На прошедших сверхпопулярных соревнованиях во Франции не замечено ни одного LED прожектора. Представители компаний Osram и Zumtobel, которые занимаются разработкой системы освещения на французских стадионах говорят одно: металлогалоген правит бал!
Проходящий раз в четыре года UEFA Euro Cup — это второй по размеру чемпионат национальных команд по футболу после Кубка Мира. В 2016 году 10 французских городов с гордостью встречают сборные 24 стран для проведения месячного турнира. Среди светотехнических компаний также идёт сражение за возможность модернизировать и обслуживать систему освещения на крупнейших стадионах.
На таких больших аренах, под взором всего мира светотехники должны были бы внедрить самую современную систему освещения с использованием энергоэффективных светодиодов, не так ли?
Счёт 477:0 в пользу металлогалогена на стадионе Stade de France под Парижем, где 477 прожекторов производства Osram освещают множество крупных матчей, включая финал 10 июля.
Тоже самое подумали и мы когда изучили свежие пресс-релизы от компаний Osram и Zumtobel. Пресс-релизы гордо заявили о модернизации систем освещения на центральном стадионе Stade de France под Парижем и на стадионах в Лилле и Марселе (выполненной Siteco, дочерний бренд OSRAM), а также на аренах в Сан-Этине, Лионе и Ницце (выполненной Thorn, суббрендом Zumtobel).
Однако, чем глубже вчитываться в пресс-релиз, тем больше мы понимаем: ни на одном из 6 стадионов не установлены прожекторы с привычной всем уже приставкой: L-E-D. Для справедливости стоит отметить что Осрам все-таки использовали светодиодные светильники — для цветной архитектурной подсветки фасада стадионов.
Вот как компании описывают свой выбор в пользу консервативных систем освещения: «Прожектора Siteco создают оптимальные визуальные условия одновременно для спортсменов и болельщиков», заявляет Osram. Согласно гиганту в области светотехники, освещение стадиона Stade de France «позволяет создавать качественную картинку высокого разрешения которая превосходит самые высокие требования стандартов международной футбольной ассоциации в области качества освещения на игровом поле».
Пресс-релиз компании Zumtobel поёт туже песню. «На всех стадионах установлены от 3 до 4 вариантов освещения, которые соответствуют разным требованиям по освещенности во время тренировок, во время матчей и во время телевизионных трансляций», говорит Zumtobel о результатах своего подразделения Thorn. «Возможность подстраивать уровень освещенности позволяет данному решению не только быть гибким в использовании, но и энергоэффективным».
Наши коллеги из LED Magazine решили проверить данную информацию и запросили дополнительную информацию у представителей компаний об оборудовании, которое было использовано на стадионах. Ответ был един: «только металлогалоген».
Представитель компании Zumtobel объяснил это тем что «светодиоды находятся на той ступени развития, когда их можно использовать для решения данной задачи, однако для этого потребуется гораздо больше светильников чем при использовании металогалогенных прожекторов. В то время как качество освещения сравнительно одинаково, стоимость светодиодов до сих пор выше. Это осложняет обоснование проекта, только если не требуется система управления или театральные эффекты. Безусловно на одной экономии электроэнергии возврат инвестиций занимает слишком много времени учитывая сколько такое освещение используется в течение года.
Резюмируя, можно сказать что для освещения стадионов светодиодные технологии пока слишком дороги. На данный момент, во всяком случае.