Интересует мнение релейщиков по поводу реле серии РТ.

Опубликовано: 16 октября 2008 г. в 16:10
2726
Обсуждение ЧЭАЗ-их реле тока РТ 40, РТ80
Для возможности создавать свои темы и отвечать в темы на форуме, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.
16 октября 2008 г. в 16:10
Какие недостатки этих реле Вас больше всего беспокоят, что Вы бы хотели улучшить в этих реле и готовы ли Вы перейти с электромеханических на электронные реле
Хайдаров Ирек
ООО "БелебейЭнергоСервис"
22 ноября 2008 г. в 16:55
Старые, добрые РТ еще долго будут радовать глаз любого релейщика год рождения которого минимум до 1975.
На микропроцессоры (а о статических и речи нет) переучивается (у нас в службе) только толковая молодежь (а где её взять то).
Ну и конечно вопрос финасирования тоже далеко не последний....
24 ноября 2008 г. в 15:19
"Хайдаров Ирек" пишет:
а о статических и речи нет
интересно почему?
13 ноября 2009 г. в 01:04
Вопрос о переходе с электромеханических (ЭМ) на микропроцессорные (МП) защиты сильно устарел. Сегодня этот вопрос уже не обсуждается. Развитие ЭМ прекратилось лет 35 тому назад и все усилия разработчиков были направлены на создание сначала статических, а затем и МП защит. И дело здесь не в том, что ЭМ не способны обеспечить защиту, а в том, что полностью автоматизированное производство печатных плат из дешевых комплектующих, из которых и состоят МП защиты, приносит производителям баснословные прибыли, по сравнению с производством, ручной сборкой и регулировкой точной электромеханики.
Хайдаров Ирек
ООО "БелебейЭнергоСервис"
20 февраля 2010 г. в 19:36
Согласен, но этот переход затянется на долгие-долгие годы, и электромеханику мы ещё много будем заказывать в Чебоксарах
Сальников Сергей Юрьевич
ООО «Единая Энергия КМА»
24 февраля 2010 г. в 17:56
Всё новое - это хорошо забытое старое............
24 февраля 2010 г. в 21:01
"Сергей Сальников" пишет:
Всё новое - это хорошо забытое старое............


Да, но в данном случае называть реле РТ-80, разработанное в 30-х годах прошлого века и реле РТ-40, разработанное в 70-х годах как модификация реле 30-х годов - "новым" как-то язык не поворачивается. А ведь сейчас имеются и новые технологии, и новые материалы, и новые компоненты. Нет только одного: понимания необходимости инвестирования средств в разработку электромеханических реле в то время, когда повсеместно рынок занимают микропроцессорные защиты.
25 февраля 2010 г. в 09:53
Владимир Игоревич, с интересом читал Ваши статьи, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу статических реле. В последнее время все споры сводятся к обсуждению электромеханика vs микропроцессорные защиты, микроэлектронные реле просто выпадают, а ведь статические реле достаточно широкий пласт и имеют свои особенности и преимущества.
26 февраля 2010 г. в 23:16
"Михаил Князев" пишет:
Владимир Игоревич, с интересом читал Ваши статьи, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу статических реле. В последнее время все споры сводятся к обсуждению электромеханика vs микропроцессорные защиты, микроэлектронные реле просто выпадают, а ведь статические реле достаточно широкий пласт и имеют свои особенности и преимущества.


Михаил, я с Вами полностью согласен! Более того, я сам разрабатывал статические и гибридные (квазистатические) реле защиты. Но все упирается в экономику. Выпускать многофункциональные микропроцессорные реле стоимостью в тысячи долларов на полностью автоматизированном производстве гораздо выгоднее, чем все остальные типы реле. Есть здесь еще и психологический фактор. Энергетики не хотят прослыть ретроградами, а поскольку микропроцессорные защиты - самое новое и самое последнее слово техники, все хотят идти в ногу со временем. Никто уже и слышать не хочет про какие-то перспективы других видов реле. Тенденции же развития микропроцессорной техники таковы, что они становятся все более "навороченными", все более сложными и все менее надежными. По моему мнению, если эту тенденцию не удастся переломить в сторону более разумного и осторожного использовния микропроцессорных устройств, иного подхода к их конструкции, возрождения электромеханики и изготовления на ее основе резервных щитов защиты, то рано или поздно произойдут крупные авариии в энергосистемах. Более того, тенденция использования сложной микропроцессорной техники по принципу "везде, где только можно, хотя и не очень нужно" прослеживается сегодня не только в релейной защите. Это повсеместная тенденция, своего рода техническая мода. Все попытки призвать к разуму и к сдержанности вызывают лишь гневную реакцию и обвинения в попытках затормозить технический прогресс.
В заключение хочу пригласить Вас на сайт:
http://digital-relay-problems.tripod.com/
думаю, Вам будет интересно.
С уважением,
Владимир Гуревич
27 февраля 2010 г. в 14:21
Что такое гибридные реле?
27 февраля 2010 г. в 15:34
"гибридное реле", означает наличие в едином корпусе с контактным реле электронных компонентов, встроенных во входную и (или) выходную цепь реле. Или другой вариант от Владимира Игоревича Гибридное герконо-полупроводниковое реле тока с блокировкой от апериодической составляющей и бросков тока намагничивания
27 февраля 2010 г. в 19:40
"Олег Кузенков" пишет:
Что такое гибридные реле?



Михаил Князев привел объяснение и ссылку. К сожалению, в его ссылке была ошибка из-за чего она не работала. Привожу две новых ссылки (скопируйте их в буфер и вставьте в броузер) на две статьи на эту тему из которых Вам будет ясно о чем идет речь:

www.gurevich-publications.com/articles_pdf/hybrid_rus.pdf

www.gurevich-publications.com/articles_pdf/harmonics_restraint.pdf

Будут вопросы, задавайте.
1 марта 2010 г. в 08:57
Ссылку исправил 🙂
Хайдаров Ирек
ООО "БелебейЭнергоСервис"
11 марта 2010 г. в 20:45
"Тенденции же развития микропроцессорной техники таковы, что они становятся все более "навороченными", все более сложными и все менее надежными"
Уже пошли отключения, на днях при настройке и наладке "ЭКРы" будущее поколение "релейщиков" запустило "УРОВ" на одной из подстанции 110 кВ, тем самым погасив секцию "Транснефти", у них в свою очередь не сработало АВР (тоже МЗ), нефть в трубах "встала". Тенденции есть, а переучивать спецов на МЗ защиты кто будет?
12 марта 2010 г. в 15:31
"Ирек Хайдаров" пишет:
"Тенденции же развития микропроцессорной техники таковы, что они становятся все более "навороченными", все более сложными и все менее надежными"
Уже пошли отключения, на днях при настройке и наладке "ЭКРы" будущее поколение "релейщиков" запустило "УРОВ" на одной из подстанции 110 кВ, тем самым погасив секцию "Транснефти", у них в свою очередь не сработало АВР (тоже МЗ), нефть в трубах "встала". Тенденции есть, а переучивать спецов на МЗ защиты кто будет?



Уважаемый Ирек! Вы правы, проблема имеется. А если в энергокомпании имеются не только ЭКРы, а еще и Siemens, GE, Areva, SEL, ABB (как в нашей компании, например) то представляете, какая головная боль настраивать и проверять всю эту разношерстную компанию с их разными принципами выполнения логики, разными интерфейсами, разными характеристиками. Вот и родилась у меня мысль о необходимости реорганизации самой МП защиты. Предлагаемые принципы опубликованы в моей статье в "Энергетике и промышленности России" (http://www.eprussia.ru/epr/141/10970.htm)
Хотелось бы узнать Ваше мнение (и мнение других форумчан, разумеется)о моем предложении.
Лерман Лев Исаакович
независимый специалист
12 марта 2010 г. в 23:23
Глубокоуважаемый Владимир Игоревич!
Очень хочу связаться с Вами напрямую.
Мой e-mail есть в редакции у Тимура Жемлиханова.
Могу ли я попросить у него Ваш?
Лерман Лев Исаакович
независимый специалист
14 марта 2010 г. в 16:02
В поддержку позиции глубокоуважаемого В.И. Гуревича хочу добавить следующее.
Там, где действительно "пахнет керосином", например - в схемах защиты энергетических котлов по наиболее важным параметрам (например - уровень в барабане и температура пара за впрысками) в каналах, действующих на отключение при выходе параметра на опасные значения, из всех возможных применяются максимально простые схемы, вплоть до устройств прямого (или почти прямого) действия, если это технически возможно. А что касается микропроцессорных систем, то нелишне вспомнить,что даже на таких короткоживущих изделиях, как боевые ракеты, применяется многократное дублирование этих систем. А что же говорить об энергоблоках! Поэтому если говорить о микропроцессорных системах автоматики на энергетических и им подобных объектах, то в технико-экономических расчетах стоимость таких систем, по моему мнению, нужно учитывать с коэффициентом минимум 4, как в серьезной авиации. Может быть, тогда и повернемся вновь к использованию электромеханики там, где она практически вне конкуренции?
14 марта 2010 г. в 21:39
"Лев Лерман" пишет:
А что касается микропроцессорных систем, то нелишне вспомнить,что даже на таких короткоживущих изделиях, как боевые ракеты, применяется многократное дублирование этих систем. А что же говорить об энергоблоках! Поэтому если говорить о микропроцессорных системах автоматики на энергетических и им подобных объектах, то в технико-экономических расчетах стоимость таких систем, по моему мнению, нужно учитывать с коэффициентом минимум 4, как в серьезной авиации. Может быть, тогда и повернемся вновь к использованию электромеханики там, где она практически вне конкуренции?


Уважаемый господин Лерман! Подтверждаю Ваше замечание о дублировании микропроцессорных систем в ракетах, поскольку я сам по военной специальности ракетчик и изучал внутреннее устройство некоторых типов ракет. Более того, в ракетах вся электроника изготовлена из специальных элементов выбранных из специального "Списка разрешенных к применению элементов", прошедших трехэтапный отбор: обычная проверка ОТК, "приемка 5" (для наземных систем) , "премка 9". После монтажа на печатной плате все элементы покрываются специальными амортизирующими и герметизирующими покрытиями. Вся эта электроника расчитана на работу в интервале температур -60+85 градусов, имеет специальные системы защиты от воздействия внешних ионизирующих и радиоизлучений и импульсных помех.
Зная все это становится просто смешно, когда мои оппоненты пишут примерно следующее: "да о каких-таких проблемах с надежностью и помехоустойчивостью выдумывает Гуревич, когда вся эта электроника широко применяется в военной технике и работает там очень надежно!" Добро бы это писали люди "с улицы", но ведь пишут это ведущие специалисты-релейщики России! Ну что тут скажешь! Ведь никаких возражений на свои рецензии они уже не принимают. Ведь они же Ведущие!
14 марта 2010 г. в 21:41
"Лев Лерман" пишет:
Глубокоуважаемый Владимир Игоревич!
Очень хочу связаться с Вами напрямую.
Мой e-mail есть в редакции у Тимура Жемлиханова.
Могу ли я попросить у него Ваш?


Конечно! Без проблем!
Филоненко Павел Вадимович
Пусконаладочный филиал ОАО "КМАэлектромонтаж"
8 октября 2010 г. в 20:31
Практика показывает, что реле серии РТ достаточно долговечны, в отличие от МП оборудования. Более того ремонт МП оборудования может проводиться только в специализированных центрах, либо на заводе-изготовителе, а ремонт РТэшки можно провести на месте. Но несмотря на все это, я за МП релейную защиту. Все-таки в XXI веке живем.
Филоненко Павел Вадимович
Пусконаладочный филиал ОАО "КМАэлектромонтаж"
8 октября 2010 г. в 20:33
Да и еще. На МП релейке можно более точно выполнить токовые защиты!
16 октября 2010 г. в 22:03
Конечно, никто не оспаривает преимущества МП защит. И не только токовых. Более полно премущества МП защит раскрываются как раз на примере не простых токовых защит, а сложных типа дистанционных или защит шин. МП защиты позволяют реализовать очень сложные характеристики, недоступные электромеханическим. С другой стороны, следует помнить, что никаких новых функций и принципов пострения РЗ, МП реле не привнесли, и любая полноценная защита в принципе может быть реализована на электромеханике. Основная проблема, как мне представляется, заключается в том, что за МП реле признаются только преимущества, а за ЭМ - одни лишь недостатки. Однако понятно, что такие сложные устройства, как МП защиты не могут не иметь проблем и недостатков. Их, эти недостатки, нужно внимательно изучать, а не замалчивать, как это делается сегодня. Как только начинаешь говорить или писать о проблемах и недостатках МП защит, на тебя сразу же начинают навешивать ярлыки ретрограда и противника технического прогресса. Попытка воспротивиться такому отношению привела меня к написанию книги "Цифровые реле защиты: проблемы и решения" (см. http://digital-relay-problems.tripod.com/)