О приватизации электросетевого комплекса Российской Федерации

Опубликовано: 17 июля 2014 г. в 12:35, 287 просмотровКомментировать

Валентин Викторович СЛОЕВ, заслуженный энергетик СНГ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Из аналитического доклада Института проблем естественных монополий следует, что реформирование электроэнергетики, официально завершившееся в 2008 году окончательной реорганизацией и прекращением функционирования РАО «ЕЭС России», в реальности сегодня вступает в новую фазу.

Валентин Викторович СЛОЕВ, заслуженный энергетик СНГ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Причина проста — почти ни одна из целей реформы не была достигнута: не произошло ожидаемого роста эффективности предприятий отрасли, развитие электроэнергетики происходит не на основе стимулирования инвестиций; создать конкуренцию в секторе генерации и на розничном рынке не получилось; цены на электроэнергию для конечных потребителей достигли мирового уровня, а в некоторых случаях даже превзошли его, что поставило ряд отраслей промышленности, сельское хозяйство, малый и средний бизнес на грань выживания. В условиях вступления России в ВТО и обострения конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными компаниями, вопросы стоимости электроэнергии для отечественных производителей приобретают критически важное значение.

В электросетевом секторе страны в 2013 году произошло объединение ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» путем создания ОАО «Российские сети». Этому событию предшествовал ряд установочных совещаний на высшем уровне и разработка «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» (утверждена Постановлением правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 511-р).

Выступление Президента РФ В. В. Путина в ноябре 2012 г. на совещании по вопросам работы электросетевого комплекса подтвердило ранее озвученные направления по развитию отрасли: общий тренд на приватизацию ранее государственных энергокомпаний — правильный.

Президент в очередной раз подчеркнул, что «возврат к государственной форме собственности, который произошел бы в результате слияния ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК», неэффективен. Ключом к решению назревших проблем должна стать ПРИВАТИЗАЦИЯ распределительных компаний страны. Мировая практика показала, что компании, работающие в форме частной собственности, при соблюдении необходимых условий ведения бизнеса, гораздо эффективнее, чем государственные».

Так ли это? Опыт Франции, где присутствует фактически одна естественно-монопольная корпорация — Eltktricite de France и наблюдается наименьший рост цен на электроэнергию среди всех развитых стран, говорит об обратном. И наш собственный опыт в генерирующем секторе за годы реформирования заставляет с особой осторожностью относиться к предстоящей приватизации электрических сетей России.

В настоящее время доля государственных энергокомпаний в стране, участвующих в производстве электрической энергии, составляет всего 24,5% вместе с атомной энергетикой. На очереди — дальнейшая приватизация предприятий ОАО «Русгидро» и ОАО «Интеррао ЕЭС». По сообщению Минэнерго РФ инвестиции компаний с государственным участием за последние три года более чем в 3,5 раза превышали инвестиции частных компаний, а их реализация была на уровне 96% против 70% соответственно. В разработанной Схеме и программе развития ЕЭС России на период 2013–2019 годы предусматривается ввод генерирующих мощностей: 2016 г. — 3,02 ГВт, 2017 — 2,8 ГВт, 2018 — 1,59 ГВт, 2019 — 1,15 ГВт (в Китае в 2013 году введено 94 ГВт). К тому же ежегодно возрастает так называемая недоступная мощность. По сведениям ОАО «Системный оператор» она достигла 44,2 млн кВт (19% от установленной мощности).

Неизвестно, как будет обеспечивать энергетика нужды потребителей в экстремальных условиях холодной зимы и росте электропотребления, чего не наблюдается в последние годы.

О распределительном комплексе Российской Федерации

Общая протяженность всех воздушных и кабельных линий электропередачи (ЛЭП) всех уровней напряжения в одноцепном исполнении составляет порядка 2,6 млн км. Для сравнения — это 65 раз вокруг земного экватора. Это — айсберг, подводная часть которого не видна реформаторам. Поэтому так легко, без всякого профессионального анализа и учета последствий навязываются обществу очередные непродуманные реформы.

В общем объеме линий электропередачи (по протяженности) лишь 5,3% — сети напряжением 220– 150 кв входящие в состав Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), остальные — 96,7% это распределительные сети напряжением 0,38–110 кв, при этом, подавляющая часть — 92,8% это сельские сети, где потребителями являются сельхозпроизводители, сельское население, дачные и садоводческие хозяйства, население малых городов, а также лесные и охотничьи хозяйства.

Эти сети сооружались, в основном, в 70–80 годы прошлого столетия по принципам массовой электрификации страны, по низким нормативным требованиям к устойчивости, с применением дешевых материалов и оборудования, требующих значительных затрат на ремонтное и эксплуатационное обслуживание. Износ этих сетей находится на уровне 70%. По результатам качественной оценки технического состояния более 12% сетей напряжением 0,38–20 кв находится в неудовлетворительном и непригодном для эксплуатации состоянии и подлежит замене или списанию. На восстановление находящихся в работе распределительных сетей требуется не менее 2,8 трл руб. Сейчас обновляется ежегодно менее 1%, требуется не менее 3–4%, т.е. темпы старения опережают обновление. Где же найти инвесторов и эффективных собственников на восстановление и обслуживание такого хозяйства на бескрайних просторах Российской Федерации?

Во все времена и во всех цивилизованных странах сельскохозяйственное производство было, есть и, видимо, будет в обозримом будущем дотационным. В советские времена тариф на электроэнергию для сельского хозяйства был самый низкий, в разы ниже, чем для остальных потребителей, что стимулировало производство, механизацию и автоматизацию производственных процессов, улучшало условия труда и жизни сельского населения. Что же изменилось в этой сфере за годы реформирования?

За последние 10 лет средние цены на электроэнергию в стране существеннее всего выросли как раз для сельхозпотребителей — в 5,5 раза (c 0,7 руб. до 3,8 руб. за кВт.ч). Неудивительно, что эта сфера стремительно деградирует, не выдерживая конкуренции. Производства закрываются, сельское население, не находя применения, покидает места обитания, превращая страну в необжитую местность. Более всего это характерно для Северных территорий, Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока.

Удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны в 1990 году составлял 13,3% против 6% в 2002 году и уже 3,9% в 2011 году. Это подтверждается и ежегодным снижением электропотребления, которое в 2011 году составило 14,1 млрд кВт.ч или всего 1,4% от общего электропотребления в стране (1041 млрд кВт.ч). Еще в 1990 г. электропотребление в этой сфере было на уровне 70,5 млрд кВт.ч, т.е. снижение в 5 раз. Ошеломляющая статистика для России. Понятно, что после вступления страны в ВТО улучшения не ожидается.

На большей части территории России сельские распределительные сети разгружены, значительная часть сельского населения неплатежеспособна, содержание таких сетей в российских условиях неэффективно и убыточно.

Исключение составляют сети в городах и в сельских регионах Юга, Поволжья, Черноземья и др., где большая плотность проживания населения. Приватизация таких сетей в принципе возможна и допустима при условии соответствующего обременения на законодательном уровне, которого в настоящее время не существует.

Попытка принятия Госдумой в 2012 году такого законопроекта за № 79403-6 «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливающих ряд обязательных условий при приватизации объектов электросетевого хозяйства была заблокирована профильными комитетами. Государство в очередной раз пытается устраниться от ответственности за функционирование важнейшей инфраструктуры в стране, на основе которой происходит развитие всей экономики и социальной сферы.

Распределительные сети России в техническом оснащении отстали от мирового уровня на целую эпоху.

Между тем, вынужденное сдерживание роста тарифов на электроэнергию, наметившееся снижение объемов электропотребления (в 2013 г. на 0,6%) в связи со спадом в экономике и уходом потребителей с договоров «последней мили» серьезно ударили по инвестиционным программам электросетевых компаний. На период 2014– 2018 гг. в ОАО «Российские сети» секвестирование планируется в 1,6 раза. При этом, ФСК ЕЭС и МРСК Центра утвердили сокращение инвестпрограмм на четверть, МРСК Северного Кавказа на треть, МРСК Юга в 1,7 раза, МРСК Урала вдвое ниже 2013 года. Это означает, что по цепочке резко упадет спрос на проектирование, строительство, монтаж, наладочные работы и на электротехническое оборудование и материалы. В итоге, цели, поставленные в «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» по техническому перевооружению, снижению аварийности и потерь электроэнергии, уменьшению затрат на обслуживание морально устаревшего и физически изношенного оборудования не будут достигнуты. Необходима комплексная государственная Программа по широкомасштабному техническому перевооружению, реконструкции и развитию распределительного комплекса, тесно увязанная с развитием экономики и решением социальных задач регионов.

О магистральных электрических сетях

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.11.12 г. № 1567 в п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (ФЗ-35) 3 апреля 2013 г. Государственной Думой РФ вносится изменение: «по завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) осуществляется путем прямого или КОСВЕННОГО владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50% плюс ОДНА голосующая акция». Это о «ФСК ЕЭС России», которая осуществляет эксплуатацию и развитие объектов ЕНЭС, составляющих основу Единой энергетической системы страны.

Косвенное владение — это, как правило, управление через третьих лиц. Это посреднические структуры-вторые, третьи компании как отечественные, так и зарубежные, через которые государство не сможет полноценно управлять электросетевым комплексом страны, и важнейшие объекты ЕНЭС не гарантированы от попадания в дальнейшем в руки частных инвесторов. Принятый Указ не соответствует ст. 71 Конституции РФ о нахождении федеральных энергетических систем, наряду с ядерной энергетикой в введении Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 11.07.01 г. № 526 (в редакции постановлений Правительства РФ от 01.02.05 г. № 49, от 20.03.13 г. № 240). Не соответствует Указ и п. 2 ст. 8 ФЗ-35 «Об электроэнергетике» (в редакции ФЗ-35 от 04.06.11 г.), который стоял на страже народного достояния страны — ЕНЭС России более 10 лет, неизменно требуя, чтобы «по завершении реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 75% плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Увеличение доли государства должно быть проведено всеми способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации». Поскольку техническое состояние магистральных сетей на порядок выше сетей распределительного комплекса, то на такой товар всегда найдутся покупатели, в том числе зарубежные, не исключено и со спецслужбами. Ситуация может быть схожа с управлением такими стратегическими объектами, как Аэропорт Домодедово, морской порт Ванино на Дальнем Востоке, в гражданской авиации и др. Зарубежные инвесторы, будучи хозяевами объектов ЕНЭС, получают прямой доступ к техническим автоматизированным средствам и системам управления, релейной защите и автоматике, уникальным технологиям, обеспечивающим устойчивость работы Единой энергетической системы России и безопасность страны.

Приватизация на юридическом языке — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в ЧАСТНЫЕ руки за плату или безвозмездно. Приватизация дает полное право на распоряжение приватизированной собственностью.

«Электроэнергетика — является важнейшей отраслью жизнеобеспечения, самая стратегическая и важная отрасль страны» — А. В. Новак, министр энергетики РФ. 

Учитывая исключительную значимость электросетевого комплекса, который обеспечивает неразрывную связь генерации с потребителями электрической энергии, Президент В. В. Путин ранее Указом от 21.05.2012 г. № 688 «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» от 04.08.2004 г. № 1009 включил в список стратегических предприятий госпакеты ключевых российских энергокомпаний: ОАО «Русгидро» (60,38%), ОАО «ФСК ЕЭС» (79,55%), ОАО «Холдинг МРСК» (53,69%) и ОАО «Системный оператор» (100%) и это означало, что они не подлежат приватизации. Как видно из изложенного, ситуация неоднозначна. Хотелось бы иметь полную ясность по затронутой проблеме, в том числе и через обсуждение на Научно-техническом совете ЕЭС и на Научном Совете РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики России.

Выводы и предложения:

  1. Необходимо на соответствующем уровне провести тщательную ревизию законодательных и правовых документов, дающих право на приватизацию в электросетевом комплексе. Разработать и принять недостающие акты. Должен быть полный запрет на приватизацию ЕНЭС.
  2. Стратегия развития электросетевого комплекса в силу изменившихся условий требует корректировки. В ее основу разработчики заложили дальнейший рост тарифов, которые уже сейчас остановили развитие экономики. Компании МРСК корректируют свои инвестиционные программы и закупки оборудования у производителей в сторону уменьшения, и далее по цепочке — проектирование, строительство, монтаж…
  3. Главной стратегической задачей должно быть конкретное решение вопроса безотлагательного восстановления электросетевого комплекса на основе современных технических решений при проведении единой технической политики. Без этого невозможно достижение других целей — снижение аварийности и травматизма, снижение потерь электроэнергии, существенного уменьшения затрат на передачу в тарифе.
  4. Необходимо на законодательном уровне принять решение о судьбе бесхозных сетей. Это, прежде всего, сети дачных и садоводческих хозяйств, которые, по большому счету, уже приватизированы, но являются бесхозными, изношены, профессионально никем не обслуживаются. Тем не менее, они подключены к общей сети и являются источником повышенной аварийности, что и подтверждается последними авариями. Между тем, эти сети несут огромную социальную нагрузку.
  5. Кадровый вопрос. Энергетика становится все более непрофессиональной. По сведениям Ростехнадзора, при проверке готовности энергокампаний к работе в предстоящий ОЗП 60% обслуживающего и 40% административного персонала не имеют необходимых знаний для обслуживания своего рабочего места. В то же время, за последние годы численность персонала в отрасли возросла на 40% при незначительном росте объемов и неудовлетворительных технико-экономических показателях. Тем не менее, остро чувствуется неукомплектованность квалифицированным инженерно-техническим и рабочим персоналом, который непосредственно занят эксплуатацией и ремонтом оборудования и линий электропередачи, имея при этом низкую заработную плату, излишнюю перегруженность отчетностью и т.п.

В. В. СЛОЕВ,
заслуженный энергетик СНГ,
лауреат премии Правительства РФ
в области науки и техники

Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 3 (57), 2014

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.