Казалось бы, еще совсем недавно отраслевые СМИ сообщали о начале строительства завода в Санкт-Петербурге по выпуску высоковольтных трансформаторов. Да и новость о его вводе в опытно-промышленную эксплуатацию тоже была буквально вчера. На самом деле с тех первых событий миновало два с половиной года, что в очередной раз доказывает быстротечность времени. Сегодня СП «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы» отмечает годовщину своей работы.
Напомним, участниками проекта стали ОАО «Силовые машины» (50,01%) и Toshiba Corp. (49,99%), поставив целью организовать производство высоковольтного оборудования для электрических сетей на уровне лучших мировых практик, со 100%-й локализацией производства в России.
Началом реализации этих планов послужил выпуск в июне текущего года двух трансформаторов ТРМН-63000/110-У1 для собственных нужд «Силовых машин». Затем последовало выполнение заказа для ФСК ЕЭС (ПС «Губернская», два ТРДЦН-63000/220) и, наконец, в ноябре заказчик в лице «Объединенной энергетической компании» получил два ТРДН-63000/110 для подстанции «Лесной ручей».
Генеральный директор завода А.Пищиков
В качестве ключевого потребителя продукции завода сразу рассматривалась Федеральная сетевая компания, договор о сотрудничестве с которой и был заключен на начальной стадии организации СП в 2011 году. Подтверждением ранее достигнутых соглашений стало совещание по вопросам долгосрочного взаимодействия сторон в феврале текущего года непосредственно на производственной площадке. Такой подход со стороны ФСК объясним и неслучаен: именно в Металлострое сумели локализовать проектирование и производство всех компонентов трансформаторов с привлечением технологий одного из ведущих мировых производителей трансформаторов компании Toshiba.
Прогуляться по цехам и участкам можно здесь
Особенно важно, что СП удалось приобрести лицензии на японские технологии. При любом развитии политической ситуации это позволит заводу продолжать дальнейшую работу. До последних событий основным поставщиком аналогичной продукции на российской рынок являлся Запорожский трансформаторный завод. Теперь – это «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы», способные заместить полную линейку украинской компании. В частности, силовые трансформаторы напряжением до 750 кВ. Продукция отечественных производителей (СВЭЛ, «Сименс Трансформаторы») охватывает лишь напряжение до 220 кВ. Поэтому масштабные инвестиции в оборудование и испытательный центр предполагали создание базы, необходимой для выпуска трансформаторов высокого напряжения (ТВН) в России, взамен ввозимым из-за рубежа. И бороться тут есть за что: импорт ТВН составлял порядка 80% российского рынка.
Работа в этом направлении рассчитана не на один год. Освоение классов напряжений происходит постепенно, от низшего к высшему. Но и здесь завод идет с опережением графика. Уже в следующем году вместе с выпуском трех трансформаторов для ОАО «ФСК ЕЭС» (ПС «Газовая») будет освоен класс машин напряжением 500 кВ.
В целом, портфель заказов на 2015 год сформирован на 60%, на данный момент подписано 15 контрактов. Среди них привлекает внимание заявленная мощность трансформаторов (2 шт.) для ПС «Салда», которая составит 250 МВА. Покупатель также ФСК ЕЭС. Кроме объектов Федеральной сетевой компании, продукция СП будет эксплуатироваться на ТЭЦ 22 (ОАО «Мосэнерго») с исполнением заказа (ТДЦ-80000/110) во втором квартале 2015 г, а уже в начале года два трансформатора мощностью 160 и 25 МВА для Благовещенской ТЭЦ получат «Силовые машины».
Помимо России в планах компании освоении рынков Балтии, СНГ, а также стран дальнего зарубежья. И здесь есть результаты. Заключены два первых контракта об экспортных поставках в Казахстан и Украину.
Также на будущий год заложен бюджет на дооснащение производства. Инвестиции предусматриваются в размере 1 млн долларов.
Секреты технологий на предприятии не раскрывают, но в качестве сильных сторон озвучивают конструктивные особенности системы изоляции. Ведь по статистике 90% отказов трансформаторов происходит именно по причине пробоя изоляции. Другое отличие – конструкция и материал магнитной системы, которые существенно влияют на показатели холостого хода. Первые образцы это уже подтвердили, как и значительно сниженный уровень шума.
Несколько слов следует сказать и о поставщиках комплектующих. Сырье для металлоконструкций приобретается у «Северстали», электротехническая сталь на заводах группы НЛМК и кабель также российского производства («Москабель», «Камкабель»), трансформаторное масло от «Лукойла» и «Роснефти». А вот элементы электроники, переключающие устройства или приборы контроля, поступают из-за рубежа (Германия, Швейцария, Италия). Но, как считают в компании, 70% импорта вполне реально заменить отечественной продукцией. Над этим работают с ФСК, и в ближайшее время ситуация может измениться. К сожалению, не все зависит от производителя – в технических заданиях прописаны конкретные поставщики.
В целом, за время работы завод сделал первые, но очень важные шаги становления, которые в дальнейшем позволят выйти на заявленную проектную мощность в 10 000 МВА/год.
Тимур Жемлиханов