Светлое будущее российских дорог

Опубликовано: 20 ноября 2013 г. в 09:59, 59 просмотровКомментировать

Сегодня инновационные решения в области дорожного освещения становятся все более серьезными конкурентами привычным светильникам на базе ртутных и натриевых газоразрядных ламп. Помимо технических преимуществ новейшие технологии выгодны и с точки зрения экономической составляющей, что особенно важно в свете «Государственной стратегии по повышению энерогоэффективности 2020».

Проблема необходимости сокращения расходов на освещение дорог и улиц России обсуждается уже давно. Государство выделяет немалые средства на освещение, потому что плохая видимость на автомагистралях в темное время суток нередко становится причиной ДТП. Кроме того, на освещение уходит около 19% от всей используемой в мире энергии, а сокращение расходов на уличное и дорожное освещение значительно снизит этот показатель. Помимо этого, применение инновационных решений позволит сэкономить до 50% от всех затрат на энергию для освещения. По материалам отчета Программы ООН по Окружающей Среде (United Nations Environment Programme), представленного в июне 2012 года, переход на энергоэффективное освещение сэкономит Российскому бюджету 2,9 миллиарда долларов ежегодно и 53,2 тераватт-часа электроэнергии, что составит 46,3% общих затрат электроэнергии на освещение. Кроме того, инновационные решения в освещении дорог внесут вклад в охрану окружающей среды, поскольку широкое внедрение новейших разработок снизит выбросы парниковых газов на 16,9 миллиона тонн CO2-эквивалента в год, выбросы ртути — на 979,8 килограмма, SO2 и NO — на 31,5 и 58,3 тысячи тонн.

Традиционные и светодиодные светильники

На сегодняшний день самыми популярными остаются светильники на основе натриевых газоразрядных ламп (ДНаТ), излучающие желтый цвет свечения. Наиболее распространенными лампами для данного типа светильников можно назвать лампы мощностью 250 Вт и 400 Вт. Обычно их устанавливают по одному светильнику на опору, но в ряде случаев количество доходит до нескольких светильников. Это необходимо для повышения освещенности определенного участка дороги. Но в таком случае повышается энергопотребление, и тем не менее, по сравнению со светильниками на основе ртутных ламп данная категория светильников является более энергоэффективнной. Несмотря на устоявшиеся позиции в традиционном освещении, наиболее перспективными технологиями являются источники освещения на основе светодиодов, ведь именно они принесли принципиально новые, недостижимые ранее возможности в светотехнику.

Российский рынок продолжает развиваться: внедряются новые технологии и появляются новые игроки, специализирующиеся на производстве уличного и дорожного освещения. Так в апреле этого года было создано совместное предприятие «Филипс и Оптоган», объединяющее уникальный опыт, знания и технологии обеих компаний в области светодиодного уличного и дорожного освещения. Для рынка дорожного освещения РФ появление подобных игроков означает не только практическую реализацию государственной стратегии энергоэффективности, но и является важным шагом на пути к формированию сильного и конкурентоспособного локального рынка освещения.

Инновационные компании приносят на рынок передовые технологии, новейшие разработки и высококачественные компоненты и предлагают принципиально новые возможности для дорожного освещения. К примеру, существующие энергоэффективные решения компании «Филипс и Оптоган» позволяют без увеличения количества световых точек заменить светильники на базе ДНаТ в диапазоне мощности от 50 Вт до 400 Вт, при экономии электроэнергии до 50%.

Особенности технических характеристик данных светодиодных светильников демонстрируют все преимущества внедрения энергоэффективных технологий:

  • Модульная система, позволяющая варьировать необходимую мощность и размер светового потока;
  • Простое обслуживание, ремонт и модернизация без специальных инструментов;
  • Равномерное распределение света, а также отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения;
  • Оптимальная светоотдача при минимальном энергопотреблении;
  • Световой поток светильника до 35 500 Лм;
  • Четыре уровня энергоэффективности системы 110/ 100/90/80 Лм/Вт;
  • Цветовая температура 6500 К (холодный белый) или 4000 K (нейтральный белый) — удобно подобрать необходимый цвет;
  • Специальная оптическая система для дорожного освещения.

Данные технические показатели и особенности позволяют заказчикам гибко подходить к вопросу выбора системы освещения. При этом одним из основных преимуществ использования светодиодов в уличном и дорожном освещении является их энергоэффективность. По сравнению с традиционными видами освещения, светодиоды позволяют экономить до 80% затрат на электроэнергию. Такие показатели достигаются с помощью более низкого энергопотребления, а также за счет разнообразия спецификаций. Так, светильники на базе ДНаТ имеют фиксированную мощность, например, 70 Вт, 100 Вт, 150 Вт, 250 Вт и 400 Вт., это означает, что если будет стоять задача по освещению лампой мощьностью 330 Вт, то придется устанавливать лампу ДнаТ 400 и впустую тратить 70 Вт. С помощью светодиодных светильников можно подобрать именно ту мощность и световой поток, которые будут максимально точно соответствовать требованиям заказчика.

Еще одним из преимуществ новых технологий является то, что они экономически выгодны. Качественные светодиодные светильники практически не нуждаются в обслуживании и ремонте, что позволяет оптимизировать время работы сервисной бригады и машин. И, даже при необходимости проведения таких работ, некоторые производители могут предложить системы, которые удобны в обслуживании и подлежат ремонту непосредственно на опоре.

Помимо этого, качественные современные светодиодные уличные и дорожные светильники максимально надежны: в их конструкции не содержится клей, а применяются другие решения для защиты от попадания грязи и пыли.

Особое внимание стоит уделить оптической системе светодиодного светильника, а именно качеству распределения света на поверхности дороги. Важно, чтобы весь световой поток распределялся равномерно, исключая появление незасвеченных (темных) участков. Такая особенность ряда качественных светодиодных светильников делает дорогу безопасной и придает ощущение комфорта. Видимость проезжей части повышается, объекты различаются четко, и, тем самым, освещение снижает риск возникновения ДТП.

Успешные примеры внедрения светодиодного освещения можно встретить во многих странах мира: США, Великобритании, Китае, Германии и других государствах. Среди крупных реализованных проектов последних лет можно выделить модернизацию системы дорожного освещения на шоссе А44 между городами Бургервен и Каагбруг в Нидерландах с установкой светодиодных светильников Philips с интеллектуальной системой управления. По данным эксплуатирующей организации, проект дал существенную экономию и значительно повысил качество освещения на автомагистрали.

Аналогичным примером по модернизации системы уличного освещения стал очередной проект компании Philips в ЮАР, городе Дурбан. На смену 250 ВТ металло-галлогенным лампам были установлены светодиодные светильники, которые позволили сэкономить 27% электроэнергии, обеспечивая при этом высококачественное освещение.

Свет будущего

По данным экспертов, объем мирового рынка светодиодного освещения в 2009 году оценивался примерно в 2,1 млрд долларов, что составило около 1% от общего рынка освещения в мире. Рынок характеризуется быстрыми темпами роста, и доля светодиодной продукции сейчас существенно превышает эти показатели, причем в развитых странах они значительно выше. Подобная динамика говорит о превышении объема рынка в 100 млн евро уже к 2015 году. Согласно исследованиям Philips, к этому времени на светоизлучающих диодах будет основано 50% всего освещения в мире, к 2020-му — более 75%.

С технологической точки зрения, следующим этапом в модернизации уличного и дорожного освещения станет применение интеллектуальных систем управления освещением. Они позволят подстраивать освещение под интенсивность движения на дороге и время суток. Наряду с этим ведутся разработки в области повышения энергоэффективности светодиодных светильников. Это означает, что применение светодиодного уличного освещения будет расти, а стоимость, как светильника, так и владения — снижаться. Именно со светодиодами связывают главные решения будущего в области светотехники.

Андре РИХТЕР,
генеральный директор
ООО «Филипс и Оптоган»

Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 5-6 (47-48)

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.