Реле «TIM-3» — мониторинг и диагностика технического состояния изоляции трансформаторов 110÷330 кВ

Опубликовано: 12 августа 2008 г. в 05:00, 111 просмотров Комментировать

Реле контроля изоляции «TIM-3» (Transformer Insulation Monitor) предназначено для использования на трансформаторах с рабочим напряжением 110÷330 кВ. Именно этот класс трансформаторов является наиболее массовым в сетевых предприятиях, и, в то же время, практически не имеет средств оперативной диагностики состояния изоляции под рабочим напряжением, в режиме «on-line».

Реле «TIM-3» сочетает в себе высокую эффективность и комплексный подход к оценке состояния трансформатора. Использование в реле современных методов и средств диагностики высоковольтного оборудования, позволило создать функционально законченное и дешевое устройство, имеющее многократно меньшую цену, по сравнению с существующими системами мониторинга трансформаторов.

Для осуществления непрерывного контроля состояния трансформатора при помощи защитного и диагностического реле «TIM-3», на нем монтируется 10 первичных датчиков, показанных на схематическом рисунке трансформатора. Это:

  • Три датчика марки DB-2 на ПИН высоковольтных вводов, предназначенных для регистрации токов проводимости вводов и частичных разрядов (№1-3).
  • Три датчика для регистрации токов фаз трансформатора. Эти кольцевые датчики одеваются на провода вторичных цепей штатных трансформаторов тока (№4-5).
  • Два датчика в цепи нейтрали первичной обмотки для регистрации тока и частичных разрядов (№7 и 8).
  • Два датчика (термосопротивления) для контроля температуры верхней и нижней части бака трансформатора (№9 и 10).

Кроме того, для повышения достоверности проведения измерений и получения диагнозов, в реле «TIM-3» дополнительно регистрируются параметры окружающей среды — влажность и температура воздуха.

Если на контролируемом трансформаторе смонтирован прибор для дифференциального контроля растворенных газов в масле (любой фирмы), то информация из этого устройства используется для уточнения диагностических заключений.

При помощи такого набора первичной информации в реле «TIM-3» реализовано несколько диагностических методов, позволяющие комплексно оценивать техническое состояние трансформатора (см. таблицу).

Контролируемый параметр Используемый метод контроля
Состояние главной изоляции — Измерение и анализ частичных разрядов в изоляции трансформатора. Выявление типа дефекта.
— Корреляция интенсивности частичных разрядов, и типа выявленного дефекта, с данными хроматографии.
Контроль состояния вводов — Контроль токов проводимости вводов. Отключение трансформатора при возникновении предаварийной ситуации.
— Контроль частичных разрядов.
Контроль сопротивления обмоток фаз — Измерение и анализ тока в нейтрали трансформатора. Выявление несимметрии сопротивлений обмоток, возникающей при нарушении формы обмоток после воздействия токов КЗ. 
Контроль работы системы охлаждения — Контроль разницы температур верхней и нижней части бака трансформатора, с учетом нагрузки и температуры окружающей среды.

Конструктивно реле «TIM-3» выполнено в виде законченного модуля размером 220×200×50 мм. Поскольку оно рассчитано на работу в индустриальном диапазоне внешних температур, то оно может монтироваться рядом с контролируемым трансформатором, обычно без использования устройств подогрева.

В качестве выходной информации для систем релейной защиты в реле «TIM-3» используются три реле — тревога, авария и статус реле.

Наличие в «TIM-3» интерфейса связи RS-485 позволяет легко интегрировать его в существующие системы АСУ-ТП энергетических предприятий.

Сохраняемый в памяти реле «TIM-3» архив событий, глубиной в два года, позволяет более качественно проводить анализ условий эксплуатации контролируемого трансформатора.

С. В. БОТОВ, В. А. РУСОВ, А. Б. ШКОЛЬНИК.

Рекомендуем почитать

Диагностика кабельных линий: у ворот в новую эпоху
2 декабря 2013 г. в 14:35
Сегодня в России не существует практики непрерывной диагностики состояния высоковольтных кабельных систем.
Основные направления создания комплекса оборудования для интеллектуальных электрических сетей
2 февраля 2012 г. в 12:07
Основные требования к интеллектуальным электрическим сетям были сформированы и представлены в опубликованных статьях и докладах еще в 90-х годах прошлого века, в частности в связи с резким ростом распределенных источников, в т.ч. возобновляемые источники энергии (ВИЭ), подключаемых к сетям.
Испытательный стенд для электродвигателей с  функцией EtherCAT и технологией измерения  крутящего момента от НВМ
28 июля 2016 г. в 16:20
Французская компания Dynosens, производитель испытательных стендов для различных типов двигателей, одной из первых осуществила разработку испытательного стенда для электродвигателей с помощью цифрового датчика крутящего момента серии T40B и на тот момент новой разработки компании НВМ — интерфейсного модуля TIM-EC с поддержкой EtherCAT.
Отечественные приборы в энергоаудите
20 июля 2012 г. в 10:29
Предлагается в качестве основного приборного обеспечения энергоаудита применение отечественных приборов. В соответствии с Федеральным Законом № 261-Ф3 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергоаудит или энергетическое обследование предприятий и организаций предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов и некоторые ресурсы, например, воду.
Измеряя реальность — изменяем мир. Система диагностики роторных машин (СДРМ)
10 июля 2015 г. в 10:19
В настоящее время большинство современных промышленных производств используют агрегаты и машины с электродвигателями переменного тока. В процессе эксплуатации электродвигателей могут возникать повреждения отдельных элементов, как в электрической части, так и в механической. Это, в свою очередь, приводит к их преждевременному и аварийному выходу из строя.

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.