Сервисные предприятия в энергетике: в поисках новой модели управления

Опубликовано: 10 ноября 2015 г. в 16:17, 75 просмотровКомментировать

Российская энергетика в ее современном состоянии характеризуется рядом проблем, подавляющее большинство из которых уже стали структурными: высокая степень износа основных фондов, большие энергопотери при передаче энергии и, как следствие, растущие затраты на содержание энергетических хозяйств, рост тарифов для потребителей энергии.

К примеру, в трубопроводном транспорте РФ по разным оценкам износ основных фондов составил более 62%, в том числе, труб — 59%, машин и оборудования — 62, компрессоров — до 91%. Причинами сформированной ситуации называются и недостаточный уровень инвестиционной активности энергокомпаний, и недостатки в технологии производства и распределения энергии, и монопольное положение энергетических компаний на рынке (фактически устраняющее любую потребность в оптимизации затрат), и унаследованный еще с советских времен подход к управлению крупными предприятиями.

Современный менеджмент

Устаревший подход к менеджменту справедливо считать основополагающей причиной проблем в энергетической отрасли страны, ведь именно от позиции менеджеров зависят стратегические ориентиры развития бизнеса, приоритетные направления инвестирования. Рассматривая практику российских энергетических компаний, можно утверждать, что в последние 3-5 лет наблюдается коренной пересмотр подхода к управлению, базирующийся на вовлечении в процесс управления и адаптации современных достижений в области управления бизнесом. Стоит оговориться здесь, что подобная трансформация подхода к руководству наблюдается среди компаний крупных. Собственники же малого и среднего бизнеса в отрасли не столь активно меняют свой подход к руководству.

Но именно малый и средний бизнес, в лице многочисленных сервисных предприятий, и принимает на себя часть функций по проектированию, разработке, производству и поддержанию в работоспособном состоянии частных энергетических хозяйств. Одним из немногих представителей сервисного бизнеса в сфере энергетики, поменявшего собственный подход к менеджменту на западную модель, можно назвать компанию ООО "Комтехэнерго"(г. Ярославль), развивающуюся под маркой CONSTANT. Представитель компании, Николай Никонорович Коцюк, отмечает, что в настоящее время «Комтехэнерго» может с полной уверенностью декларировать пользу от перехода на такие инновационные для российского бизнеса системы управления как KPI и бенчмаркинг.

«Да, на начальных этапах внедрения систем KPI нам, как руководству компании приходилось преодолеть определенное сопротивление коллектива и смириться с потребовавшимися для внедрения системы затратами, однако рост качественных и количественных показателей функционирования бизнеса, повышение общей управляемости — оправдывают затраченные усилия» (Николай Коцюк, ООО «Комтехэнерго»).

KPI для энергетики

Система KPI представляет собой совокупность показателей функционирования сотрудника (структурного подразделения, предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Термин KPI предполагает, что показатели, которые компания включает в такую систему, зависят от целей, стоящих перед компанией. KPI в компании может использоваться для доведения принятых стратегических решений до сотрудников, определения того, насколько эффективно достигаются поставленные перед организацией цели, что позволяет рассматривать данный инструмент не только в качестве средства эффективной мотивации персонала, но и в качестве инструмента повышения эффективности управления компанией в разрезе повышения качества процесса по планированию ее деятельности и реализации выбранных планов.

Разумеется, внедренная компанией CONSTANT система KPI не единственный пример перехода российского бизнеса на более прогрессивные подходы к управлению. Собственники бизнеса, наемные управляющие все чаще обращают внимание на зарубежный опыт, о чем можно судить по относительно высокому (до недавнего времени) спросу на образовательные программы MBA, внедрению инструментов SAP. Однако говорить о формировании рыночного тренда, на взгляд автора публикации, преждевременно.

Стоит отметить, что пока эпизодические факты коренного пересмотра подхода менеджеров к управлению бизнесом в энергетической отрасли свойственны скорее крупным компаниям, чьи бюджеты банально позволяют подобные по масштабу инвестиции в развитие кадрового потенциала, технологии управления. Малый же и средний бизнес в энергетике (к которому и относятся зачастую предприятия обслуживающей сферы, сервисные, ремонтные) не так активно переходит на инновационные способы управления.

©Дмитрий Петров

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.