Новые правила функционирования розничных рынков электрической энергии: взгляд глазами потребителей

Опубликовано: 2 декабря 2013 г. в 14:22, 271 просмотрКомментировать

Основными потребителями услуг ЗАО «Энергоинвест» являются крупные промышленные предприятия. Как правило, электроэнергия занимает значимую долю в структуре себестоимости их продукции (3–10%), и изменение ситуации на рынке электроэнергии может оказать значительное влияние на их деятельность. В данной статье приведены наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются крупные потребители электроэнергии в условиях нестабильного рынка.

Реформа электроэнергетики формально завершилась с наступлением 2011 года, когда были окончательно «отпущены» розничные цены на электроэнергию. Фактически же с начала 2011 года положение в отрасли характеризуется регулярным обновлением законодательства и последующим изменением правил функционирования рынка.

Последние два года стали периодом повышенной законодательной активности в сфере электроэнергетики. Давайте остановимся подробнее на некоторых нормативных документах и событиях, имеющих статус «знаковых».

1. Постановление Правительства Российской Федерации №1242 от 31.12.2010 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии».

Ключевые моменты:

  • название основополагающего документа для розничных рынков изменено на «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии»;
  • введен раздел «Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен», который будет выделен позже в отдельный документ;
  • введены понятия одноставочного и двухставочного предельных уровней нерегулируемых цен для расчетов за электроэнергию в 2011 году и понятия шести ценовых категорий для расчетов с 01 января 2012 года;
  • описан порядок выбора потребителем ценовой категории с учетом имеющихся приборов учета и выбранного тарифа на услуги по передаче.

Несмотря на то, что данный документ был опубликован в официальных источниках 14.03.2011 г. (в «Собрании законодательства РФ»), он применялся к правоотношениям, возникшим с 01 января 2011 года. Фактически это означало, что Гарантирующие поставщики должны перерассчитать стоимость электроэнергии за январь и февраль и выставить предприятиям корректировочные счета-фактуры. Данный факт вызвал немало вопросов со стороны предприятий, так как не всем был понятен механизм перерасчета и его необходимость.

Пока продолжалась кампания по перерасчетам, прорабатывался вопрос по выполнению поручения премьер-министра В. В. Путина о недопустимости роста тарифов на электроэнергию свыше 15%. Напомним, что по итогам первых месяцев 2011 года в ряде регионов Российской Федерации рост конечных цен для потребителей существенно превысил эту цифру, в том числе в результате индексации тарифов на услуги сетевых компаний с учетом RAB-регулирования. Итогом работы по сдерживанию цен стал пересмотр тарифов сетевых компаний в сторону уменьшения и принятие местными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов нормативных актов, утверждающих новые величины регулируемых услуг Указанные нормативные акты вступали в силу «задним числом», с 01 января 2011 года, что вновь привело к необходимости перевыставления документов на оплату за предыдущие месяцы.

Данная неразбериха доставила потребителям массу неудобств с учетом документов (необходимость подачи уточненной налоговой декларации в случае изменения цены на ранее поставленную электроэнергию), а также сложность с прогнозированием затрат на энергоресурсы (а значит с формированием предсказуемых денежных потоков).

2. Постановление Правительства Российской Федерации №877 от 04.11.2011 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке».

Ключевые моменты:

  • упразднение с 01 апреля 2012 года дифференциации групп потребителей по числу часов использования мощности (ЧЧИ);
  • изменение методики расчета фактической мощности (для потребителей, выбравших 3-6 ценовые категории) — с 01 апреля для определения величины фактической мощности предлагается применять не диапазоны часов плановой пиковой нагрузки, установленные Системным оператором, а часы фактического пикового потребления Гарантирующего поставщика, обслуживающего данного потребителя;
  • расширение перечня информации, раскрываемой Гарантирующими поставщиками: вводится обязанность публикации составляющих предельных уровней нерегулируемых цен, в том числе первой ценовой категории, формируемой по «остаточному» принципу.

Принятие данного постановления вызвало множество вопросов как у потребителей, так и у поставщиков электроэнергии. Основным камнем преткновения стала отмена ЧЧИ, главным обоснованием для которой было намерение лишить Гарантирующих поставщиков «сверхприбылей», получаемых за счет продажи электроэнергии потребителям по более низкому ЧЧИ, чем при закупке на оптовом рынке. По мнению НП ГП и ЭСК, представляющего интересы сбытов, данное нововведение, во-первых, может привести к ухудшению финансового состояния сбытовых компаний, так как указанные «сверхприбыли» давали возможность покрыть издержки, не включенные в сбытовую надбавку, а во-вторых, ведет к отсутствию стимула для потребителей вкладываться в мероприятия по повышению энергоэффективности. Нужно заметить, что именно с этой целью — повышение стимула к энергоэффективности — понятие «ЧЧИ» и вводилось. Предприятия, сглаживающие график нагрузки в течение суток, относились к более высокой группе ЧЧИ и платили по более низкому тарифу чем те, кто потреблял электроэнергию неравномерно и в часы максимальной нагрузки системы.

Безусловно, отмена дифференциации по ЧЧИ пошла на руку предприятиям, которые до этого относились к группам менее 5500. До 1 июля 2013 г фактически складывающаяся по этому принципу цена не может быть выше цены, соответствующей ЧЧИМ 5750 (по материалам НП ГП и ЭСК).

3. Постановление Правительства Российской Федерации №1178 от 29.12.2011 г. «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Ключевые моменты:

  • утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике;
  • дата ежегодной индексации тарифов на услуги, подлежащие регулированию, перенесена с 01 января на 01 июля, с ограничением верхнего предела роста — не более 11% от уровня тарифов, действовавших до 01 июля.

Перенос срока индексации тарифов обсуждался еще с середины 2011 года. Тогда аналитики и эксперты выдвигали несколько причин сдерживания роста тарифов с начала 2012 года:

  • официальное обоснование — так как летом из-за благоприятных погодных условий потребление энергоресурсов сокращается, повышение их стоимости не должно сильно «ударить» по бюджетам потребителей;
  • неофициальная версия — отказ от повышения тарифов в преддверии выборов Президента.

Мониторинг данных о стоимости электроэнергии по крупным промышленным предприятиям (в Самарской, Саратовской, Курской, Тульской областях) выявил, что фактический рост цен с 01 июля 2012 года составил 7-17%. Резкое увеличение обусловлено не только индексацией тарифов на электроэнергию, но и ростом цен на оптовом рынке. Согласно данным аналитиков, цены на оптовом рынке подскочили в этот период на 15%, что подтверждается анализом динамики индексов цен РСВ, публикуемых ОАО «АТС». Основной версией причины столь резкого скачка цен является повышение так же с 01 июля тарифов на газ — основное топливо для ТЭС (70% в топливном балансе данной группы генераторов).

По данным Федеральной Службы по тарифам, рост цен (регулируемых тарифов и рыночных цен) на электроэнергию в 2013 году составит 9-11% по отношению к уровню 2012 года, в том числе рост сетевых тарифов в июле — 10%; рост цен на газ составит 15%, в том числе индексация регулируемых тарифов в июле — 15%.

Таким образом, можно ожидать в 2013 году похожей тенденции: довольно ровного уровня цен в 1 полугодии и резкого скачка с июля.

4. Постановление Правительства Российской Федерации №1179 от 29.12.2011 г. «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)».

Ключевые моменты:

  • утверждены «Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», существовавшие ранее только в виде раздела «Основных положений…»;
  • детально прописана методика расчета предельных уровней нерегулируемых цен, исключающая возможность двоякого толкования формул или понятий;
  • утверждена форма публикации гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен в довольно понятном и наглядном для потребителей формате.

Данный документ имеет большое значение для потребителей, вникающих в процесс поставки электроэнергии и старающихся держать под контролем затраты на энергоресурсы. Впервые методика формирования конечных цен изложена в более-менее доступном виде и позволяет потребителю составить представление о том, как происходит ценообразование для его предприятия.

5. Постановление Правительства Российской Федерации №442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Документ опубликован в официальных источниках 04.06.2012 г., но применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее — оптовый рынок) и розничных рынках, начиная с апреля 2012 года.

Данным постановлением были утверждены два документа: «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии» в новой редакции с существенными изменениями относительно предыдущей и «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии».

Ключевые моменты:

  • изменена методика расчета фактической (генераторной) мощности — теперь для ее определения используется пиковый час региона, а не гарантирующего поставщика;
  • установлены сроки разработки и внедрения стандартов качества обслуживания потребителей Гарантирующими поставщиками (до 01 мая 2013 г.);
  • повышены требования к раскрытию информации Гарантирующими поставщиками и другими субъектами рынков;
  • намечены сроки для разработки методики дифференциации сбытовых надбавок по группам потребителей;
  • облегчена процедура перехода от гарантирующего поставщика к другой энергосбытовой организации для некрупных потребителей (с максимальной мощностью менее 1,8 МВт): теперь им нет необходимости компенсировать затраты гарантирующего поставщика при расторжении договора в течение года;
  • продлены сроки расчета и публикации гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен;
  • детально прописана методика расчета «трехставочных» ценовых категорий (4 и 6), включающих две ставки за мощность: ставка за мощность нерегулируемой цены в рамках ставки за мощность предельного уровня (применяется к так называемой «генераторной» мощности, рассчитываемой в пиковые часы региона) и ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии за содержание электрических сетей (применяется к так называемой «сетевой» мощности, рассчитываемой по диапазонам часов контроля системы, которые устанавливаются Системным оператором);
  • исключена возможность выбора потребителями с максимальной мощностью свыше 670 кВт первой и второй ценовых категорий с 01 июля 2013 года, а для потребителей, чьи энергопринимающие устройства присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, выбор ограничен четвертой и шестой ценовыми категориями;
  • повышены требования к приборам учета для потребителей, конкретизирована процедура установки и допуска в эксплуатацию приборов учета;
  • прописаны расчетные способы учета электроэнергии (мощности) на розничных рынках, применяемые в случае отсутствия или неисправности приборов учета.

Несмотря на безусловную важность этого документа, он все же оставил ряд проблем нерешенными.

Например, запрет с 01 июля 2013 года на выбор первой и второй ценовых категорий для предприятий с максимальной мощностью свыше 670 кВт, очевидно, имеет целью стимулирование крупных предприятий на установку интервальных приборов учета и сглаживание графиков потребления, чтобы меньше платить за мощность.

Проблема заключается в том, что это «добровольно-принудительная» мера, а таковые меры применяются тогда, когда не работают экономические стимулы. Вероятно, если бы расчет по «двухставочным» ценовым категориям действительно был выгоден крупным предприятиям, они бы переходили на указанные категории самостоятельно, в добровольном порядке. Фактически, сейчас по ряду потребителей наблюдается обратная картина: из-за того, что цена по первой категории складывается таким образом, что соответствует ценам для предприятий с ЧЧИ 7000 и выше, у потребителей отсутствуют реальные стимулы для ухода с этой категории. И с их точки зрения, запрет на выбор данной категории выглядит несправедливым. Кроме того, если взглянуть на ситуацию реально, далеко не у всех потребителей свыше 670 кВт есть приборы учета, позволяющие снимать данные в почасовом разрезе, что необходимо для расчета по третьей-шестой ценовым категориям. В этом случае у них остается два выхода: устанавливать систему коммерческого учета (что совсем не дешево и не всегда окупаемо) или применять расчетные способы, описанные в «Основных положениях…», так же ведущие к значительному завышению стоимости электроэнергии.

В связи с усложнившейся процедурой расчета предельных уровней нерегулируемых цен, потребители получают счет-фактуру в среднем не ранее 15 числа месяца, следующего за расчетным, что вынуждает их учитывать затраты на электроэнергию в следующем месяце, так как у многих установлены программы учета (например, Oracle) с жесткими ограничениями по срокам ввода первичных данных.

К несомненным плюсам можно отнести повышение прозрачности энергосбытовой деятельности (обязательная публикация предельных уровней нерегулируемых цен и их составляющих; публикация форм договоров энергоснабжения и др.), работу над комфортом потребителя при взаимодействии с гарантирующим поставщиком (внедрение стандартов качества обслуживания).

6. Приказ ФСТ от 11.09.2012 г. №209-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».

Документ направлен на снижение стоимости технологического присоединения и сокращение сроков этой процедуры. В нем прописывается порядок расчета платы и ставок для различных групп потребителей (напряжение не ниже 35 кВ и (или) максимальная мощность не менее 8900 кВт, напряжение ниже 35 кВ и максимальная мощность менее 8900 кВт) и для разных ситуаций (ввод устройств в эксплуатацию, увеличение мощности ранее введенных в эксплуатацию устройств, изменение категории надежности электроснабжения и т.д.). Важным нововведением является исключение из состава расходов, включаемых в размер платы, затрат на организацию автоматизированного учета электроэнергии, телемеханики (телеуправление, телеизмерение), устройств релейной защиты и автоматики, связи и др., а также учет затрат только по тем мероприятиям «последней мили», которые предусмотрены техническими условиями, выданными сетевой организацией данному потребителю.

Согласно мнению аналитиков, с принятием этого документа снижение стоимости техприсоединения может составить порядка 20–30%, а расчет платы станет прозрачнее, так как все мероприятия, включаемые в нее, можно проверить.

7. Приказ ФСТ №703-э от 30.10.2012 г. «Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков».

Данный документ устанавливает методику расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии». Главным нововведением является то, что теперь сбытовые надбавки для потребителей, относящихся к группе «прочие потребители», устанавливаются в виде формулы как процент от цен (тарифов) на электрическую энергию и (или) мощность исходя из размера доходности продаж ГП, дифференцированного по подгруппам потребителей. Группа «прочие потребители», в свою очередь, подразделяется на подгруппы в зависимости от величины максимальной мощности (менее 150 кВт, от 150 до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт).

Разговоры о необходимости дифференциации сбытовых надбавок по группам потребителей велись уже давно. В основе дифференциации лежит различие в затратах на обслуживание гарантирующим поставщиком разных групп потребителей. Наиболее затратной группой является население, а с возрастанием размера потребителей затраты на их обслуживание пропорционально уменьшаются. Теоретически, дифференциация сбытовых надбавок должна положительно сказаться на стоимости электроэнергии для крупных потребителей, но эффект вряд ли будет существенным — доля сбытовой надбавки в структуре конечной цены для потребителя составляет всего 3–4%.

Не менее богатым на события стало и начало 2013 года, когда Постановлениями Правительства РФ №1449 от 28.12.2012 г. и №1482 от 30.12.2012 г. была изменена процедура смены гарантирующих поставщиков (срок смены Гарантирующего поставщика в случае невозможности дальнейшего исполнения им своих обязательств сокращен со 156 до 52 дней).

Закономерным, но все же, несколько неожиданным продолжением данного нововведения стало последующее лишение статуса ряда Гарантирующих поставщиков по причине значительного объема накопленной задолженности (ОАО «Омскэнергосбыт», ОАО «Ивэнергосбыт», ОАО «Пензаэнергосбыт», ОАО «Курскрегионэнергосбыт», ОАО «Брянскэнергосбыт», ОАО «Орелэнергосбыт», ОАО «Кольская сбытовая компания», ОАО «Тулаэнергосбыт»). Статус Гарантирующего поставщика в зонах деятельности этих компаний, согласно приказам Минэнерго РФ, перешел к соответствующим территориальным сетевым организациям.

Несмотря на то, что за последнее время действительно многое было сделано, зачастую многие мероприятия проводятся по принципу «латания дыр», не вписываясь в общую систему. В среде представителей различных сторон в энергетике (генерирующие компании, сбыты, сети, потребители) неоднократно звучали мнения о том, что необходимо создавать новую модель функционирования рынка, а не пытаться «отремонтировать» старую.

С точки зрения потребителей, постоянное изменение правил функционирования отрасли представляет угрозу для устойчивого функционирования предприятия. Как можно строить долгосрочные планы, если нет уверенности в том, что через полгода все кардинально не изменится?

Помимо нестабильности рынка, потребителей (особенно тех, у кого энергоемкое производство) беспокоит продолжающийся рост цены на электроэнергию. Согласно данным аналитиков, цены на электроэнергию в России уже достигли психологически важной отметки — уровня цен в США, и по ряду регионов приближаются к ценам Евросоюза. Парадокс заключается в том, что многие из европейских стран являются импортерами энергоресурсов, и затраты на их приобретение, естественно, включаются в тариф. Кроме того, в Европе с развитием альтернативной энергетики, которая является пока частично дотационной отраслью, создана система «зеленых надбавок» к тарифам, которые так же оплачивают потребители. В России этого нет, и, тем не менее, цены стремятся только вверх.

Очевидно, что львиную долю этого роста обеспечивает ежегодное повышение тарифов на услуги сетевых компаний, которые предполагается направлять на модернизацию изношенной сетевой инфраструктуры. Однако давайте опять же обратимся к окружающим странам: нигде сетевая составляющая в общей структуре цены на электроэнергию не составляет 40 и более процентов, как мы это видим во многих регионах России.

Неуверенность в постоянстве правил рынка и растущие цены вынуждают многих потребителей искать альтернативные способы сокращения затрат на энергоресурсы: от внедрения энергосберегающих технологий до строительства собственной генерации.

Популярность слов «энергосбережение» и «энергоэффективность» в последнее время бьет все рекорды. О них говорят на конференциях, о них пишут средства массовой информации, главные лица страны подчеркивают их важность. Принятзакон №261 ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписано Распоряжение №1794-р об утверждении Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации.

К сожалению, реализация закона «Об энергосбережении» пока является достаточно спорной из-за отсутствия четко прописанного механизма ответственности за неисполнение указанных в нем требований. Согласно данному закону, органы государственной и муниципальной власти; компании, добывающие и транспортирующие нефть, газ, уголь; организации, которые тратят на покупку топлива или электроэнергии более 10 млн руб. в год обязаны уже до конца 2012 года предоставить так называемые энергетические паспорта, в которых должны быть указаны показатели энергоэффективности, потенциал энергосбережения, меры по снижению энергозатрат и т.д. На практике же значительная часть проводимых энергетических обследований проводится формально, «на бумаге», ради получения «корочек». Этому способствует и ненадлежащий контроль за исполнением требований к организациям или индивидуальным предпринимателям, желающим получить разрешение на проведение энергетических обследований (для организаций обязательно вступление в СРО), в результате чего сейчас существует множество компаний, проводящих энергоаудит в «облегченном варианте».

Что же касается строительства собственной генерации, то на 1 января 2011 года совокупная установленная мощность электростанций промышленных предприятий составляла 11,6 ГВт, или 5,4% от мощности всех станций в России (в 2010 г. — 5,1%), согласно материалам «Системного оператора». По прогнозам, совокупная доля промпредприятий может достичь 6,3–6,7%. Наиболее популярно строительство собственной генерации среди предприятий металлургической и химической отраслей, и это неудивительно — ведь их производство очень энергоемкое, и даже незначительное повышение цены на электроэнергию может вылиться в существенный рост затрат. Кроме того, строительство собственных генерирующих блоков может быть оправдано при наличии в достаточном количестве таких побочных продуктов производства как газ, пар, и необходимости их утилизации.

Во время правительственного часа в Совете Федерации вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал, что Правительство сейчас занимается разработкой новой модели энергорынка, которая должна обеспечить привлечение инвестиций в отрасль. Работу над новыми правилами планировалось завершить до конца года, затем они должны будут обсуждаться с участниками рынка и экспертами отрасли. Дворкович сообщил, что Правительство выйдет с предложениями, решения по модели рынка будут приняты в первой половине 2013 года.

Хочется надеяться, что в рамках разработки новой модели будут учтены интересы потребителей, ведь все-таки они — первичное звено цепочки. Если рассуждать логически, то энергетическая инфраструктура — для потребителей, а не потребители — для энергетики.

Марина ВОЛОСНИКОВА,
Ольга КОЗЛОВА
ЗАО «Энергоинвест»
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 2 (50), 2013

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.