«Элек.ру» — специализированная интернет-площадка, посвященная исключительно вопросам, касающимся электротехнического рынка в целом и отдельных его отраслей в частности.

Сервисные предприятия в энергетике: в поисках новой модели управления

Опубликовано: 10 ноября 2015 г. в 16:17, 113 просмотровКомментировать

Российская энергетика в ее современном состоянии характеризуется рядом проблем, подавляющее большинство из которых уже стали структурными: высокая степень износа основных фондов, большие энергопотери при передаче энергии и, как следствие, растущие затраты на содержание энергетических хозяйств, рост тарифов для потребителей энергии.

К примеру, в трубопроводном транспорте РФ по разным оценкам износ основных фондов составил более 62%, в том числе, труб — 59%, машин и оборудования — 62, компрессоров — до 91%. Причинами сформированной ситуации называются и недостаточный уровень инвестиционной активности энергокомпаний, и недостатки в технологии производства и распределения энергии, и монопольное положение энергетических компаний на рынке (фактически устраняющее любую потребность в оптимизации затрат), и унаследованный еще с советских времен подход к управлению крупными предприятиями.

Современный менеджмент

Устаревший подход к менеджменту справедливо считать основополагающей причиной проблем в энергетической отрасли страны, ведь именно от позиции менеджеров зависят стратегические ориентиры развития бизнеса, приоритетные направления инвестирования. Рассматривая практику российских энергетических компаний, можно утверждать, что в последние 3-5 лет наблюдается коренной пересмотр подхода к управлению, базирующийся на вовлечении в процесс управления и адаптации современных достижений в области управления бизнесом. Стоит оговориться здесь, что подобная трансформация подхода к руководству наблюдается среди компаний крупных. Собственники же малого и среднего бизнеса в отрасли не столь активно меняют свой подход к руководству.

Но именно малый и средний бизнес, в лице многочисленных сервисных предприятий, и принимает на себя часть функций по проектированию, разработке, производству и поддержанию в работоспособном состоянии частных энергетических хозяйств. Одним из немногих представителей сервисного бизнеса в сфере энергетики, поменявшего собственный подход к менеджменту на западную модель, можно назвать компанию ООО "Комтехэнерго"(г. Ярославль), развивающуюся под маркой CONSTANT. Представитель компании, Николай Никонорович Коцюк, отмечает, что в настоящее время «Комтехэнерго» может с полной уверенностью декларировать пользу от перехода на такие инновационные для российского бизнеса системы управления как KPI и бенчмаркинг.

«Да, на начальных этапах внедрения систем KPI нам, как руководству компании приходилось преодолеть определенное сопротивление коллектива и смириться с потребовавшимися для внедрения системы затратами, однако рост качественных и количественных показателей функционирования бизнеса, повышение общей управляемости — оправдывают затраченные усилия» (Николай Коцюк, ООО «Комтехэнерго»).

KPI для энергетики

Система KPI представляет собой совокупность показателей функционирования сотрудника (структурного подразделения, предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Термин KPI предполагает, что показатели, которые компания включает в такую систему, зависят от целей, стоящих перед компанией. KPI в компании может использоваться для доведения принятых стратегических решений до сотрудников, определения того, насколько эффективно достигаются поставленные перед организацией цели, что позволяет рассматривать данный инструмент не только в качестве средства эффективной мотивации персонала, но и в качестве инструмента повышения эффективности управления компанией в разрезе повышения качества процесса по планированию ее деятельности и реализации выбранных планов.

Разумеется, внедренная компанией CONSTANT система KPI не единственный пример перехода российского бизнеса на более прогрессивные подходы к управлению. Собственники бизнеса, наемные управляющие все чаще обращают внимание на зарубежный опыт, о чем можно судить по относительно высокому (до недавнего времени) спросу на образовательные программы MBA, внедрению инструментов SAP. Однако говорить о формировании рыночного тренда, на взгляд автора публикации, преждевременно.

Стоит отметить, что пока эпизодические факты коренного пересмотра подхода менеджеров к управлению бизнесом в энергетической отрасли свойственны скорее крупным компаниям, чьи бюджеты банально позволяют подобные по масштабу инвестиции в развитие кадрового потенциала, технологии управления. Малый же и средний бизнес в энергетике (к которому и относятся зачастую предприятия обслуживающей сферы, сервисные, ремонтные) не так активно переходит на инновационные способы управления.

©Дмитрий Петров

Рекомендуем почитать

15 мая 2015 г. в 11:04
Зачем заказывать полуфабрикаты «на стороне», если они выпускаются на самом предприятии? Что гарантировали рабочим и мастерам, чтобы у них не было стимула завышать нормы выработки? Как сделать рабочих цехов предпринимателями на своем заводе?
5 мая 2009 г. в 16:35
Рассмотрены неотложные меры в российской электроэнергетике, позволяющие сгладить кризисные явления и создать условия для надежного и эффективного электроснабжения в последующий период. На основании отраслевых показателей за новейшую историю России сделан вывод о том, что энергетическая отрасль отброшена на 25-30 лет от уровня, который она имела в 1990 г. 
11 апреля 2013 г. в 14:50
Стартовал четвертый год реализации государственной политики в сфере энергосбережения. С 1992 годаэто третья и самая основательная попытка значительно снизить энергоемкость отечественной экономики, модернизировать устаревшую инфраструктуру и догнать далеко ушедшие вперед развитые страны.
24 ноября 2009 г. в 16:15
С обострением конкуренции, ростом нестабильности возрастает потребность в стратегическом управлении. Оно призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. В основе стратегического управления лежит разработка и реализация стратегии компании.
7 декабря 2012 г. в 12:35
О создании системы подачи рационализаторских предложений мы беседуем с Сергеем Добрецким, исполнительным директором ОАО «Иркутсккабель», и Еленой Манковой, заместителем директора по логистике, руководителем проекта по внедрению принципов бережливого производства.

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.