«Элек.ру» — специализированная интернет-площадка, посвященная исключительно вопросам, касающимся электротехнического рынка в целом и отдельных его отраслей в частности.

Генеральный директор Холдинговой компании «ЭЛЕКТРОЗАВОД» Леонид Макаревич: «Существует мощнейший потенциал развития отрасли»

Опубликовано: 28 июля 2009 г. в 13:04, 499 просмотровКомментировать

Насколько Холдинговая компания «Электрозавод» конкурентоспособна?

- Мы инвестировали и продолжаем инвестировать в модернизацию всего производства. Те предприятия отрасли, которые находились на территории Советского Союза, еще 15-20 лет назад фактически устарели как по номенклатуре выпускаемой продукции, так и по применяемым технологиям. И 20 лет стагнации российской экономики, пока не пришла команда Владимира Путина, не побуждали модернизировать и строить. К примеру, наиболее молодые заводы начинали работать 50 лет назад. Позже сдавались в эксплуатацию редкие исключения, вроде всесоюзного института трансформаторостроения, который сегодня входит в наш холдинг. Задача стояла простая — не обновление или модернизация, а полная, стопроцентная замена технологий. На это были направлены все усилия. Перед нашей командой стояла главная задача — модернизации основных фондов. Плюс очень правильная политика увеличения и разделения номенклатуры. Когда-то «Электрозавод» состоял из нескольких заводов. Сегодня предприятия разбросаны по всей территории России, в ближнем и дальнем зарубежье.

В какие еще подотрасли электромашиностроения вы собираетесь выйти?

- Для концепции, в которой мы работаем — распределение и передача электроэнергии — достаточно существующего набора активов. Все они связаны в одном цикле. Цель — обеспечение потребителя комплексом услуг, от проектирования до поставки и монтажа всего оборудования. Например, весь комплекс распределительной подстанции, за исключением систем защиты и телеметрии, производится либо на наших предприятиях, либо по лицензиям, либо на сателированных предприятиях. Соответственно, «Электрозавод» производит, доставляет, монтирует, запускает и налаживает — это позволяет браться за большие объемы. Это преимущество. У нас есть возможность управления процессами производства для своих же проектов. Это снижает временные издержки и повышает рентабельность.
Даже в кризис, от которого сильно пострадал ваш основной потребитель — электроэнергетика?

- Нынешняя ситуация увязана с двумя факторами. Первый — пришло время для модернизации энергомощностей по всей территории бывшего Советского Союза. Большая часть из них была построена в 50-е годы и пришли в упадок. Еще ЦК КПСС в 80-ых годах приняло постановление о реновации основных фондов. Это побудительный мотив для развития нашей подотрасли. Сегодня мы можем приобретать любую технологию и затем работать в ее рамках. А затем, имея мощнейшие институты, моделировать развитие своих конструкторских разработок. Фундаментально прикладные институты, как работали, так и работают, не подверглись никакой коррозии. Раньше только проблема исполнения стояла. Теперь ее нет. Какие проблемы: купи любые комплектующие, купи предприятие на Западе и делай там сложные узлы.

У вас отличающийся взгляд от устоявшегося на российскую науку. Большинство людей относится к ее перспективам с большим скептицизмом.

- Не согласен. Наука в России богата своими ресурсами и умными людьми. Мощнейшая наука в России есть. Китай в классе напряжения 1150 киловольт поднялся на наших разработках. В том числе наша компания способствовала этому, потому что в России эти классы не востребованы. Мы конструируем у себя в институте для Китая, тем самым, поддерживая свой научный потенциал. Программными продуктами, которые мы предлагаем, весь мир пользуется. Запад до сих пор не может сделать КРУЭ 500 киловольт! А КРУЭ 1150 киловольт была сделана ВЭИ (Всероссийский электротехнический институт) еще 20 лет назад и успешно прошла все испытания. Мы можем не только разрабатывать, но и внедрять в производство.

И все-таки удивительно, что рядом существуют энергомашиностроительные корпорации, находящиеся в предбанкротном состоянии, а вы уверенно себя чувствуете...

- Считаю неправильным говорить о предприятиях, которые находятся в очень тяжелом положении, не зная всей ситуации. У нас есть, к примеру, совместное предприятие с крупнейшим производителем кабельного рынка «Москабельмет». Инновационное предприятие, на 100% импортозамещающее, работает меньше 100 человек. В Китае и в любой другой цивилизованной стране такое производство тут же взялись бы защищать, теми же заградительными пошлинами. У нас ничего подобного не предвидится. Когда Китай ввез в Германию свой первый трансформатор, разгорелся скандал. И ни одного китайского трансформатора в Германии до сих пор нет. Потому что немцы защищают экономику своей страны. Это с одной стороны. С другой, президент объявил: мы строим инновационную экономику. Так давайте ту часть прибыли, которая пускается в науку, освободим от налогов? В Советском Союзе всегда был 1,5% необлагаемого фонда НИОКР. Что это, огромные деньги? Налоговая система совершенно не стимулирует к инвестициям в науку или модернизации. Дикая ситуация: я хочу купить новый станок. Так при приобретении любого вида оборудования мне придется заплатить налог на добавленную стоимость. Я станок еще не запустил, а налог уже обязан перечислить. Когда, что и к чему я добавил? Наоборот потратил из прибыли. Все, что сегодня направляется на инновации, я бы полностью освободил от налогов.

Мало профильных специалистов во власти. В любой стране мира, когда заходит речь об инновациях, создается орган для выработки рекомендаций. В СССР существовало Бюро совета министров по машиностроению, Военно-научная комиссия, Совет главных конструкторов с Сергеем Королевым во главе и множество других. И это были органы не отчитывающиеся, а вырабатывающие стратегию, которая потом очень оперативно воплощалась.

Разве Минпромторг не выполняет схожих функций?

- Это бюрократическая организация в хорошем смысле этого слова. А я говорю о специалистах, которые разбираются в конкретных технологиях. Что могут выработать аппаратчики в области энергомашиностроения или медицины? Я же говорю о комиссионном способе выработки рекомендаций. Например, РАО «ЕЭС» прекратило свое существование. Исчезла площадка, на которой прорабатывалось колоссальное число технических вопросов. Китай, объявив об инновациях, сразу создал механизм выработки рекомендаций и их реализации. Мы же объявили — и над рекомендациями и их реализацией стали думать чиновники. Но ведь не они должны этим заниматься. Я же не берусь лично конструировать трансформатор.

А желание у правительства есть. Тот же «Список 295 системообразующих предприятий» тому подтверждение.

Вы ощущаете, что к компании изменилось отношение после ее попадания в этот список?

- Конечно. Одно наличие такого списка — уже защита. Люди вокруг начинают понимать, что эти предприятия серьезные, нужны стране. Значит, к нам государство проявило интерес, думает о нас. Теперь наш ход. Кто лучше тебя и еще 20 профессионалов из твоей подотрасли знает дело? Зачем просить уважаемого президента, премьер-министра, чтобы они за тебя формулировали предложения? Мы можем четко и ясно обозначить те проблемные вопросы, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию отрасли и экономики нашей страны в целом.

У российского энергомашиностроения есть преимущества перед Китаем?

- Территория. Ресурсы. Рынок.

Но ведь рабочая сила в Китае дешевле?

- Нынешний Китай сильно отличается от прежнего. Заработные платы на нормальном машиностроительном предприятии там далеко не маленькие. А вот выбор больше — среди двух миллиардов проще найти трудолюбивых людей. Безусловно, в области энергомашиностроения Китай активно развивается. Но еще лет 7-8 будет развиваться внутри себя, если не 10. Ведь им не хватает энергомощностей.

Эксперты утверждают, что Россия на грани захвата рынка энергомашиностроения китайскими производителями.

- Так весь мир на грани. И что, бояться и закрывать заводы? Я в своей стране китайцев не боюсь. Если стану плохо работать, тогда и бояться не надо — понятно, что будет... Но зачем бояться, если я выпускаю нормальный продукт? Вы бы хотели, к примеру, чтобы вашим семейным бюджетом распоряжался ваш сосед? И я не хочу. Так и здесь.

Основные потребители продукции «Электрозавода» — ФСК ЕЭС, МРСК и генерирующие компании. Но все они существенно режут свои инвестиционные программы. Что будет с вами в такой ситуации?

- Здесь лучше приводить не относительные показатели, а конкретные цифры. Это десятки миллиардов не-рублей в ближайшие 3-5 лет. И наш хвостик там есть. Будем плохую продукцию делать? Тогда китайцы или индийцы займут наше место. Ввезли четыре «иноземных» трансформатора в Краснодарский край и теперь не знают, как от них отделаться, отремонтировать невозможно. Есть ли в этом субъективизм? Конечно. Можно плохой продукции продавать больше, чем хорошей по той же цене.

И все-таки, что будет с операционными и финансовыми показателями «Электрозавода» в 2009 году? Ведь кризис, спрос снижается, как ни крути.

- Серьезно мы не пострадаем. Строительство подстанций планируется на годы вперед. Цикл производства нашей продукции от заказа до отгрузки занимает 8-9 месяцев. А объемы скоро увеличатся. У нас новые заводы как раз запускаются.

Конкуренты тоже дремать не будут...

- Правильно. Поэтому будем понижать цену. Презентовать новые заводы, рекламировать. Использовать все способы, чтобы продать товар у себя в стране. Поэтому объем вырастет.

Вы довольно уверенно говорите. Но тогда почему в 2008 году выручка «Электрозавода» сократилась?

- При любых кризисах объемы будут падать. Нынешнее падение, каким бы оно ни было, имеет предел. Страна развивается. У нас колоссальная номенклатура под 4 тыс. наименований — это продукция для всех отраслей и подотраслей экономики, которые питаются энергией. Мы работаем во всех классах напряжения: 6, 10, 35, 110, 220, 330, 500, 750, 1150 киловольт. Это позволяет уверенно себя чувствовать всегда. Модернизируется оборонный комплекс? У нас большая военная приемка, поставляем системы питания и жизнеобеспечения. Компании, выросшие из РАО «ЕЭС», задумываются о реконструкции мощностей? Пожалуйста. Сельское хозяйство, коттеджное строительство — и для них есть продукт. Многогранность компании позволяет ей быть колоссально устойчивой и обеспечивает высокий потенциал развития.

Суммы инвестиций изменились из-за кризиса?

- Они снизилась, поскольку мы уже находимся на стадии сдачи объектов. Слава богу, успели завершить этот процесс, купить все технологическое оборудование и построить новые заводы.

Журнал «ФИНАНС» июль 2009 г. 
www.elektrozavod.ru

Рекомендуем почитать

15 октября 2009 г. в 15:15
В этом году Холдинговая компания «Электрозавод» установила рекорд: в строй вводятся сразу три крупных энергомашиностроительных комплекса — в Москве, Уфе и Запорожье. Такого в новейшей истории России еще не было. Рывок компания совершила за пятнадцать лет, и все эти годы ее возглавляет Леонид МАКАРЕВИЧ.
17 февраля 2011 г. в 12:27
4 ноября один из крупнейших отечественных производителей электротехнической продукции ОАО «ЭЛЕКТРОЗАВОД» отмечает восемьдесят вторую годовщину со дня основания предприятия. Созданный в Москве в 1928 году первый отечественный трансформаторный завод — Московский «ЭЛЕКТРОЗАВОД» сыграл колоссальную роль в электрификации и индустриализации страны, в развитии отечественной экономики.
5 мая 2009 г. в 16:35
Рассмотрены неотложные меры в российской электроэнергетике, позволяющие сгладить кризисные явления и создать условия для надежного и эффективного электроснабжения в последующий период. На основании отраслевых показателей за новейшую историю России сделан вывод о том, что энергетическая отрасль отброшена на 25-30 лет от уровня, который она имела в 1990 г. 
23 октября 2007 г. в 00:00
DuPont стремится стать самой динамичной научной компанией в мире, которая предлагая экологичные решения, ставит науку на службу человеку, делая его жизнь легче, комфортнее и безопаснее. Ежегодно компания инвестирует в научные исследования и разработки свыше 1 миллиарда долларов. Спектр инновационных решений, предлагаемых компанией DuPont, необычайно широк и включает свыше 2000 продуктов.
6 октября 2010 г. в 09:11
Одним из самых значимых событий в энергомашиностроительной отрасли стал пуск в Уфе крупнейшего в Европе трансформаторного завода. Инвестиционный проект по строительству промышленного гиганта реализовала крупнейшая энергомашиностроительная компания России Холдинговая компания «ЭЛЕКТРОЗАВОД» (Москва).

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.