Передача, распределение и накопление электроэнергии

Решения компании «Звезда-Электроника» для нефтяной промышленности

13 мая 2013 г. в 11:50

В последние годы наметился интерес к следующему новшеству: замена обычного кабеля от повышающего трансформатора до двигателя ЭЦН на греющий кабель. Это связано с необходимостью подогрева канала транспорта нефти для повышения его пропускной способности. Компания «Звезда-Электроника» предлагает свое решение для автоматического управления погружным электродвигателем.

Электрооборудование скважины нефтедобычи в общем случае включает в себя:

  • комплектная трансформаторная подстанция (КТП) 10/0,4 или 6/0,4 кВ;
  • станция управления (СУ);
  • повышающий трансформатор;
  • кабельная линия от повышающего трансформатора до погружного электродвигателя;
  • погружной электродвигатель (ПЭД)

Оборудование для нефтяной промышленности
Рисунок 1. Оборудование нефтяной скважины

В последние годы наметился интерес к следующему новшеству: замена обычного кабеля от повышающего трансформатора до двигателя ЭЦН на греющий кабель.

По-видимому, это связано с необходимостью подогрева канала транспорта нефти для повышения его пропускной способности.

Нагревательный кабель обладает следующим свойством: в холодном состоянии его сопротивление мало, затем по мере протекания по нему тока он нагревается и его сопротивление увеличивается. Из-за этого свойства после установки греющего кабеля взамен обычного возникает следующая проблема.

После подачи напряжения на повышающий трансформатор происходит запуск погружного электродвигателя. Далее, поскольку с течением времени сопротивление греющего кабеля увеличивается, то увеличивается и падение напряжения на нем; соответственно, напряжение, которое подается непосредственно к обмоткам двигателя начинает уменьшаться и в какой-то момент времени может стать меньше номинального напряжения двигателя. При этом электродвигатель начинает греться из-за чего снижается его ресурс, а в крайнем случае возможно что напряжения питания недостаточно для поддержания его вращения и он может просто остановиться.

Какие решения здесь возможны? Одно из них — это переключение отпаек трансформатора. Суть его в том, что первоначально для пуска в холодном состоянии с помощью отпайки выставляется номинальное напряжение питания электродвигателя, а затем по мере прогрева кабеля и увеличения падения напряжения на нем, переключают на другую отпайку, повышающее выходное напряжение на вторичной обмотке трансформатора. Однако этот путь слишком неудобен для практического использования – требуется произведение переключений при помощи обслуживающего персонала, что затруднительно, учитывая большое количество и географическую удаленность скважин на реальном объекте нефтедобычи.

Компания «Звезда-Электроника» — российский производитель тиристорных регуляторов — готова предложить потенциальным заказчиком свое техническое решение этой проблемы – тиристорный регулятор со стабилизацией тока ТРМ-С. Этот регулятор способен по заранее введенным уставкам в автоматическом режиме непрерывно отслеживать ток электродвигателя и корректировать его напряжение питания таким образом, чтобы стабилизировать его ток, что обеспечивает работу двигателя при номинальном напряжении питания. Тиристорный регулятор включается на стороне 380 В перед повышающим трансформатором в разрыв фазных проводов:

Оборудование для нефтяной промышленности
Рисунок 2. Применение тиристорного регулятора ТРМ-С для стабилизации тока двигателя ЭЦН

Рассмотрим конкретный пример, смоделированный в лаборатории «Звезда-Электроника». Пусть требуется создать систему стабилизации тока для погружного электродвигателя.

Исходные данные для проектирования: номинальный ток двигателя Iн=26 А, номинальное напряжение питания двигателя с греющим габелем 1780 В, максимальное напряжение питания 1980 В.

Используемое оборудование: тиристорный регулятор ТРМ-3-С-160, номинальный ток 160 А (по стороне низкого напряжения).

Для моделирования процессов в качестве нагрузки используем активную нагрузку: 18 ламп накаливания по 100 Вт каждая, соединены в звезду по 6 штук в параллель в каждую фазу.

Такой подход допустим, поскольку процессы стабилизации тока и напряжения ничем не отличаются; при наличии индуктивной составляющей тока отличается лишь угол задержки отпирания тиристоров, но это не влияет на конечный результат.

А) Приступаем к программированию Функция F21 задает номинальный ток двигателя: I=26 А
Б) Функция F32 задает номинальное напряжение первичной обмотки трансформатора, равное 380 В:
В) Функция F33 задает напряжение вторичной обмотки трансформатора. Предположим, что питание со вторичной обмотки подается с отпайки 2090 В; зададим это значение. Задав уставки F32 и F33 мы тем самым задали коэффициент трансформации: Ктр = F33/F32 = 2090/380=5,51 (1) То есть регулятор будет измерять напряжение на стороне 380 В и умножать его на этот коэффициент
Г) Функция F34 задает номинальное напряжение питания двигателя Uном при холодном греющем кабеле
Д) Функция F35 задает максимальное напряжение питания двигателя при горячем греющем кабеле
Е) Функция F36 задает напряжение пуска — то есть какое напряжение необходимо выставить в начальный момент времени при пуске. Выберем значение «0 Uном» — значит в начальный момент будет выставлено напряжение 1780 В.

Ж)Сделаем следующее допущение. Сейчас реальный ток нагрузки — около 2 А. Чтобы ток соответствовал току двигателя, введем искусственно коэффициент усиления равный 13: 2*13 = 26 А.

То есть регулятор будет «думать» что ток нагрузки 26 А и производить все вычисления исходя из этой величины. В реальном устройстве для расчета тока двигателя предлагаем использовать формулу:

I дв = I380 / (Kтр * 1,05), (2),

где I380 — ток измеренный на стороне низкого напряжения 380 В, Ктр — коэффициент трансформации, рассчитанный выше по формуле (1), коэффициент 1,05 учитывает потери мощности в трансформаторе (предполагаем потери около 5%).

Произведем включение регулятор, при этом напряжение на нагрузке увеличивается от 0 до Uном в течение 0,5 сек. Установились следующие величины: I = 25,9 А, U=1760 В(реальные величины I=2 А, U=320 В). Режимы стабилизации пока отключены.

З) Теперь произведем моделирование ситуации увеличения сопротивления нагрузки. Для этого в каждой фазе выкрутим по одной 100 Вт лампе и вкрутим вместо нее лампы по 60 Вт. При этом ток немного уменьшится значит сопротивление увеличилось (моделируемый греющий кабель «прогрелся»): ток упал до 24,5 А, что меньше номинального, напряжение почти не изменилось 1774 В

И) Теперь выключим регулятор, включим режимы стабилизации тока и напряжения и включим вновь.

Теперь регулятор «обнаружил», что при начально выставленном значении напряжения ток меньше номинального, увеличил выходное напряжение:

I=26,0 А, U=1895 В

;
К) Теперь смоделируем ситуацию еще большего увеличения сопротивления нагрузки — выкрутим 60 Ватные лампы. Теперь осталось по 5 100 Ватных ламп в каждой фазе (вместо 6), это эквивалентно увеличению сопротивления нагрузки на 16% по сравнению с первоначаьным. Регулятор при этом еще больше увеличивает выходное напряжение до достижения требуемого значения тока 26 А (точность стабилизации плюс минус 0,5 А):
Л) Теперь вкрутим обратно лампы по 100 Вт и вкрутим еще дополнительно лампы по 60 Вт. Это будет эквивалентно уменьшению сопротивления цепи меньше номинального. При этом регулятор начинает уменьшать напряжение до номинального, дойдя до которого он останавливает этот процесс и поддерживает напряжение на уровне номинального напряжения питания – поскольку ток больше номинального. Такая ситуация возможна, например при пуске)
М) Теперь выкрутим снова лампы по 100 Вт (у нас стало 5 100 Ватных ламп и одна 60 ватная в каждой фазе), выключим регулятор и зададим значение функции F36 равное 1:
Н) Теперь в начальный момент регулятор выставит напряжение 1990 В (пуск на «горячий» греющий кабель):
О) Но через несколько секунд войдя в режим стабилизации тока регулятор уменьшит напряжение — также как и в случае К)

Вывод: моделирование показывает, что задача стабилизации тока погружного электродвигателя ЭЦН решаема с помощью тиристорного регулятора ТРМ-3-С-160 производства ООО «Звезда-Электроника».

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Кабельные хомуты для огнестойких кабельных линии OSTEC

«Остек» — отечественный производитель кабеленесущих систем с 25-летним опытом работы на рынке России и стран СНГ. Продукция компании обеспечивает комплексные решения для электромонтажа проектов любой сложности в энергетической, строительной, нефтегазовой отраслях и на промышленных объектах. Большой научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал компании позволяет выпускать актуальную продукцию, качественно и оперативно замещать изделия иностранного производства. «Остек» традиционно обеспечивает своим клиентам и партнёрам надёжную техническую и маркетинговую поддержку.
Департамент продаж · ОСТЕК · Вчера · Россия · Московская обл
Кабельные хомуты для огнестойких кабельных линии OSTEC

ПРОДАМ: Кабельные скобы для огнестойких кабельных линии OSTEC

«Остек» — отечественный производитель кабеленесущих систем с 25-летним опытом работы на рынке России и стран СНГ. Продукция компании обеспечивает комплексные решения для электромонтажа проектов любой сложности в энергетической, строительной, нефтегазовой отраслях и на промышленных объектах. Большой научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал компании позволяет выпускать актуальную продукцию, качественно и оперативно замещать изделия иностранного производства. «Остек» традиционно обеспечивает своим клиентам и партнёрам надёжную техническую и маркетинговую поддержку.
Департамент продаж · ОСТЕК · Вчера · Россия · Московская обл
Кабельные скобы для огнестойких кабельных линии OSTEC

ПРОДАМ: Промышленные кабельные лотки OSTEC серии ПЛК

«Остек» — отечественный производитель кабеленесущих систем с 25-летним опытом работы на рынке России и стран СНГ. Продукция компании обеспечивает комплексные решения для электромонтажа проектов любой сложности в энергетической, строительной, нефтегазовой отраслях и на промышленных объектах. Большой научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал компании позволяет выпускать актуальную продукцию, качественно и оперативно замещать изделия иностранного производства. «Остек» традиционно обеспечивает своим клиентам и партнёрам надёжную техническую и маркетинговую поддержку.
Департамент продаж · ОСТЕК · Вчера · Россия · Московская обл
Промышленные кабельные лотки OSTEC серии ПЛК

ПРОДАМ: КТП для нефтедобычи КТПНД

Применение: Комплектные трансформаторные подстанции для нефтедобычи служат для приема энергии, преобразования ее и снабжения ею промысловых скважин добычи нефти (и других промышленных объектов). Преимущества: — Высоковольтный ввод в КТПНД воздушный; — Выводы отходящих линий кабельные; — Мощность от 40 до 160 кВА; — Прием энергии переменного тока 6 и 10 кВ; — На отходящих фидерах 0,4 кВ устанавливаются автоматические выключатели; — Надежность энергоснабжения : категория III Функциональные особенности: — Высоковольтный разветвитель в базовом комплекте монтируемый на ближайшей опоре ЛЭП; — Безопасная эксплуатация подстанций типа КТПНД благодаря электрическим и механическим блокировкам; — Надежная защита от атмосферных перегрузок, перенапряжений, коротких замыканий. Условия эксплуатации: — КТПНД реализованы в шкафном исполнении, устанавливаются на утрамбованной площадке или на бетонных блоках высотой 600 мм; — Подстанции укомплектованы фидерами наружного и внутреннего освещения для комфортного технического обслуживания; — Температура окружающего воздуха: для умеренного климата – от -45˚ С до +40˚С (исполнение У); — Относительная влажность воздуха – не более 80% при +25˚С; — Высота над уровнем моря – до 1000 м; — Окружающая среда без вибраций, не взрывоопасная, без воздействия химических веществ. Условные обозначения — КТПНД - 100/10/0,4 КТП — комплектная трансформаторная подстанция; — 100 — мощность (кВа); — 27,5 — напряжение обмотки ВН (кВ); — 0,4 — напряжение обмотки НН (кВ)
Николаев Леонид · ЭНЕРГОПУСК · Вчера · Россия · г Москва
КТП для нефтедобычи КТПНД

ПРОДАМ: Гидравлическая кабельная траншейная лебедка ЛГT-50Т дизельная

Собственное Производство и Продажа гидравлического оборудования. Лебедки для прокладки и протяжки кабеля в траншее, ЛЭП, люке, кабельных лотках и т. д. различного усилия. Лебедки полностью автономны и не требуют подключения дополнительных источников питания. Так же возможно производство лебедки по вашему техническому заданию. Для производства используем только комплектующие производства Италии, Германии и Болгарии, поэтому наше оборудование высококачественное, практичное и простое в эксплуатации. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛГТ-50Т: Габариты лебедки — 3,5×1.75×1.8 Масса лебедки — 1950кг Мощность дизельного двигателя — 30 кВт Ёмкость топливного бака — 30л Ёмкость гидравлического бака — 80л Максимальное усилие при максимальной скорости — 50кН Скорость протяжки кабеля — 0…12м/мин Диаметр троса — 12 мм Трос — нескручивающийся с мягким сердечником Длина троса в комплекте — 1000 м Вертлюг в комплекте — да  Рабочая жидкость — гидравлическое масло ВМГЗ Температура эксплуатации — -15… +40°С Система фильтрации — 10мкм Система автоматической подтяжки троса при размотке — да  Система автоматической подтяжки троса при намотке — да  Ограничение максимального усилия тяжения — да  Настройка усилия тяжения — да  Предварительная настройка ограничения усилия (отсечка) — да  Автоматическое охлаждение масла — да  Можно также расширить возможности лебедки дополнительными функциями. Звоните уточняйте…
Иванова Анна · HT · 7 апреля · Россия · г Москва
Гидравлическая кабельная траншейная лебедка ЛГT-50Т дизельная
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.