Один серьезный маркетолог подсказал мне метафору «стоптанного сапога» как образ, так называемого, «трансформатора с хранения».
Известные старые и новые заводы действительно отгружают заказчику либо произведенную под заказ продукцию, либо продукцию с заводского склада (со склада дилера). На Интернет-ресурсах прочих «производителей» трансформаторного оборудования говорится о поставках «трансформаторов с хранения». Что есть что?
В России сегодня работает 11 крупных и средних заводов по производству силовых масляных трансформаторов I-III габарита мощности (в гг. Москва, Екатеринбург, Тольятти, Самара, Барнаул, Биробиджан, Курган, Чехов, Подольск, Рассказово, Чебоксары). 5 заводов расположены на территории республик СНГ (в гг. Минск, Запорожье, Хмельницкий, Кентау, Чирчик). Счет же предприятиям и мастерским по ремонту трансформаторов идет на тысячи!
Объем потребления силовых трансформаторов I-III габарита мощности (25-100 кВА; 160-630 кВА; 1000-6300 кВА) для распределительных сетей (с учетом экономического кризиса) составит по различным оценкам в текущем году ~40 000 штук. Суммарное количество таких трансформаторов, произведенных на 16-ти упомянутых заводах и поставленных в Россию, составит с учетом кризиса примерно ~30 000 штук. Таким образом, в текущем году объем продаж так называемых «трансформаторов с хранения» может составить ~10 000 штук.
В чем же успех продавцов «стоптанных сапог»? Почему никому из нас не придет в голову покупать лампочки, бывшие в употреблении, — и никому не приходит в голову продавать такие лампочки? А разве с трансформаторами должно быть иначе?
Закон рынка объективен: есть спрос — будет и предложение.
Теоретически все снабженцы знают, что соотношение «цена-качество» строго и взаимнооднозначно коррелированно. Усредненная рыночная цена оборудования более высокого качества является более высокой. Но на практике (по крайней мере, на моей почти десятилетней практике продаж электрооборудования) 9 из 10 позвонивших заказчиков практически прямо и сразу заявляют, что хотели бы купить трансформатор по самой минимальной цене. И как избежать искушения, когда новый силовой масляный трансформатор типа ТМ(Г) мощностью 1000 кВА продается в нынешнем году заводами-изготовителями примерно за 430 000 рублей (с НДС), а «трансформатор с хранения» предлагается за 250 000-300 000 рублей (с НДС), т. е. почти в два раза дешевле!
Уверен: если бы уважаемые заказчики знали как «появляются на свет» «трансформаторы с хранения», якобы не бывшие в эксплуатации, то они бы никогда не прельстились на низкую цену! Даже при беглом анализе различных специализированных Интернет-ресурсов бросается в глаза сопоставимость количества объявлений о покупке б/у трансформаторов «в любом техническом состоянии» (в т.ч. неисправных) и объявлений о продаже трансформаторов «с хранения, не бывших в эксплуатации». На мой взгляд, из сопоставления упомянутых двух групп объявлений совершенно очевидно, что неисправные трансформаторы превращаются в «трансформаторы с хранения, не бывшие в эксплуатации»!
Приведу дословно (с авторской пунктуацией) текст объявления на одном из Интернет-порталов: «Продаю из наличия трансформаторы ТМ-1000/10/0,4 У/У Биробиджан, 1989 г/в, с хранения, без эксплуатации (не работали ни одного дня), хранились в закрытом помещении. 2 шт. В отличном состоянии, с маслом, полностью комплектные». Объявление датировано 2008 годом. Скажите, пожалуйста, кто, находясь в здравом уме, может 19 лет хранить новый силовой трансформатор, которых всегда не хватало?
А теперь давайте разберемся, чем чревато приобретение оборудования «с хранения, не бывшего в эксплуатации».
Почему трансформаторы могут выходить из строя?
В таблице 1 приведены усредненные данные статистики повреждений трансформаторов, собранные по нескольким сетевым районам за значительный промежуток времени.
Они содержат наиболее распространенные причины повреждений трансформаторов I-II габаритов и процентное соотношение каждой из причин к общему количеству повреждений.
Причина повреждений | Число повреждений, % |
---|---|
Заводские дефекты | 50 |
Дефекты эксплуатации | 13 |
Некачественный ремонт или монтаж | 10 |
Грозовые перенапряжения | 5,5 |
Старение изоляции | 3,5 |
Прочие дефекты | 18 |
Итого | 100 |
Как видно из таблицы 1, повреждения трансформаторов по причине естественного износа — старения изоляции — имеют самое низкое значение. Эти повреждения относятся к трансформаторам ранних выпусков, работающим очень давно и почти полностью амортизированным. Возможны они также из-за частых перегрузок и при длительной работе в тяжелых несимметричных режимах. Сюда же относятся повреждения от частых коммутационных перенапряжений (включение и отключение трансформатора с нагрузкой, резкое изменение нагрузки и т.п.).
Грозовые перенапряжения составляют отдельную группу причин повреждений. Это атмосферные перенапряжения, возникающие на вводах трансформатора при грозовых разрядах, а также при перекрытиях на линии вблизи трансформатора, т. е. при резком спаде напряжения, так называемом, срезе волны напряжения. От таких перенапряжений трансформатор защищают различными средствами, устанавливаемыми на подстанциях и линиях. Эти средства действенны, но тоже не абсолютны, от их исправности зависит стойкость трансформаторов к грозовым перенапряжениям.
Низкий процент этих двух групп говорит о том, что главные причины выходов трансформаторов из строя следует искать не в конструкциях и схемах их включения, а в незапланированных отклонениях от норм технологии при изготовлении трансформаторов и их эксплуатации.
Трансформаторы I-II габаритов работают в основном на подстанциях без обслуживающего персонала, их эксплуатация заключается в периодических осмотрах и профилактических мероприятиях; надежность этих трансформаторов во многом зависит от квалификации людей, следящих за их состоянием.
Половина же всех повреждений трансформаторов происходит по вине заводов-изготовителей. Все эти причины имеют чисто технологический характер: слабая расклиновка обмоток, слабая прессовка ярм магнитопроводов, низкокачественная пайка (сварка) обмоточных проводов и припайка медных отводов к алюминиевому проводу обмотки, ненадежное закрепление активной части в баке, попадание в бак посторонних предметов и др.
Наиболее слабые и часто повреждаемые узлы, независимо от источника этих повреждений, согласно некоторым статистическим данным, приведены в таблице 2.
Поврежденный узел | Число повреждений, шт. | Доля в общем количестве, % |
---|---|---|
Междуфазная изоляция | 2 | 4,5 |
Обмотки и изоляция (из-за динамических усилий) | 7 | 15,5 |
Межвитковая изоляция | 10 | 22 |
Переключатели тветвле-ний | 6 | 13 |
Сталь активной части | 1 | 2 |
Вводы | 8 | 18 |
Отводы | 1 | 2 |
Токоведущие части | 3 | 7 |
Бак | 3 | 7 |
Радиатор | 1 | 2 |
Прочие | 3 | 7 |
Итого | 45 | 100 |
Таким образом, можно сделать однозначный вывод: отказавший трансформатор, скорее всего, имел изначальный дефект. Вышедший из строя трансформатор никаким ремонтом не сделать таким же надежным как действительно новый трансформатор. Ни одно из ремонтных предприятий не проводит испытания в таком же объеме, как их проводят на заводе-изготовителе при производстве трансформаторов. Поэтому, приобретая трансформаторы, «которые с хранения, без эксплуатации (не работали ни одного дня), хранились в закрытом помещении», вы приобретаете заведомо ненадежное оборудование. За меньшие деньги вы покупаете очень большую проблему! И это — не пафос, не агитация за приобретение только новой продукции (которая, конечно же, и более дорогая по цене) — это огромное желание сделать наши распределительные сети по-настоящему надежными.
В завершение я обязан написать о реальном положении дел по обеспечению качества силовых трансформаторов на ОАО «ЭТК «БирЗСТ».
Новый собственник завода в лице управляющей компании — ЗАО «Вольтаг», своими конкретными мероприятиями по техническому перевооружению ОАО «ЭТК «БирЗСТ», несмотря на экономический кризис показал, что качество и надежность продукции, выпускаемой заводами холдинга — неизменные приоритеты бизнеса.
Вот лишь некоторые примеры устранения проблем, существовавших при прежнем собственнике.
Течь по сварочным швам. Усилена конструкция баков ТМЗ и ТМГ. Внедрен 100% контроль герметичности баков аргоном с помощью газоанализатора. Внедрен 100% контроль качества минных швов крышек и баков с помощью ультразвукового дефектоскопа. Закуплены и введены в действие новые сварочные аппараты и ДДС. Введена новая технология сварки с использованием аргонной смеси. Введено идентификационное «Личное клеймо» сварщиков, устанавливаемое на каждом баке.
Ржавчина, царапины.Изменена технология окраски на грунт-эмаль со специальными характеристиками. Закуплено оборудование для порошковой окраски. Спроектирована и введена в строй камера для подготовки металлических конструкций перед покраской путем смыва моющими средствами и сушки.
И это лишь малая часть инноваций, которые реализованы на заводе, несмотря на экономический кризис.
Искренне желаю всем уважаемым читателям приобретения только качественных и надежных трансформаторов!
Ю.М. САВИНЦЕВ,
канд. техн. наук, генеральный директор
ООО «Корпорация «Русский трансформатор»