По итогам исследований агентства «Эксперт РА», в 2013 году самыми востребованными среди работодателей стали выпускники инженерных специальностей. В топ-20 наиболее популярных среди промышленных компаний «альма-матер» вошли сразу 11 технических вузов. Правда, с каждым годом руководители предприятий продолжают жаловаться на недостаток квалифицированных кадров. В чем же проблема современного молодого «технаря»?
Ответ лежит на поверхности — если в советское время каждый студент помимо знаний получал еще навыки работы с тем или иным оборудованием, то сегодня ситуация кардинальным образом изменилась.
Теоретическая база в высшей школе осталась, а вот с практическими занятиями наметились существенные проблемы. Оборудование устаревает, средств на приобретение нового у вузов нет. Лабораторные работы проводятся на компьютерах, которые не заменят настоящих инструментов, а летняя практика превратилась в профанацию.
В данной ситуации на первый план выходит взаимодействие учебных заведений с коммерческими структурами. При грамотном подходе оно может оказаться весьма плодотворным для всех вершин «треугольника»: и для института, и для студента, и для бизнеса.
Миссия высшего образования
Завоевание лидирующих позиций в рейтингах или наращивание международного авторитета — лишь побочные задачи любого высшего учебного заведения. Приоритетными же являются совершенно другие направления. Например, НИУ МЭИ своей миссией обозначает обеспечение качественной непрерывной многоуровневой подготовки квалифицированных кадров. Также речь идет о совершенствовании на основе научных исследований и опытно-конструкторских разработок университетской инновационной системы и непосредственном участии вуза в обеспечении устойчивого высокотехнологического развития России.
Для достижения таких серьезных целей высшей школе просто необходимо сократить дистанцию между компетенциями выпускников и требованиями работодателей, снизить инерционность всей системы образования. Университетам следует принимать меры для того, чтобы студенты были не на словах знакомы с современным оборудованием, получали актуальные знания и нужные конкретным предприятиям навыки. Выходит, вузам не обойтись без тесного сотрудничества с крупными коммерческими компаниями мирового уровня.
Формат взаимодействия с бизнес-структурами может быть разным. Флагман отечественного высшего образования МГУ им. М. В. Ломоносова задает тон в данном вопросе, заключая долгосрочные соглашения, привлекая инвестиции на приобретение необходимого оборудования и создавая совместные лаборатории. Последних в Московском университете уже несколько — в их обустройстве принимали участие такие компании, как Microsoft, LG Chem, Intel, Sсhlumberger, CNRS.
Стараются не отставать от столицы и регионы. Еще в 2008 году в Новосибирском государственном техническом университете был открыт научный учебно-консультационный центр, созданный совместно с компанией АББ, лидером в производстве силового оборудования и технологий для электроэнергетики и автоматизации. Российское подразделение шведско-швейцарского концерна предоставило не только современное оборудование для создания исследовательского комплекса, но и всю необходимую техническую информацию, справочную литературу, программное обеспечение и наглядные пособия.
Выгоды профильных кафедр высшего учебного заведения от сотрудничества с отраслевыми компаниями и предприятиями очевидны. Они заключаются и в обновлении технической базы, и в привлечении финансирования для исследовательских работ, и в спонсорской помощи при организации различных мероприятий для студентов. «Для вуза важно комплексное взаимодействие с коммерческой компанией, — говорит Алексей Сергеевич Анучин, заведующий кафедрой «Автоматизированный электропривод» НИУ МЭИ.
— Например, на нашей кафедре лежит более двух десятков частотных преобразователей, подаренных в разное время разными производителями. Однако встроить их в учебный процесс — задача не из легких.
Помимо энтузиазма преподавателя, который решится произвести модернизацию лаборатории, требуется много сопутствующих расходов на новые измерительные приборы, двигатели, изготовление лицевых панелей стендов и др. И стоимость всех сопутствующих расходов кафедры превысит в разы стоимость подаренного преобразователя. Поэтому, когда компания АББ предложила поставить нам полностью укомплектованные и собранные по нашей документации стенды и целиком обновить лабораторию электрического привода, мы с удовольствием начали сотрудничество. На первый взгляд задача может показаться несложной. В реальности реализация проекта заняла 2 года, около 300 страниц технической документации и чертежей, тонны собранного воедино оборудования».
Предполагается, что в новом учебно-консультационном центре подготовку будут проходить не менее 300 студентов профильных направлений в год. Также предусмотрена возможность организации курсов повышения квалификации для работающих специалистов-энергетиков.
«Задача нашей компании — ориентировать студентов на поиск инновационных решений и применение их на практике, что обеспечит развитие электротехнической отрасли в целом. Учебно-консультационный центр, который мы создали с МЭИ, призван стать одним из важнейших инструментов в реализации этой миссии. Так, лаборатория укомплектована частотно-регулируемыми приводами двигателей переменного тока, включая новейший привод ACS880, только недавно вышедший на российский рынок, и регулируемыми приводами постоянного тока, современными средствами регистрации процессов и др.,— рассказывает Энвер Валерьевич Шульгин, руководитель подразделения «Дискретная автоматизация и движение» компании АББ в России. — Практика на новейшем оборудовании будет способствовать скорейшему внедрению современных технологий на российские предприятия. Студентам не придется переучиваться на производстве — они сами станут носителями инновационных решений».
Глазами студента
Согласно ежегодному анализу, который проводит Институт образования НИУ ВШЭ, неуклонно возрастает число абитуриентов с низкой мотивацией получать специальность, на которую они были зачислены по результатам ЕГЭ. Выбор молодых людей определяется степенью узнаваемости бренда вуза, а не направлением подготовки. Кроме того, упомянутое исследование отмечает массовизацию высшего образования, что делает из студенческой скамьи просто приятное времяпрепровождение, своеобразную культурную среду (http://www.hse.ru/news/92982902.html). Данные тенденции губительны для классической системы обучения и профориентации, в которой студент должен приобщаться к своей будущей профессии с первого курса университета.
При этом требования работодателей к выпускнику не снижаются — хороший инженер должен знать теоретические основы и принципы действия технического оборудования, быть в курсе последних тенденций отрасли, иметь практические навыки.
В такой ситуации спрос на молодых людей, обладающих сильной мотивацией к получению максимума от образовательного процесса, высок. Со своей стороны компании, заинтересованные в качественно подготовленных специалистах, готовы предоставить им возможность познакомиться с современными аппаратами, посетить производственные объекты, пройти практику на базе организации. Именно там способные студенты получают шанс проявить себя. «Мой диплом бакалавра был посвящен разработке лабораторного стенда на базе оборудования АББ, — вспоминает Денис Николаевич Нечаев, выпускник НИУ МЭИ, сейчас руководитель группы «Силовые автоматические выключатели» компании АББ. — Могу с уверенностью сказать, что именно тогда я принял решение работать в московском офисе концерна. Сотрудничество с компанией в процессе обучения сослужило хорошую службу. Во-первых, меня заметили и оценили мои профессиональные и личностные качества. Во-вторых, сильная университетская база знаний вкупе с полученным практическим опытом дала толчок к карьерному росту».
Интерес к осваиваемой профессии не может поддерживаться только академическими часами лекций. Даже лабораторные работы подчас не настолько интересны студентам, как экскурсии на заводы или подстанции. Так, подразделение «Дискретная автоматизация и движение» компании АББ постоянно приглашает к себе «в гости» студентов. Специалисты концерна рассказывают им об устройстве и особенностях промышленных манипуляторов, сферах их применения. Потом молодым людям дают возможность самостоятельно управлять роботами. Можно представить неподдельный интерес и радость студентов, у которых в руках оказались пульты от самых современных машин. Ведь одно дело — изучать науку в теории и совсем другое — попробовать себя в качестве специалиста, управляющего манипулятором.
Инженер из вуза — компании не обуза
Какие же выгоды от взаимодействия с техническими университетами получают компании? Первое предположение, которое напрашивается — предприятия ищут будущих сотрудников. Однако это не совсем верно. Многие концерны уже давно и успешно функционируют на рынке и не испытывают недостатка в кадрах. Но крупные компании могут позволить себе социально-ориентированные проекты.
«Основная задача кооперации бизнеса с вузом — продемонстрировать как можно большему числу студентов электротехнических и энергетических специальностей инновационные технологии и оборудование последнего поколения со всеми его возможностями, — утверждает Максим Владимирович Рябчицкий, руководитель Учебного центра подразделения «Низковольтное оборудование» компании АББ. (Учебный центр компании АББ является структурной единицей подразделения АББ «Низковольтное оборудование», информирующей сотрудников и партнеров компании об актуальных технических решениях в области электротехники и автоматики. Не является лицензированным учебным заведением.) — К сожалению, даже преподаватели высшей школы, хорошо владеющие теорией, не всегда представляют функционал и особенности новейшей техники. Например, автоматические выключатели сегодня легко подключаются к системам диспетчеризации посредством ноутбука, в информационную шину они способны передавать данные о токах, напряжении, мощности, частоте. С подробным оборудованием становится решаемой задача перепрофилирования нагрузок и появляется возможность распределить технологические процессы с максимальной выгодой для предприятия».
Безусловно, компания тоже получает эффект от прямого взаимодействия с вузами, а именно — со стороны молодых специалистов повышается лояльность к бренду. В целом, знание продуктов, полученное на студенческой скамье, в дальнейшем отразится на продажах — ведь молодому специалисту гораздо легче работать с уже знакомым оборудованием.
Кроме того, профильные кафедры проводят специализированные курсы повышения квалификации для уже состоявшихся в профессии инженеров, проектировщиков, конструкторов. В рамках таких образовательных проектов круг людей, получающих информацию о продукте и конкретные навыки его использования, значительно расширяется.
Несомненно, и технические вузы, и производственные компании выигрывают от взаимодействия в части повышения качества образовательных программ, от обновления учебных баз и реализации совместных проектов. Приближение набора компетенций выпускников к актуальному на рынке труда сделает профессию инженера еще более востребованной и, в конечном итоге, более престижной.
Пресс-служба компании АББ
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 1 (55), 2014