Основной задачей начатого в 2001 году реформирования электроэнергетики РФ является формирование системы, обеспечивающей «надежность, качество и доступность услуг для потребителей, что стало лейтмотивом совещания у Президента РФ в Ново-Огарево 15.10.2012.
Вместе с тем, впечатляющий объем частных инвестиций последних лет в электроэнергетику (3,7 трлн. рублей), озвученный на совещании в Ново-Огарево Президентом Путиным, значительные организационно-структурные изменения с существенным увеличением доли миноритарных акционеров, ряд правительственных и отраслевых постановлений, приказов, информационных писем, а также два стандарта ОАО «ФСК ЕЭС», разработанных ВНИИЭ (в составе ОАО «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы») и ОАО «Институт «Энергосетьпроект», пока не остановили рост цен на электроэнергию. Но главное – не решили проблемы гарантированной подачи потребителю стабильного напряжения, что, по сути, и есть «надежностью и качеством» услуг поставщиков электроэнергии, владельцев распределительных сетей и системы электроэнергетики РФ в целом.
В целом в регулировании напряжения пока по-прежнему решающую роль играет варьирование режимами работы генераторов по реактивной мощности, в то время, как энергосистема буквально «задыхается» от перетоков реактивной мощности по магистральным линиям и распределительным сетям в отсутствие требуемого количества средств компенсации реактивной мощности (СКРМ) у потребителей и на подстанциях разного напряжения. Причем доля регулируемых СКРМ на текущий момент не превышает пятой части всех эксплуатируемых средств компенсации реактивной мощности, а инструменты стимулирования ввода новых СКРМ больше декларативны, чем реальны.
Отчасти осложняет проблему de facto территориальный характер потребления/производства реактивной мощности при экстерриториальном характере реформированной системы, но в большей степени объективные, реально осязаемые факторы:
— из-за морального и физического износа подавляющее большинство генераторов ТЭС и АЭС имеют ограниченный диапазон регулирования по реактивной мощности, а современные системы ГУВ (группового управления возбуждением генераторов) пока находятся на стадии внедрения;
— по-прежнему недостаточно эффективно используются устройства регулирования под напряжением (РПН) трансформаторов подстанций 500 кВ и выше;
— предельно малые по объему компенсируемой мощности и количеству средства компенсации реактивной мощности в сетях высокого и среднего напряжения (КРМ 6,3 (10,5) кВ, УКРМ 6,3 (10,5) кВ, УКЛ (П) 56 и т.д.);
— недостаточная надежность и количество шунтирующих реакторов напряжением 100 и 500 кВ;
— очень малое число реально внедренных и эксплуатируемых устройств FACTS — асинхронизированных турбогенераторов, статических тиристорных компенсаторов типа СТАТКОМ, управляемых шунтируемых реакторов с подмагничиванием;
— практическое отсутствие формализованных нормативно-правовых актов, обязывающих разрабатывать текущие и прогнозные балансы активной и реактивной мощности в их взаимосвязи и взаимовлиянии, в том числе по ЕЭС в целом;
— стабильный существенный и неравномерный рост потребления активной и реактивной мощности в ОЭС, различных регионах и городах страны.
На текущий момент безусловным является факт, что возможность регулирования/коррекции сетевого напряжения разного уровня, необходимая для надежной поставки электроэнергии со стабильными параметрами качества, а также уровень напряжения и его стабильность во многом определяется текущим балансом активной и реактивной мощности. Генерирующее оборудование электростанций наполняет приходную часть баланса реактивной мощности в объемах от 20 до 70% в зависимости от загрузки, мощности, технического состояния и т.д. Остальную часть реактивной мощности в электросети разного уровня, в основном распределительные поставляют источники реактивной мощности, как низковольтные у потребителя, так и высоковольтные конденсаторные установки на подстанциях и у потребителей среднего напряжения. Часть затребованной реактивной мощности региональных энергосетей компенсируется зарядной мощностью высоковольтных и кабельных линий, а также импортом реактивной мощности из смежных энергетических районов, что осуществляется на уровне диспетчерского персонала Системного оператора.
Расходную часть баланса реактивной мощности формируют условно-постоянные потери на намагничивание трансформаторов, что по логике следует отнести к полезной мощности, а также сложно прогнозируемые активные и реактивные нагрузки потребителей и элементов/узлов электрических сетей.
В этой ситуации авангардом борьбы с нестабильным напряжением в распределительных сетях и дисбалансом мощности в целом становятся именно устройства компенсации реактивной мощности, как устанавливаемые у потребителей, так и используемые на понижающих подстанциях разного напряжения. Вместе с тем, их применение пока по-прежнему оставляет желать лучшего, поскольку практически отсутствует система государственных преференций, как в развитых странах Европейского Союза, США, Канаде и т.д., а также эффективная рекламно-информационная поддержка, разъясняющая потребителям реальные объективные причины поставок некачественной электроэнергии.