Опыт эксплуатации аккумуляторов компании FIAMM

Опубликовано: 9 января 2013 г. в 16:17, 161 просмотрКомментировать

1. Условия эксплуатации и последующего хранения аккумуляторных батарей

Куплены 28.04.2007 г. в компании ООО «1000 ВА» и сразу же введены в эксплуатацию на объекте в составе ИБП Dygis 10 kVA, 3/3. Источник бесперебойного питания с батарейным шкафом работал в помещении с кондиционером (Т ≈ +20 °С), активная нагрузка 4,8 кВт. Отключения питающего напряжения редкие и, как правило, недлительные, не более, чем на 1 час. Глубоких разрядов до 10,5 В/АКБ было не более 5 раз за все время эксплуатации.

После плановой замены 15.01.2011 г. указанные аккумуляторные батареи были демонтированы и хранились при температуре не выше +15 °С без подзарядки в сухом складском помещении до 10.05.2011 г. Далее аккумуляторы хранились в коридоре офиса до 09.03.2012 г.

2. Измерение параметров аккумуляторных батарей

Измерения емкости аккумуляторов и напряжения на клеммах производились прибором «Кулон 12/f», зав. №0502435. Результаты измерений параметров аккумуляторных батарей в процессе хранения до 09.03.2012 г. и после дозарядки в течение 4 дней в составе ИБП приведены в табл. 1,

№ АКБ                                         Даты проведения измерений
10.05.2011 г. 18.10.2011 г. 06.03.2012 г. 14.03.2012 г. 21.04.2012 г.
C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В)
1 21,0 12,79 20,2 12,66 ....... 12,53 22,8 13,15 22,6 13,35
2 22,6 12,91 22,6 12,79 20,6 12,68 ....... ....... 25,4 13,21
3 25,8 12,98 22,4 12,86 ....... ....... ....... ....... 27,8 13,25
4 23,8 12,96 23,2 12,84 21,2 12,73 ....... ....... 25,4 13,23
5 22,4 12,86 21,6 12,72 19,2 12,62 ....... ....... 23,6 13,43
6 23,8 12,96 22,6 12,85 ....... ....... ....... ....... 30,2 13,36
7 23,6 12,98 22,6 12,82 16,6 12,64 ....... ....... 24,0 13,28
8 24,2 12,98 22,2 12,84 18,0 12,69 ....... ....... 24,6 13,41
9 22,8 12,95 21,8 12,69 19,0 12,69 24,0 13,23 24,2 13,39
10 22,2 12,93 21,2 12,80 18,0 12,65 22,6 13,22 23,4 13,37
11 24,2 12,97 22,6 12,85 ....... ....... 25,8 13,13 26,2 13,30
12 23,6 12,96 22,6 12,84 20,0 12,69 ....... ....... 24,8 13,38
13 22,8 12,95 21,6 12,83 ....... ....... ....... ....... 23,6 13,36
14 20,0 12,81 19,2 12,69 16,9 12,55 22,0 13,16 22,0 13,32
15 25,2 12,97 23,8 12,87 22,2 12,76 ....... ....... 26,4 13,48
16 24,0 12,98 23,6 12,86 22,2 12,75 ....... ....... 25,8 13,48
17 24,2 12,98 23,8 12,86 21,4 12,73 ....... ....... 25,8 13,44
18 24,0 12,97 23,6 12,86 21,4 12,74 26,0 13,17 26,0 13,41
19 23,8 12,96 23,8 12,84 23,2 12,72 25,4 13,17 25,8 13,42
20 24,6 12,95 23,8 12,84 ....... ....... 25,6 13,14 26,4 13,33
21 19,5 12,81 18,9 12,70 17,2 12,59 22,0 13,13 22,6 13,37
22 24,6 13,01 23,4 12,88 20,6 12,75 25,8 13,11 25,6 13,40
23 22,4 12,88 21,8 12,77 19,8 12,66 24,8 13,19 24,8 13,42
24 20,4 12,80 19,9 12,68 17,4 12,56 22,4 13,25 22,2 13,32
25 20,2 12,85 20,0 12,74 17,1 12,60 21,4 13,20 21,8 13,32
26 23,0 12,97 22,8 12,85 20,6 12,72 ....... ....... 25,2 13,28
27 23,8 12,95 22,8 12,84 ....... ....... 25,2 13,25 25,4 13,23
28 23,6 12,98 23,4 12,86 21,4 12,74 25,2 13,25 30,4 13,31
29 23,8 12,96 23,2 12,84 21,2 12,71 25,6 13,20 25,8 13,23
30 22,4 12,89 21,6 12,87 18,7 12,65 ....... ....... 24,2 13,39
31 23,8 12,97 23,2 12,84 20,4 12,71 ....... ....... 25,4 13,34
32 24,0 12,97 23,6 12,85 ....... ....... ....... ....... 26,0 13,42
33 23,2 12,96 22,4 12,84 ....... ....... ....... ....... 25,0 13,33
34 (U1) 25,8 ....... 24,6 12,82 23,0 12,73 ....... ....... 25,6 13,42
35 ....... ....... 23,2 12,81 21,8 12,69 ....... ....... 25,6 13,35
36 (Т1) ....... ....... 19,0 13,04 17.7 12,80 20,4 13,22 20,6 13,47

где C — измеряемая емкость аккумуляторных батарей (Ач); U — напряжение, измеряемое на клеммах (В).

Пропуски в измерениях /......./ происходили из-за недоступности некоторых аккумуляторов после монтажа в батарейный модуль.

U1, Т1 — пока все батареи работали в ИБП на объекте, аккумуляторы №34 и №36 хранились в техотделе. Изредка они использовались для получения 12 В, без особого присмотра заряжались и снова разряжались. Из состава ИБП 2 шт. АКБ были «запороты», и эти аккумуляторы были включены в анализ.

3. Прибор «Кулон 12/f» — можно ли ему верить?

28.03.2012 г. АКБ №22, доступный для измерений, при контрольном разряде током 4 А до Uразр = 10,5 В отдал 22,6 Ач реальной емкости. Тогда паспортная емкость (разряд током 0,05С = 0,05*27 = 1,35 А) составит 22,6/0,85 = 26,6 Ач, что близко к значению 25,8 Ач, измеренному прибором «Кулон 12/f». Кажется, что положительный ответ на поставленный вопрос получен, и можно утверждать, что все аккумуляторы-пятилетки FIAMM-GS FG22703 после 5 лет имеют весьма солидную остаточную емкость.

К сожалению, 21.04.2012 г. разряд всех 36 аккумуляторов в составе ИБП дал куда более скромный результат – при разряде током 6,3 А батарейный модуль отдал емкость 12,7 Ач или приведенную к паспортной 12,7 Ач/0,8 = 15,9 Ач, причем первым к уровню напряжения разряда 10,75 В подошел вышеупомянутый АКБ №22. Что помешало ему еще раз отдать 26,6 Ач? Недостаточная зарядка после контрольного разряда 28.03.2012 г., неспособность эффективно работать на токе 6,3 А или что-то еще?

Добавлю, что к моменту остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 только 5 аккумуляторных батарей (№10, 12, 31, 34 и 35) показывали на клеммах U ≈ 11,3 В, остальные 30 шт. – существенно выше. Ориентиром служили измерители суммарного напряжения батарей: 207 В для ВАТ+ и 212 В для ВАТ-*, т. е. среднее напряжение АКБ на тот момент составляло 207/18 = 11,5 В и 212/18 = 11,77 В. Это позволяет ожидать реальных разрядных емкостей ощутимо больше 16 Ач.

* Примечание: ВАТ+ и ВАТ- означают 2 плеча аккумуляторной сборки со средней точкой. В ИБП для каждого плеча своя индикация тока заряда и суммарного напряжения.

4. Подведение итогов

На основе полученных данных я пока не стал бы делать окончательных выводов, а лучше провел бы выборочные контрольные разряды еще для нескольких АКБ (насколько хватило бы времени и терпения, ведь каждый такой разряд длится более 5 часов и требует периодических измерений тока и напряжения разряда). Возможно, в будущем такая статистика у меня появится. А пока могу сказать следующее:

  1. 28.03.2012 г. аккумулятор №22 при первом разряде показал отличную остаточную емкость — 26,6 Ач. Это бесспорный факт.
  2. Аккумуляторные батареи №33, 34, 35 еще ранее, в феврале 2011 г., почти сразу после демонтажа из ИБП Dygis 10 kVA, 3/3 показали очень хорошую остаточную емкость — около 22 Ач при разрядном токе около 5 А. И хотя за давностью времени записи измерений параметров этих аккумуляторов затерялись, почтительное отношение к батареям FIAMM появилось именно тогда.
  3. 30 шт. АКБ на момент остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 имели напряжение в среднем более 11,5 В и 11,77 В, соответственно, их реальная отдача оценивается более, чем 15,9 Ач.

Ведущий инженер группы компаний «Траскон», Абуткин Наиль Кяримович

Информация о компании

1000 ВА, ООО
Наша компания имеет заслуженный статус «дилер» большинства крупнейших мировых производителей промышленных аккумуляторных батарей и источников бесперебойного питания. С 2004 г. на российском рынке мы продаем широкий ассортимент оборудования, обеспечивая надежные поставки товара нашим клиентам.

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.