Пускорегулирующее сопротивление предназначено для регулирования скорости вращения электродвигателя путем его подключения в цепь ротора. В самом начале запуска двигателя с фазным ротором в работу, он испытывает большие перегрузки, вследствие воздействия пусковых токов. Они могут превышать номинальное значение тока в 5-8 раз, что негативно сказывается на рабочем ресурсе электрической машины и питающей электрической сети. Для исключения возможных перегрузок в цепь ротора подключают пускорегулирующее сопротивление, которое эффективно снижает наводимое ЭДС и соответственно значение пускового тока. За счет ступенчатого регулирования тока возбуждения значительно:
- снижается нагрев двигателя;
- сокращается потребление электрической энергии;
- снижается механическая нагрузка на элементы привода.
Подобные схемы запуска электродвигателей получили широкое распространение в сфере грузоподъемного оборудования, где предъявляют повышенные требования к запуску и динамическому торможению электропривода.
Конструктивные особенности
Пускорегулирующие сопротивления представляют собой реостаты, которые необходимы для ступенчатого регулирования активного сопротивления фазного ротора. В настоящее время их изготавливают в виде отдельных секций, с выводом концов на сборку зажимов. В процессе регулирования параметров электродвигателя величину активного сопротивления изменяют при помощи контактов контроллера путем переключения секций в различные схемы. Общее значение пускорегулирующего сопротивления подбирают с учетом превышения сопротивления обмотки. В качестве сырья для изготовления пускорегулирующего сопротивления используют материалы с большим электрическим сопротивлением: фехраль, константан и их сплавы. Даже при нагревании этих материалов до температуры 3000С, они не теряют своих эксплуатационных качеств.
Константан представляет собой сплав никеля, меди и марганца, взятых в определенных пропорциях. Константан характеризуется высоким электрическим сопротивлением при хорошей пластичности. Благодаря этому он хорошо подходит для технологической обработки и изготовления различного рода элементов сопротивления. Кроме хорошей пластичности, константан устойчив к влиянию влаги и агрессивных химических веществ. Это обеспечивает отсутствие окисления контактных соединений и более суровые условия эксплуатации.
Фехраль представляет собой сплав меди, кремния, алюминия, марганца, хрома и железа в четких пропорциях. Фехраль характеризуется высоким электрическим сопротивлением и устойчивостью к агрессивным средам и влаге. Главный недостаток фехрали — это высокая хрупкость, что создает дополнительные трудности при технологической обработке и во время эксплуатации. В недалеком прошлом для изготовления пускорегулирующих сопротивлений широко использовали чугун, но за счет высокой хрупкости этот материал больше не используют.
Для удобства монтажа и последующей эксплуатации пускорегулирующие сопротивления выпускают в форме ящиков, которые могут иметь защищенное или открытое исполнение. При размещении на кране, их монтируют непосредственно вблизи электродвигателя или в кабине управления. При этом уделяют должное внимание оптимизации длины соединительных проводов, эффективному отводу тепла и воздействию на другую аппаратуру, которая расположена поблизости. При монтаже ящиков сопротивлений допускается их установка в вертикальной плоскости в количестве не более трех. Выводы сопротивлений при этом должны располагаться с одной стороны ящиков, что позволит сделать ошиновку максимально короткой.
В настоящее время широкое использование в грузоподъемных механизмах нашли пускорегулирующие сопротивления двух типов: проволочные и ленточные. При этом проволочные типы сопротивлений используют для электродвигателей мощностью до 1600 Вт, а ленточные для электропривода 16 кВт и более. Конструкция ящиков сопротивлений проволочного типа представляет собой специальные металлические держатели, с одетыми на гранях фарфоровыми изоляторами и намотанной проволокой. Требуемое количество подобных компонентов собирают в пакет и стягивают между собой изолированными шпильками. Ящики сопротивлений ленточного типа изготавливают из фехралевой ленты шириной 0,8-1,5 см и толщиной от 0,8 мм до 1,5 мм. Ленту при намотке укладывают на ребро и закрепляют на держателе из стали, который оснащен фарфоровым изолятором. Для сборки фехралевых сопротивлений в ящик также используют изолированные шпильки.
В некоторых типах блоков пускорегулирующих сопротивлений возможно использование комбинированной конструкции, когда несколько типов различных по материалу сопротивлений подключаются в параллельную или последовательную схему. Благодаря подобным новаторским решениям удается получить преимущества различных типов материалов в одном ящике сопротивлений.
Основные характеристики пускорегулирующих сопротивлений
Все пускорегулирующие сопротивления различаются между собой определенными эксплуатационными характеристиками:
- Активное сопротивление элементов по отдельности и ящика в целом.
- Тепловыделение в номинальном режиме работы за одну секунду.
- Тип рабочего напряжения и его допустимая величина.
- Тепловой режим работы при различных циклах включения.
- Тип климатического исполнения в соответствии с ГОСТ 15150 — 69.
- Допустимое значение рабочего тока.
- Допустимый диапазон значений температуры окружающего воздуха.
- Степень защиты корпуса от воздействия влаги и пыли по IP.
- Тип материала сопротивления: константан, фехраль или комбинация этих материалов.
- Допустимая высота установки над уровнем моря.
- Форм-фактор сопротивления: лента или проволока.
- Частота питающей сети.
Особенности эксплуатации
Пускорегулирующие резисторы рассчитывают на кратковременное включение в цепь ротора. По этой причине длительная работа электрического двигателя с включенным в цепь ротора пускорегулирующим резистором запрещена. В противном случае возможен перегрев элементов сопротивлений и их выход из строя. Пускорегулирующие сопротивления необходимо регулярно осматривать, подтягивать контактные сопротивления и проверять на отсутствие коротких замыканий на корпус. Электрические провода в местах подключения к ящику сопротивления должны располагаться с учетом отсутствия постороннего нагрева и воздействия механических усилий. Большинство ящиков сопротивлений в стандартном исполнении рассчитаны на эксплуатацию при следующих условиях:
- Высота установки над уровнем моря не должна превышать значения 1000 метров. В противном случае необходимо снижать допустимую нагрузку на пускорегулирующее сопротивление в связи с ухудшением условий теплообмена.
- Температура окружающего воздуха должна находиться в пределах от — 500С до +400С, что обязывает использовать дополнительные меры климатического контроля при эксплуатации в крайних пределах температурного диапазона.
- Допустимая относительная влажность окружающего воздуха должна составлять не более 85%, иначе возможны короткие замыкания на корпус устройства.
- Место для установки ящика резисторов должно обладать высокими показателями естественной вентиляции, что значительно увеличит эффективность отвода тепла от рабочих элементов.
- Окружающая среда не должна содержать токопроводящей пыли, агрессивных паров и газов в предельных концентрациях, которые разрушают электрическую изоляцию и металл, снижают их рабочий ресурс.
- Блоки для внутренней установки не допускается эксплуатировать в условиях улицы, даже при наличии навеса предохраняющего от воздействия атмосферных осадков.
- При установке пускорегулирующих сопротивлений в местах, доступных для неквалифицированного персонала. Необходимо использовать ограждение из металлической сетки, которое заземляют совместно с корпусом ящиков сопротивлений.
Как выбрать пускорегулирующее сопротивление?
Главный критерий, который влияет на выбор пускорегулирующего сопротивления — это величина его активного сопротивления. Оно подбирается с учетом ограничения бросков пускового тока, которые будут безопасны для электрического двигателя и питающей его электрической сети. Но, с другой стороны величина сопротивления должна обеспечить ток, достаточный для запуска электропривода в определенный промежуток времени. С этой целью проводят технико-экономический расчет, где учитывают все возможные факторы влияния на пускорегулирующее сопротивление и электрический двигатель в процессе запуска и последующей работы.
После расчета величины сопротивления пускорегулирующего резистора выполняют его выбор по величине допустимого нагрева. Тепловой расчет представляет собой набор сложных эмпирических формул, которые дают результат в первом приближении. Для типовых схем подключения электропривода пускорегулирующие сопротивления подбирают по справочным таблицам в зависимости от параметров электродвигателя.
ЗАО «КранЭэлектроМаш» предлагает квалифицированную помощь специалистов, которые быстро и профессионально рассчитают все параметры пускорегулирующего резистора и подберут стандартный вариант изделия из линейки нашей продукции. Мы комплексно подходим к решению задачи по подбору пускорегулирующих сопротивлений в зависимости от параметров электрического двигателя и условий эксплуатации. Это обеспечит оптимальное соотношение технико-экономических показателей в сочетании с длительным сроком службы выбранного изделия.
Типы пускорегулирующих сопротивлений
Пускорегулирующие сопротивления изготавливают путем соединения в различной комбинации стандартных наборов блоков резисторов и ящиков сопротивлений, которые разделяют на следующие виды:
- Ящик сопротивлений (ЯС). Он предназначен для плавного пуска, регулирования количества оборотов в минуту и торможения электродвигателей, которые предназначены для грузоподъемных механизмов. В качестве активного сопротивления выступает константановая проволока.
- Блоки резисторов типа БФК. Широко используют в сфере управления работой электрического привода с фазным ротором. В качестве элемента сопротивления здесь выступает фехралевая лента или константановая проволока.
- Блоки резисторов типа БРФ. Правильная компоновка блоков БРФ позволяет осуществлять точное регулирование скорости вращения ротора электродвигателей, выполнять их безопасную остановку и запуск в работу. Резистивный компонент изготовлен из фехралевой ленты, а сам блок предназначен для питания от сети 660 В переменного тока промышленной частоты 50 Гц.
- Блоки резисторов типа БРП. Совокупность этих блоков, соединенных в одну цепь, позволяет осуществлять торможение, запуск и регулирование скорости крановых электрических двигателей. Резистивное сопротивление блоков БРП изготовлено на основе фехралевой проволоки, что во многом определяет сферу использования этих изделий.
- Блок резисторов типа БРПФ. Эти блоки резисторов обеспечивают качественное регулирование скорости вращения, запуска в работу и торможение электрических двигателей крановых механизмов при режиме работы ПВ=40%. В качестве резистивного сопротивления здесь используют фехралевую ленту или фехралевую проволоку, что обеспечивает выпуск этих блоков в климатических исполнениях У2, УХЛ2 и Т2.
- Блоки резисторов типа Б6. Они оптимально подходят для создания схемы регулирования скорости оборотов кранового электропривода, его остановки и пуска в работу. В качестве активного сопротивления в этих блоках выступает фехралевая лента в количестве элементов до шести штук. Наличие медных луженых выводов позволяет устанавливать эти сопротивления в местах со сложными условиями эксплуатации.