Значение поставки электроэнергии высокого качества для производственно-коммерческих структур малого и среднего бизнеса. Особенности возникновения провалов напряжения в распределительных сетях напряжения 0.4 кВ. Типовые схемы компенсации реактивной мощности для производственно-коммерческой структуры, подключенной к распределительной сети напряжением 6,3 (10,5) кВ.
Стабильность поставки электроэнергии стандартизованного качества для производственно-коммерческих структур остается одним из ключевых факторов, обуславливающих эффективность бизнеса, поскольку de facto определяет возможность проведения производственно-технологических процессов по формализованному регламенту, а значит влияет на конечное качество выпускаемого продукта и объемы его реализации. Вместе с тем из-за перетоков реактивной мощности в распределительных сетях стабильность электроэнергии по напряжению и току сегодня de facto больше декларативная, а решение проблемы компенсации реактивной мощности в рамках формально реформированной ОАО РАО «ЕЭС России» можно считать полумерами.
Генерирующие компании зачастую имеют морально и технически изношенное оборудование и для поставок в распределительные сети реактивной мощности им зачастую приходится останавливать и использовать действующие генераторы. Магистральные сетевые компании недостаточно активны во внедрении асинхронизированных турбогенераторов FACTS, статических тиристорных компенсаторов СТАТКОМ, управляемых шунтируемых реакторов и т.д.
В то же время распределительные сети напряжением 0.4 кВ, питающие жилой и коммунальный сектора, становятся все более нестабильными из-за повального использования потребителями микроволновых печей, посудомоечных и стиральных машин, электробытовой техники, а также стабилизаторов напряжения, которыми стараются компенсировать ставшие традиционными провалы напряжения, но формируют еще больший дисбаланс мощности.
Свою долю в формирование энергетического коллапса вносят электросетевые компании, продолжающие формирование отдельных значительных по протяженности сегментов воздушными линиями. В отличии от большинства развитых стран, где большинство сегментов распределительных сетей выполнено кабельными линиями, активное сопротивление жил которых в 4 и более раз превышает удельное индуктивное сопротивление, в России подавляющее большинство застроек запитывается с помощью воздушных линий. Однако для традиционного сечения алюминиевых проводов воздушных линий в диапазоне 120–240 мм2 активное сопротивление составляет 0,837–0,41 от удельного индуктивного сопротивления, что обуславливает дополнительные потери напряжения из-за увеличения доли реактивной мощности.
Q, кВАР | Потери напряжения в % при протяженности воздушной линии L (км) | ||||
---|---|---|---|---|---|
0.2 | 0.4 | 0.6 | 0.8 | 1.0 | |
50 | - 1.875 | - 3.75 | - 5.625 | - 7.5 | - 9.375 |
100 | - 3.75 | - 7.5 | - 11.25 | - 15.0 | - 18.75 |
150 | - 5.625 | - 11.25 | - 16.875 | - 22.5 | - 28.125 |
200 | - 7.5 | - 15.0 | - 22.5 | - 30.0 | - 37.5 |
В итоге в целом формируется неприглядная ситуация «академического» характера, когда лавинообразно растут перетоки реактивной мощности в распределительных сетях и формируется огромный дефицит реактивной мощности в узлах нагрузки, в том числе на шинах РУ 6-10 кВ предприятий производственно-коммерческих структур среднего бизнеса и на шинах ТП 0.4 кВ предприятий малого (и среднего) бизнеса. Причем единственно возможным вариантом нивелирования рисков провалов напряжения для владельцев пока остается компенсация реактивной мощности «на местах» с помощью КРМ 6,3 (10,5) кВ и КРМ 0.4 кВ.
Типовые схемы компенсации реактивной мощности для производственно-коммерческой структуры, подключенной к распределительной сети напряжением 6,3 (10,5) кВ.
Централизованная компенсация реактивной мощности на шинах РУ 6-10 кВ предприятия (слева) и групповая компенсация реактивной мощности на шинах РУ цеховых ТП 6-10/0,4 кВ (справа)
При наличии на предприятии высоковольтных электродвигателей 6(10) кВ и/или равномерном графике нагрузки возможно использование централизованной компенсации реактивной мощности непосредственно на шинах РУ 6-10 кВ предприятия и/или групповой компенсации на шинах РУ цеховых ТП 6-10/0,4 кВ.
Групповая компенсация реактивной мощностиы нагрузки 0.4 кВ на шинах первичных цеховых РП 0.4 кВ (слева) и индивидуальная компенсация реактивной мощности нагрузки 0.4 кВ шинах вторичных РП (у нагрузки) (справа)
При наличии в цехах предприятия асинхронных электродвигателей (электродуговых печей, сварочных трансформаторов и т.д.) напряжением 0.4 кВ и равномерном графике нагрузки возможна групповая компенсация реактивной мощности на шинах первичных цеховых РП 0.4 кВ, запитанных от цеховых ТП. При неравномерном графике нагрузки желательно выполнять индивидуальную компенсацию реактивной мощности на шинах вторичных РП или непосредственно у нагрузки.
По материалам компании «Нюкон»