно предположить, что статистика по потреблению топлива просто не учитывает заправку автомобилей в других регионах. Предлагается определять потребление топлива на основе данных о статистике транспортных средств.

Только один этот пример показывает, с какими проблемами придется столкнуться при внедрении энергоемкости ВРП в качестве целевого показателя. А ведь теперь придется разрабатывать более точные и формализованные критерии сбора показателей, так как все данные по программе «Энергоэффективность и развитие энергетики» будет иметь право поставлять только Федеральная служба государственной статистики.

27 января 2014 г. Аналитический центр при Правительстве РФ.
Идет экспертное обсуждение новой версии госпрограммы

Вывод внебюджетных источников

Эта мера должна повысить «реалистичность» госпрограммы. В действующем сейчас варианте программы финансирование из федерального бюджета и бюджетов регионов в сумме составляло около 667 млрд руб., а из внебюджетных источников — 27 992 млрд руб., т.е. почти в 42 (!) раза выше. Но из каких конкретно внебюджетных источников будут взяты деньги, указано не было. По сути, основные источники финансирования программы были «виртуальными», что ставило под вопрос выполнения заданий.

Теперь же внебюджетные источники выведены из программы. Это не означает, что частный бизнес не сможет помогать государству в выполнении программы. Но планирование и контроль будут осуществляться только исходя из бюджетного финансирования. Что же касается привлечения внебюджетных средств, то оно будет регулироваться отдельным документом, который сейчас находится в разработке.

По некоторым подпрограммам вывод внебюджетных источников частично компенсирован. Например, на развитие и модернизацию электроэнергетики предлагается выделить из федерального бюджета 7,7 млрд руб. против ранее запланированных 0,5 млрд руб. Финансирование подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» из федерального бюджета осталось на прежнем уровне. А вот финансирование подпрограммы «Развитие использования возобновляемых источников энергии» на федеральном уровне сокращено почти в 10 раз — с 1,8 млрд руб. до 0,19 млрд руб.

Возобновляемые источники энергии

Подпрограмма «Развитие использования возобновляемых источников энергии» претерпела не только сокращение финансирования, но также изменение целей и задач. Из целевых показателей убраны выбросы углекислого газа, что связано с отказом России вступать во второй период обязательств по Киотскому протоколу, который начался 1 января 2013 г. Зато добавилась задача развития альтернативной энергетики «в изолированных от ЕЭС территориях». Данный термин относится главным образом к южной части Дальнего Востока, энергосистема которой работает изолированно от остальной страны. Также добавлена задача развития производства оборудования для альтернативной энергетики. Предлагается ввести требование обязательной локализации для оборудования и инжиниринговых услуг на солнечных и ветряных электростанциях, а также малых ГЭС при участии в конкурсах инвестиционных проектов. С победителями этих конкурсов будут заключаться договора о предоставлении мощности. Такая поддержка не предусмотрена для электростанций, вырабатывающих энергию на биомассе — они и без этого быстро окупаются.
В общем, при сокращении средств одновременно произошла фокусировка на области, где государство обязано присутствовать — на энергетической безопасности.

Дальнейшее внесение изменений

Государственная программа уже сейчас, до утверждения перечисленных изменений, активно претворяется в жизнь, тем не менее, изменение ситуации в экономике, совершенствование технологий и другие факторы неизбежно будут требовать внесения в нее корректив. Как сообщил нам заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Кулапин, изменения в программу теперь будут вноситься регулярно, два раза в год. При этом будет продолжена практика экспертных обсуждений изменений с участием ведущих специалистов по энергетике и энергосбережению, а также представителей отраслевых департаментов Министерства энергетики.

Алексей ВАСИЛЬЕВ
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 1 (55), 2014

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.