В 80-х годах прошлого века Советский Союз был крупнейшим в мире производителем щелочных аккумуляторов, совокупный объем которых, достигал более 1,5 млрд ватт-часов. Щелочные аккумуляторы стали незаменимы практически во всех отраслях промышленности. Большие заказы постоянно поступали и от Министерства обороны. Для обеспечения существующих потребностей рынка в 1978 году был построен завод щелочных аккумуляторов в г. Великие Луки (ВЗЩА). Однако с распадом СССР предприятие (как и вся новая страна в целом) оказалось в достаточно сложной экономической ситуации. Пережив трудные времена, ВЗЩА снова занял одну из лидирующих позиций среди производителей щелочных аккумуляторов и батарей на территории РФ и стран СНГ. Сегодня завод производит щелочные никель-кадмиевые (НКА) и никель-железные аккумуляторы (НЖА) и батареи для железных дорог, городского электротранспорта, метрополитена, угольной промышленности, систем связи, аварийного освещения, речных и морских судов, а также нефтегазовой промышленности. Как сегодня живет и развивается предприятие? Понимая, что ответы на эти вопросы находятся на производстве, мы договорились о встрече с главным инженером ЗАО «ВЗЩА» А. Г. Суворовым. Наш разговор начался в кабинете Александра Григорьевича.
— Александр Григорьевич, ответьте на самый, пожалуй, простой вопрос: почему никель-кадмиевые аккумуляторы так востребованы?
— НКА относят к самым надежным типам источников тока. Именно никель-кадмиевые аккумуляторы лучше всего подходят для условий эксплуатации в нашей стране. Они не подводят при больших перепадах температур, имеют большой срок службы и практически не требуют ухода. Поэтому промышленные щелочные аккумуляторы продолжают применяться для тепловозов, вагонов, авиации, систем аварийного электропитания и других ответственных применений. То же можно сказать и о НКА малой емкости для ручного электроинструмента, систем связи, аварийных и других систем. Хотя у них есть свои недостатки, но преимуществ гораздо больше. Резюмируя, НКА идеальны для жестких условий эксплуатации.
— Вы озвучили достаточно широкий круг применения. Охватывает ли его сегодняшняя номенклатура ВЗЩА?
— Завод стремится к этому. 30 лет назад мы начинали с производства никель-железных аккумуляторов с ламельными электродами для электропогрузчиков и электрокар. Сегодня предприятием освоен выпуск аккумуляторных батарей для пассажирских вагонов на основе аккумуляторов с улучшенными разрядными характеристиками типа КМ300Р. Также начато серийное производство ряда никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей на их основе, используемых для запуска двигателей дизельных локомотивов. Наращиваем объем поставок шахтерам. Регулярно осуществляем поставки батарей на морские и речные суда. Отвечая на вопрос, правильнее сказать «да». Говоря в общих чертах, наша продукция используется и на земле, и под землей, и на воде.
— И все-таки, есть ли приоритетные отрасли?
— Да. Пока это железнодорожный транспорт. В отдельные месяцы предприятие выпускает до 50% всей продукции только для нужд ОАО «РЖД». Причем наша линейка позволяет решать самые разные запросы железнодорожников. Например, батареи предназначенные для вагонов с повышенным энергопотреблением, т.е. там, где работают кондиционеры, биотуалеты, микроволновые печи и т.д. Замечу, что сейчас РЖД уделяет большое внимание вопросам безопасности.
Продукция ВЗЩА этим требованиям полностью соответствует. Освоены НКА для аварийного электропитания. Добавились аккумуляторы для запуска дизелей локомотивов марок 2ТЭ-10 и ЧМЭ-3. В круг наших интересов входит и рудничный рынок, где совсем другие условия эксплуатации. Принципиальное отличие — это более жесткие условия эксплуатации по механическим воздействиям и электрическим нагрузкам, а также взрывоопасная среда, в которой работают аккумуляторы. Аккумуляторы для этого потребителя требуют применения иных конструктивных и технологических решений. Например, для таких аккумуляторов нужен металлический, а не пластмассовый корпус. Но, повторюсь, пока приоритет РЖД.
— Почему пока?
— Потому что у любого даже самого крупного заказчика может измениться политика закупок. В связи с этим мы расширяем линейку, осваивая выпуск кислотных аккумуляторов для резервных систем питания: электростанций, подстанций и различных систем аварийного электроснабжения, включая такие области применения как коммунальное хозяйство, телекоммуникации и медицина.
— К вопросам о качестве продукции. Подтверждено ли оно?
— Конечно. Предприятие получило сертификат качества от TUV NORD. В химическом производстве эта система имеет несомненный мировой авторитет. Так, сертификаты TUV NORD распространены более чем в 80 странах мира, а число сертифицированных предприятий превышает 30 тысяч. Проверки проводит и третья сторона. Например, центр аудита ОАО «РЖД» уже дважды был у нас. Причем приезжают коллективами по несколько человек, производя полный осмотр площадок завода в течение нескольких дней. Их рекомендации касаются даже хранения используемых для производства материалов, не говоря уже о готовой продукции. Конечно, не обходится без замечаний, но мы их учитываем, оставаясь по-прежнему надежным поставщиком.
— Александр Григорьевич, расскажите о географии поставок. Где не понаслышке знают о вашей продукции?
— Продукция Великолукского завода щелочных аккумуляторов пользуется большим спросом не только во многих регионах Российской Федерации, но и в зарубежных странах.
Сюда входят Иран, Монголия, Вьетнам, Украина, Белоруссия, Казахстан, Прибалтийские государства. Если говорить о марках, то могу назвать «Северсталь», «Мечел», шахта «Распад-ская», РЖД — все это наши заказчики.
— А что скажете о конкурентах? Чем выделяетесь на их фоне?
— Безусловно, конкуренция есть. Никто не стоит на месте, стараясь освоить и новую продукцию, и новые рынки. Но ВЗЩА все же обладает несколькими преимуществами. Первое — широта линейки. Например, конкуренты отказались от выпуска никель-железных аккумуляторов, сосредоточив усилия на никель-кадмиевых. Но первые из упомянутых еще очень востребованы на отечественном рынке. Объясняется это наличием большого парка соответствующего напольного транспорта. Усилил спрос и кризис: в период нехватки денежных средств продажи НЖА резко пошел вверх ввиду их более низкой стоимости. Именно из-за разнообразия продукции к нам обращаются и машиностроители, и нефтяники, и судостроители. Этот список можно продолжать. Второе — это четкое исполнение взятых на себя обязательств. Не было ни одно случая срыва поставок. Сегодня ВЗЩА — надежный поставщик.
— Предположу, что и вы смотрите в завтрашний день. Что делается для развития завода, для освоения и выпуска новой продукции?
— Давайте для ответа на этот вопрос пройдемся по цехам, так будет проще.
После принятия такого предложения, разговор продолжился уже в процессе экскурсии по производству.
— В этом году на 50% увеличена мощность электродного участка в цехе производства тяговых аккумуляторов. К существующим четырем линиям поставлено еще две линии производства электродов для стартерных аккумуляторов. Приобрели два чеканочных пресса, установлено новое оборудование для контактной сварки. Кроме этого, приобретен мощный термопласт-автомат, для собственного литья аккумуляторных баков. Раньше мы заказывали их на стороне.
За счет этого снизили закупочную цену, улучшив и качество. В ближайшее время планируем полностью обновить участок приготовления активных масс, т.е. то, с чего начинается аккумулятор. Плюс планируем организацию производства основных электродных материалов путем переработки уже использованных батарей. Это позволит решить проблему утилизации отработавших свой ресурс аккумуляторов и снизить себестоимость выпускаемой продукции. Уже выполнен подбор необходимого оборудования. Сейчас ведутся проектные работы. Последние годы значительная доля прибыли выделяется на модернизацию и техперевооружение производства с увеличением объемов переработки. Как следствие появляются новые рабочие места. Очень скоро будет освоена новая линейка продукции, производства которой в России практически нет. Сегодня уже присматриваемся к внедрению литиевых технологий. Это и есть задача завтрашнего дня.
Слова главного инженера лишь подтвердили существующий факт: из-за своей специфики именно щелочные заводы с их персоналом и оборудованием наиболее пригодны для освоения новых типов ХИТ: ни-кель-металлогидридных, литий-ионных аккумуляторов, суперконденсаторов и даже топливных элементов.
Уже заканчивая осмотр площадок, зашли на склад готовой продукции. Увиденное разительно отличалось от ожидаемого: помещение оказалось практически пустым. Мой собеседник опередил с вопросом, сам же на него и ответив.
— Хотите спросить, где продукция? Она здесь практически не задерживается, заказчик не позволяет.
Тимур ЖЕМЛИХАНОВ