Торговыми центрами называют группу предприятий торговли находящихся в одном здании или комплексе зданий управляемых как единое целое. Торговые центры тяготеют к крупным транспортным узлам и станциям пересадки пассажиров. В последнее время они перерождаются в торгово-офисные центры, ведь в этом случае офисы находятся в шаговой доступности к клиентам, что повышает количество заказов и уровень обслуживания. Естественно, что торгово-офисные центры должны быть хорошо освещены. Для этого существуют определенные нормы по освещению.
Нормы освещенности
По имеющимся санитарным правилам в дневное время суток должна рассчитываться суммарная освещенность в торговом зале, однако тенденция последних лет показывает, что торговые помещения освещаются, как правило, искусственным освещением. Окна в торговом зале, если они есть, заклеиваются рекламными баннерами. Это позволяет иметь постоянную освещенность товаров не зависящую от времени суток, ведь от уровня освещенности зависит уровень продаж тех или иных товаров.
Наши санитарные нормы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03) рекомендуют иметь освещенность в торговом зале не менее 400 люкс. Однако, зарубежными фирмами производились исследования в этой области, и было доказано, что уровень освещенности должен торгового зала быть не менее 500 люкс. Многие зарубежные крупные гипермаркеты держат уровень освещенности товаров в пределах 1000…1200 люкс. А все потому, что чем более освещен товар, тем он выглядит привлекательнее, естественно, он лучше продается. Процент увеличения продаж колеблется в пределах 20…35%. А вот проходы между залами или между этажами освещаются менее ярко, но перепады в освещенности не должны быть резкими, это негативно отражается на посетителях, особенно с ослабленным зрением. По этой причине освещение коридоров, лестниц, переходов и других мест перехода от одной секции к другой должно быть освещено минимум на половину от освещенности торгового зала.
Что касается офисных помещений в торгово-офисных центрах, то они не могут держать уровень освещенности ниже, чем в торговом зале, иначе к ним просто никто не будет заходить. Это заложено в инстинктах человека, ему (человеку) приятнее и комфортнее находится в более освещенном месте, а значит, даже если визит в офис у человека намечен, он может его отложить и заняться покупками товаров. Однако эти нормы имеют рекомендательный характер, поскольку офисы могут быть освещены согласно СНиП 23-05-95 в пределах 200…300 люкс.
Освещение торговых помещений
Проблема освещения больших площадей может быть решена двумя способами:
- применением малого количества мощных светильников
- применением большого количества маломощных светильников.
Первый способ для торговых залов не подходит по причине большой яркости светодиодных светильников и, следовательно, большого ослепляющего эффекта. Второй способ требует равномерного распределения светильников по всей площади, что создает определенную проблему. Потолки в современных торговых залах высокие. Приходится применять либо светильники со специальной оптикой подвешенные под самым потолком, (но они несколько дороговаты), либо обычные светильники, но на специальных подвесах или фальш-потолках.
Проблема потребления больших мощностей
Большие нормы по освещенности влекут за собой большое потребление электрической энергии. Это иногда приводит к увеличению затрат на прокладку проводки по потолку. Проводку эту необходимо скрыть от глаз посетителей, для этой цели применяют всевозможные фальш-потолки (натяжные, подвесные, и т.д.).
С появлением линейных светодиодных светильников эта проблема не стоит столь остро. Дело в том, что, к примеру, светильники АЭК-ДСП35-120-001 мощностью 120 ватт можно соединять между собой вплоть до 156 метров, запитывая при этом всю линию с одного торца. Это очень удобно. Экономия на электропроводке очевидна.
Если в торговом зале имеются потолки типа Армстронг, то можно рекомендовать применение обычных офисных светодиодных светильников АЭК-ДВО06-025-001. Данные потолочные светодиодные светильники выпускаются с различными типами рассеивателей светового потока и могут использоваться как для акцентирования внимания покупателей (с прозрачным стеклом), так и для общего освещения (с матовым рассеивателем).
Для общего освещения и освещения переходов незаменимы светодиодные панели. Они очень тонкие и практически незаметны на потолке. Такие панели в принципе могут выпускаться любой конфигурации, но стандартный их вид, это круглые (XF-RPW-300-24W-4000K, например) и квадратные (XF-SPW-300-24W-4000K или XF-SPD-595-2-40W-4000K).
Если в торговом зале применены подвесные потолки типа Грильято, то можно порекомендовать те же АЭК-ДВО06-025-001 со специальным креплением.
Но многие товары требуют дополнительного, акцентного освещения. Для него (акцентного освещения) возможно применение светодиодных светильников нового поколения типа Downlight.
Светодиодные светильники могут крепиться не только на потолке.
Довольно часто их укрепляют просто на оштукатуренную стену. Для этого подойдут накладные светодиодные светильники АЭК-ДВО06-025-001 или линейные АЭК-ДПО06-025-001.
Освещение торгово-офисного центра снаружи
Что касается наружного освещения, то для архитектурной подсветки подходят современные светильники типа АЭК-ДСП41-050-001 и его модификации. Они выпускаются с разной оптикой, а также способны испускать свет различных цветов. Часто используют для этой цели светодиодные светильники АЭК-ДСП35 с оптикой.
Освещение парковки около центра
При норме освещенности парковочных мест в 4 люкса данная норма никогда не соблюдается, поскольку покупателям некомфортно. Для привлечения большего количества покупателей торговые центры редко держат уровень освещённости ниже чем в 15 люкс. Чем крупнее торговый центр, тем ярче освещена парковка. Современные гипермаркеты держат уровень освещенности парковки на уровне 30…50 люкс.
Достичь такого уровня освещенности довольно сложно, площадь очень большая. Но светодиодные светильники АЭК-ДКУ35-080-001 на это способны. Можно выбрать и более мощные, все зависит от высоты подвеса на опорах и площади самой стоянки.