Помимо ориентированности на экспорт природных ресурсов еще одним существенным недостатком отечественной экономики является несоответствие потребляемой энергии к объемам промышленного производства.
Бороться, по сути, с отсутствием энергоэффективности руководство нашей страны начало еще в 90-е годы прошлого столетия, одновременно с отказом от такого «пережитка прошлого», как субсидирование государством высокой энергоемкости промышленного производства. За несколько десятилетий ощутимых результатов в решении этой проблемы достичь не удалось в силу различных причин.
Основной из причин отсутствия серьезных шагов в сторону энергоэффективности является крайне медленное изменение законодательства. Впрочем, как считают многие эксперты, среди которых и представитель федеральной энергетической компании ООО «Комтехэнерго» (бренд CONSTANT) Николай Никонорович Коцюк — за все это время было сделано немало, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для повышения энергоэффективности промышленного производства и российской экономики в целом.
«К этому привлекли даже население, которого лишили лампочек накаливания, потребляемых более 100 Вт», — комментирует эксперт.
Такое внимание со стороны государства, казалось бы, является более чем ярким подтверждением его заинтересованности в снижении энергоемкости промышленного производства. Однако некоторые эксперты отмечают и негативное влияние предпринимаемых государством мер. По их мнению, законодательное давление оказалось излишним, что сегодня является одной из главных причин низкой энергоэффективности отечественной экономики. Они считают, что предпринимаемые государством меры во многом правильны, но порядок их принятия и выполнения таков, что проблема не эффективности в промышленной энергетике только лишь усугубляется.
Для сравнения можно привести опыт западных стран, которые не так давно уже сталкивались с необходимостью снижения энергоемкости промпроизводства. В большинстве случаев решать эту проблему начинали с создания инструментов, позволяющих выработать наиболее эффективные способы сбережения энергии. Чаще всего таковыми становились сводные энергобалансы, сбор и обработка детальной информации по энергопотреблению отдельных отраслей экономики, разработка методов повышения энергоэффективности. По сути, это система мониторинга, позволяющая в очень короткие сроки и с высокой степенью объективности определить, какой метод продемонстрировал наилучшие результаты, а какой — напротив, оказался неэффективным.
С таким подходом согласен и Николай Коцюк: «В настоящее время механизмы реализации программ, направленных на снижение энергоемкости промышленного производства, либо не прописаны вовсе, либо отражены в законодательных нормах лишь в общих чертах».
Ярким примером «недосказанности» отечественного законодательства является закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», принятый в декабре 2009 года. Однако этот акт хотя бы как-то выполняется, чего нельзя сказать об его предшественнике — законе «Об энергосбережении». Принятый еще в 1996 году сегодня он фактически не выполняется.
Опыт Евросоюза, год от года успешно уменьшающий энергоемкость промышленного производства, подтверждает важность и эффективность предварительной подготовке систем мониторинга и специализированных статистических инструментов. Их отсутствие сводит на нет результативность любых инициатив государства, продвигаемых им на законодательном уровне. Ведь реализовать их в полной мере без мониторинга и статистики практически невозможно, как и без создания и модернизации существующей энергетической инфраструктуры и технологической базы. Кроме того, отсутствие объективной информации, отражающей текущее состояние энергетической отрасли, лишает возможности оценить эффективность предпринимаемых мер. Для России с ее огромной территорией и специфических особенностей, имеющихся буквально у каждого региона, это более чем актуально.
Еще одной существенной причиной низкой эффективности российской экономики в плане потребления энергоресурсов является необходимость в модернизации энергетической отрасли при отсутствии достаточного источников инвестиций. Попытки решить этот вопрос исключительно «методом кнута» не привели к ожидаемым результатам в нашей стране. Куда более действенным способом оказались поощрения, предоставляемых, например, в виде налоговых льгот, прямых государственных субсидий. Однако текущее состояние энергетической отрасли таково, что без огромных финансовых средств повышение ее эффективности не представляется возможным. Ведь речь идет о сотнях миллиардах долларов США. Текущие темпы инвестирования в модернизацию и развития энергетическую отрасль позволят повысить ее эффективность не до самого высокого в мире европейского уровня лишь через несколько десятков лет.