Директор по качеству ОАО «Завод АТИ» ответила на вопросы корреспондента журнала «Промышленные страницы Сибири» по вопросам конкуренции с китайскими производителями на российском B2B рынке.
Завод АТИ развивает несколько направлений деятельности. В каком секторе вам чаще всего приходится сталкиваться с китайской конкурирующей продукцией? Как бы вы оценили соотношение на рынке китайской, российской и европейской продукции?
На сегодняшний день Санкт-Петербургский «Завод АТИ» предлагает широкий ассортимент продукции химической отрасли: тормозные и фрикционные изделия, уплотнительные, теплоизоляционные, электроизоляционные и конструкционные материалы, резинотехнические изделия.
Можно заметить, что позиции китайских производителей на российском рынке достаточно сильны во всех перечисленных направлениях.
Благодаря универсальности и доступности нашей продукции, она пользуется постоянным и большим спросом практически во всех отраслях промышленности: химической, деревообрабатывающей, пищевой, судостроении, металлургии, энергетике, машиностроении, приборостроении, электротехнике и медицине. Именно поэтому мы можем сделать определенные выводы об общем спросе на промышленные товары со стороны российских компаний, в том числе, на оборудование.
Многие зарубежные компании конкурируют сегодня с отечественными, предлагая продукцию промышленного назначения. Обычно именно китайских производителей в качестве партнеров выбирают компании, ориентированные только на низкую себестоимость продукции, поскольку многие компании Китая предлагают привлекательные цены на свои товары. Европейские предприятия вполне успешно конкурируют по качеству и экологичности промышленных материалов и изделий, но и их стоимость значительно выше. Российские производители способны предложить оптимальное соотношение цены и качества своей продукции, однако часто перспективные компании не могут привлечь достаточное количество инвестиций на развитие бизнеса, либо сталкиваются с проблемами организационного характера. Именно поэтому многие отечественные предприятия гораздо чаще становятся торговыми, помогая продвигать зарубежные товары, которые, в конечном итоге, и захватили большую часть рынка. И данная ситуация отражает общую картину фактически во всех отраслях российской экономики.
Является ли современная китайская продукция конкурентоспособной? Сравните ее с продукцией других стран: в чем достоинства и недостатки товаров из Поднебесной?
Безусловно, главным преимуществом большей части китайской продукции является ее низкая цена. Благодаря сравнительно дешевой рабочей силе и использованию самых доступных по стоимости материалов и сырья китайские производители сумели получить значительную долю рынка во многих сферах, в том числе, химической промышленности. Китайские компании стараются предоставить и другие преимущества, например, быструю доставку, стремятся развивать личные отношения со своими клиентами, особенно на начальном этапе деловых отношений. В результате комплексного продвижения современные обороты и объемы продаж все больше «играют на руку» производителям Китая за счет эффекта масштаба.
Однако главным критерием выбора продукции промышленного назначения, по нашему мнению, предпочтительнее все же считать не универсальность и низкую цену, а эффективность ее применения в конкретных условиях, долговечность, надежность, энергосбережение и т. д.
Промышленные материалы и изделия должны обеспечивать высокое качество конечной продукции, экологичность и безопасность при их использовании для человека и окружающей среды, что достигается благодаря точному соблюдению технологии производства и правильному выбору исходного сырья. Так, электроизоляционные материалы (текстолит, стеклотекстолит и пр.) должны обладать механической прочностью и химической стойкостью, асбестовые материалы – эффективно использоваться в качестве уплотнительных материалов и противопожарной защиты различного оборудования, резиновые манжеты и кольца — обеспечивать герметичность, стойкость к механическому воздействию и агрессивным средам и т. д.
Дайте свой прогноз развития рынка: сохранится ли китайское влияние в ближайшие годы? При каких обстоятельствах китайцы могут потерять свою часть рынка?
В связи с падением курса рубля зарубежная продукция, в том числе, и из Китая стала значительно дороже для российских потребителей. Поэтому уже сейчас многим российским компаниям выгоднее выбирать отечественные аналоги изделий промышленного назначения. Однако для того, чтобы успешно конкурировать с китайской продукцией и, в конечном счете, заменить ее отечественной, необходимы комплексный подход, эффективное взаимодействие государства, компаний, финансовых институтов и отдельных инвесторов.
Российские компании получили сейчас преимущество по стоимости своей продукции, поэтому критически важно укрепить позиции благодаря увеличению производственных площадей, развитию новых технологий, в чем могут помочь государственные меры поддержки отечественных компаний, повышение доступности кредитов и инвестиций, и, самое главное, политика самого предприятия.
Сейчас многие отечественные компании ориентированы на сиюминутную выгоду и быстрый возврат средств, поэтому они неохотно вкладывают средства в совершенствование производства и не всегда прилагают достаточно усилий на выстраивание долгосрочных отношений со своими клиентами. Именно постоянное развитие технологий производства, высокое качество продукции и репутация надежного поставщика являются главными критериями успешности любого предприятия, которые, несмотря на всю их очевидность, достигаются непросто и возможны только в случае определения правильных целей и путей их достижения, длительной и серьезной работы над повышением эффективности своей деятельности.
ОАО «Завод АТИ»