Сокращение потерь — приоритетная задача

Опубликовано: 15 июля 2010 г. в 17:43, 365 просмотровКомментировать

Потери электроэнергии — серьезная проблема для любой электросетевой компании. Сверхнормативные потери, т.е. превышающие установленный регулирующим органом лимит — это прямые финансовые убытки. Средства, сэкономленные от снижения потерь, можно было бы направить на техническое переоснащение сетей, повышение надежности и качества электроснабжения потребителей, и даже на уменьшение тарифов на электроэнергию. Вот почему потери можно и нужно снижать. Это выгодно всем — и энергоснабжающим организациям, и потребителям.

В ОАО «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» этой задаче уделяется максимальное внимание. Выручка компании без учета технологического присоединения составляет 1,9 млрд рублей в год. Из них свыше 20 процентов уходит на возмещение потерь.

Ежегодно в ОАО «ЛОЭСК» утверждается план мероприятий по снижению потерь, а по результатам его выполнения проводится анализ эффективности этих мероприятий. В филиалах компании широко внедряются современные приборы учета, системы управления и контроля над расходом энергоресурсов, позволяющие значительно сократить потери электроэнергии в сетях. За последние три года наилучшие результаты показали филиалы «Выборгские городские электрические сети», где уровень потерь снизился с 16,2 до 13%, и «Шлиссельбургские городские электрические сети», где потери уменьшились с 15,7 до 12,2%.

Коммерческие потери связаны, прежде всего, с недобросовестностью некоторых потребителей, которые вносят плату за потребленную электроэнергию крайне нерегулярно. А некоторые абоненты с началом кризиса вообще перестали платить.

Но наиболее существенная составляющая коммерческих потерь — это хищения электроэнергии. Для борьбы с ними во всех 15 ти филиалах ОАО «ЛОЭСК» сформированы отделы учета и транзита электроэнергии. Увеличен штат соответствующего отдела и в головном офисе. В общей сложности на работу приняты 79 новых сотрудников.

Выручка компании составляет 1,9 млрд рублей в год. Из них свыше 20 процентов уходит на возмещение потерь.

Одновременно, ОАО «ЛОЭСК» использует опыт Московской областной электросетевой компании, внедряя экономические механизмы, стимулирующие заинтересованность всех сотрудников компании в сокращении потерь, как в филиалах, так и центральном аппарате.

В числе обязанностей отделов учета и транзита электроэнергии — рейды по выявлению и отключению недобросовестных потребителей. В 2009 г. только в Гатчинском филиале «ЛОЭСК» проведено 12 крупных рейдов, по результатам которых было составлено 58 актов о хищениях электроэнергии. В ходе только одной масштабной проверки в апреле 2009 г. были выявлены многочисленные нарушения со стороны жителей элитного коттеджного поселка в Вырице. Предприимчивые потребители устанавливали, так называемые «жуки» — приспособления из медной проволоки, позволяющие потреблять мощность, в несколько раз превышающую разрешенную. Кроме очевидного риска для их собственной жизни и жизни соседей, опасности возникновения пожаров, такие действия провоцируют аварийные ситуации, в результате которых могут остаться без света законопослушные граждане. Не говоря уже о дополнительных расходах, которые понесет энергопредприятие, на восстановление оборудования и устранение нарушений. Только один выезд ремонтной бригады с автовышкой обходится в 1500 руб.

При этом все проверенные потребители практически не оплачивали потребляемую электроэнергию. Задолженность некоторых из них превышала 100 тысяч рублей.

Планируется заменять устаревшие приборы учета на современные электронные, показания с которых можно будет снимать дистанционно.

Значительная часть потерь электроэнергии связана с недостатками учета объемов электроэнергии, отпускаемой населению. Поэтому в 2009 году «ЛОЭСК» совместно со сбытовой компанией «РКС энерго» начали работу по переходу на систему выставления населению счетов на оплату электроэнергии. Теперь сотрудники филиалов «ЛОЭСК» будут сами обходить предприятия и жилые дома, снимать показания с приборов учета и контролировать их состояние на предмет самовольного подключения либо намеренного повреждения. В перспективе каждому абоненту ежемесячно прямо в почтовый ящик будет доставляться заполненная квитанция с показаниями электросчетчиков и начисленной суммой к оплате. Кроме того, планируется заменять устаревшие приборы учета на современные электронные, показания с которых в перспективе можно будет снимать дистанционно.

Для сокращения технических потерь электроэнергии проводятся мероприятия по оптимизации режимов работы и нагрузок электросетевого оборудования. Энергетики заменяют перегруженные трансформаторы, увеличивают сечение проводов линий электропередачи, заменяют «голые» провода на изолированные.

— Существует огромное количество беззатратных методов снижения потерь, — говорит генеральный директор компании Вадим Малык. — К примеру, мы перешли от текущих ремонтов по графикам к ремонтам по результатам тепловизионного контроля. Часто потери возникают в результате перегрузки или недозагрузки трансформаторов, то есть при неоптимальных режимах работы сети. Мы пытаемся бороться с такими режимами, оптимизируем загрузку, достаточно взвешенно подходим и к выбору самих трансформаторов.

«Мы перешли от текущих ремонтов по графикам к ремонтам по результатам тепловизионного контроля».

Тепловизионная диагностика оборудования подстанций и сетей, которую регулярно проводят специалисты ОАО «ЛОЭСК», позволяет в инфракрасном спектре обнаруживать невидимые глазом дефекты. Для этого используется суперсовременный прибор — с виду обычная ручная видеокамера, который на расстоянии определяет температуру любого элемента сети и показывает уровень его нагрева. Тепловизионная диагностика позволяет выявлять дефекты на ранней стадии, проводить диагностические работы без отключения оборудования и, что особенно важно, без перерывов в электроснабжении потребителей. Применение этого метода позволяет значительно снизить аварийность, улучшить качество электроснабжения, своевременно проводить профилактические работы.

Значительно уменьшить технические потери электроэнергиипозволяет также применение самонесущего изолированного провода (СИП). На воздушных линиях 0,4 кВ он применяется в 99% случаев. Надежность, долговечность, и простота в эксплуатации — вот что отличает СИП от так называемого «голого» провода. Изолированный провод защищает сети от коротких замыканий, вызванных случайным схлестыванием проводов, соприкосновением с кронами деревьев, и исключает налипание снега и образование гололеда во время стихийных погодных явлений.

— На 2010 год мы поставили перед собой приоритетную задачу — сокращение потерь всеми способами, — говорит генеральный директор ОАО «ЛОЭСК» Вадим Малык.

В компании разработана серьезная программа на ближайшие два года по техническому переоснащению основных фондов, которая коррелирует с новым законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

По материалам компании

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.