Наиболее значимым событием в светотехнической отрасли за последние несколько месяцев стало объявление о разделении компании Philips на две отдельных компании. Важность события определяется уже тем, что речь идет о крупнейшей и одной из старейших в мире светотехнических компаний, сделавшей электрическое освещения доступным для широких масс. При этом сам процесс разделения содержит в себе некую интригу.
23 сентября на встрече с инвесторами в Лондоне CEO компании Philips Франц ван Хаутен сделал сенсационное заявление. Он сообщил, что подразделения медицинской техники и потребительских товаров объединяются в единое целое. При этом подразделению световых решений «дается независимость». Как было позже разъяснено в официальном пресс-релизе, создаются две отдельные компании, одна из которых будет заниматься световыми решениями, другая — медицинским оборудованием и техникой для здорового образа жизни. Обе компании будут работать под единым брендом. Ранее, 30 июня, было объявлено об объединении Philips Lumileds (подразделения, производящего светодиоды) и подразделения, выпускающего автомобильное освещение, с выделением их в отдельную компанию. Поэтому новая компания, созданная на базе светотехнического подразделения Philips, не будет включать в себя эти подразделения. По сообщению голландской газеты Eindhovens Dagblad (www.ed.nl), ссылающейся на некую служебную записку, процесс разделения Philips на две компании займет от 12 до 18 месяцев.
Формулировка, с которой Франц ван Хаутен сообщил о разделении компании, указывает на то, что речь идет именно об отделении подразделения световых решений от «материнской» компании. С точки зрения истории развития Philips, это, конечно, несколько странный выбор способа разделения, что вызвало недоумение у части сотрудников. Ведь компания была создана в 1891 году именно как производитель электрических ламп. И остальные подразделения компании, как правило, «отпочковывались» от светотехнического. Так, на базе уже имевшегося вакуумного производства Philips было запущено производство радиоламп. Так возникло производство электронных компонентов (ныне являющееся отдельной компанией NXP Semiconductors). На лампах стали делать радиоприемники — так возникло подразделение аудио-видео техники. Да и подразделение медицинской техники появилось благодаря производству рентгеновских трубок, опять-таки на базе имевшихся технологий, применявшихся при выпуске осветительных ламп.
Но, если брать экономические показатели, то все логично. В 2013 году подразделения медицинской техники и потребительских товаров дали выручку 15 млрд евро (в основном за счет медицинского оборудования), а светотехнические решения — только 7 млрд евро. Идея сделать ставку на медицинское оборудование возникла в компании еще в 2005 году. Тогда уже прогнозировался нынешний рост спроса на медицинское оборудование, обусловленный тем, что поколение послевоенных «беби-бумеров» вступает сейчас в пенсионный возраст. Наконец, высокотехнологичное медицинское оборудование — это тот сегмент рынка, где европейские производители пока не испытывают сильной конкуренции со стороны фирм из Юго-Восточной Азии.
Газета Eindhovens Dagblad в своем комментарии связывает разделение компании с проблемами, которые испытывает компания из-за недостаточно эффективной системы управления: «Разделение является способом успокоить акционеров, потому что они ненавидят конгломераты, которые трудно понять, и, следовательно, которые непредсказуемы. Неудивительно, что после объявления о разделении курс акций Philips сразу скакнул вверх почти на 3,5 процента». Но это лишь точка зрения, причем не беспристрастная. Истинные причины, побудившие руководство Philips на неожиданный для всех шаг по отделению светотехнического подразделения, мы узнаем в течение ближайших полутора лет, когда выяснится, чем станет новая компания и какие будут у нее владельцы.
На момент сдачи статьи в печать какие-либо комментарии от российского представительства Philips по поводу разделения компании получить не удалось.
Алексей Васильев
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 5-6