Российский рынок цветных металлов в полной мере почувствовал на себе всю «прелесть» мирового экономического кризиса: резкое падение цен в сочетании со снижением потребления цветного металлопроката. Усугубляется это невозможностью кредитования в коммерческих банках. Понятие «рентабельность» для многих компаний отошло в прошлое. Зачастую, речь идет об элементарном выживании в условиях ужесточившейся конкуренции, начиная от складского ассортимента и заканчивая уровнем клиентского обслуживания. Соответственно, одни игроки сокращают свое присутствие на рынке, другие — с него уходят. Но есть и те, кто демонстрирует свой собственный стиль дистрибьюции проката цветных металлов, отличный от сбытовой деятельности других игроков. К числу таковых относится ООО «Метромет».
О сегодняшней экономической ситуации в отрасли, об индивидуальности, присущей деятельности компании, рассказывает ее генеральный директор Кирилл Владимирович ГОНЧАРОВ.
— Кирилл Владимирович, эксперты говорят, что сегодня главный акцент, надо делать на трех направлениях: банки (доступность кредитов, решение проблемы зависших денег, решение проблем неплатежей в отрасли), стимулирование внутреннего спроса госзаказом (как в Китае), развитие и стимулирование экспорта. В каком из них, если говорить о рынке металлопродукции, отчетливо прослеживается рука государства?
— Если говорить о Китае, то там рука государства прослеживается буквально во всем. Наша страна отказалась от тотального государственного регулирования. В этом есть и свои плюсы, и минусы. В числе плюсов я вижу предоставление возможности для свободного развития, в том числе, и частного предпринимательства. К минусам можно отнести недостаточную заботу государства о его же развитии. Да, проводятся различные совещания, заседания на правительственном уровне. Да, принимаются положительные решения. Но когда дело доходит до конкретики, до реального выполнения решений, принимаемых по развитию малого и среднего бизнеса, начинается пробуксовка. На мой взгляд, здесь бы и пригодилась «рука государства», которая обеспечила бы помощь, хотя бы в получении кредитов для малых предприятий. Внутренний спрос конечно можно регулировать госзаказом, но для тысяч и тысяч малых предприятий госзаказ практически невозможно организовать. В основном, это касается крупных организаций. Но, посмотрите на реальную ситуацию в стране. Особенно в металлургии. Все крупные металлургические предприятия существенно сократили выпуск готовой продукции, идут значительные сокращения численности персонала. Напротив, малые предприятия стойко держат удары кризиса. Что касается стимулирования экспорта, то к этому надо подходить очень ответственно и развивать действительно высокотехнологичную, конкурентно способную составляющую российского бизнеса. К сожалению, наше государство не всегда адекватно проводит эту политику, предоставляя огромные государственные кредиты, например, АВТОВАЗу, который, просто повышает отпускные цены на свою продукцию. Абсурд.
— Одним из способов выживания в нынешних условиях называются новые формы сотрудничества металлоторговых компаний, в частности, дружественное слияние игроков. Не рассматривала ли такую возможность ваша компания?
— Видите ли, «Метромет» живет не вакууме. Мы много общаемся и с партнерами, и с конкурентами. С первыми, на определенных этапах продвижения продукции, действуем на одном фронте. Но, в целом, в рамках тактического развития «Метромет» вполне самостоятелен. И тем не менее, пользуясь случаем, хочу подчеркнуть: мы всегда открыты для конструктивного диалога, как с партнерами, так и с конкурентами.
— В условиях кризиса остаться на рынке металлопродукции можно лишь заняв «уникальные» ниши. «Метромет» остался, т.е. занял свою. Какие наиболее важные меры были приняты руководством компании, чтобы она и в такой ситуации оставалась в числе основных игроков рынка?
— Да. Вы совершенно правы. В современных условиях нельзя, как это было в 90-х разбрасываться занимаясь буквально всем. Сегодня, заниматься всем — это значит ничем.
Нужно искать свой формат. «Метромет» свой формат нашел. Мы не занимаемся никелем, что было актуально в начале 90-х, не занимаемся нержавеющими сталями, не занимаемся тяжелой группой — молибден, вольфрам. Не наша ниша, не наш формат. Анализируя потоки цветного металлопроката и ситуацию развития отраслей промышленности в стране, топ-менеджмент организации пришел к выводу, что главные усилия необходимо сосредоточить на энергетической отрасли — авангарду промышленного развития России. В период кризиса мы провели ряд мероприятий по реструктуризации бизнеса, отказались от непрофильных направлений (направления, которые я назвал не нашим форматом). В настоящее время все усилия компании направлены на развитие энергетической составляющей. «Метромет» занимается поставкой ведущим предприятиям энергетики продукции ведущих заводов: медных и алюминиевых электротехнических шин, медных коллекторов, профилей, медных труб для изготовления контактов, электротехнического крепежа. Эти меры и позволили остаться нашей организации в числе основных игроков рынка цветных металлов.
— Каковы планы по дальнейшему развитию вашего бизнеса? Не рассматривалась ли «Метрометом», кроме продаж, производственная составляющая. Ведь можно закупить дополнительное оборудование, например, по резке тех же медных шин и расширить свою сферу влияния.
— Конечно. Мы провели предварительную оценку расширения бизнеса за счет производственной составляющей. Она представляется очень интересной. Но в этом случае появляются и дополнительные риски, а именно технические. У «Метромета» всегда был интерес к новым, подчас нестандартным решениям проблем. Кризис не позволил нам сейчас осуществить много задуманных дел, но мы готовимся рассмотреть вопросы приобретения дополнительного оборудования. Гидравлический шинорез для резки шин в размер, инструмент для обжима медных труб для наконечников, оборудование для перфорации медных электротехнических шин. У нас есть понимание технических и материальных проблем, связанных с реализацией этого проекта. Но, вместе с тем, топ-менеджмент отлично понимает, что в этом случае компания сделает большой шаг вперед.
— Претерпели ли изменения отношения с партнерами (ОЦМ)?
— Безусловно. Если в начале нашей деятельности мы были, так сказать, всеядны, работая практически со всеми заводами ОЦМ, то сегодня «Метромет» имеет право на выбор. В первую очередь, нас интересует качественная продукция с приемлемыми сроками изготовления. На это и задан вектор развития. В настоящее время наша организация кроме российских заводов ОЦМ развивает отношения с зарубежными партнерами. Так, недавно компания стала официальным дилером медного завода VBS в Сербии. Это молодое предприятие оснащенное современным металлургическим оборудованием, которое производит высококачественную продукцию электротехнического назначения. Большинство продукции этого завода производится из медных катодов. Российские заводы ОЦМ придерживаются технологий производства из ломов, широко распространенных в 90-х годах. К этому также добавлю, что имеются планы по дальнейшему развитию сотрудничества с зарубежными партнерами в Германии и Финляндии.
— Изменилось ли в нынешних условиях отношение к заказчику? Произошло ли смещение акцентов в сторону его интересов?
— Есть такое историческое выражение «клиент всегда прав». Этот принцип положен в основу работы «Метромета». Наша организация всегда была открыта для заказчиков. В свое время мы ввели комплексное обслуживание клиентов. Что оно подразумевало? Создание товарных запасов на складских площадях продукции под конкретного потребителя, услуги по доукомплектованию заказа и его транспортировке. Такая услуга оказалась очень востребована и, со временем, очень многие заказчики предпочитали комплексно обслуживаться у нас, а не в двух-трех организациях. Важно отметить, что ценовая стратегия «Метромета» всегда ориентировалась на поддержание отпускных цен заводов-производителей.
В период кризиса мы опробовали новую технологию продаж Cash&Carry; — продажи со склада за наличный расчет. И снова оказались правы. Для постоянных клиентов мы открыли кредитную линию — продажи товара в кредит, с одновременным расширением ассортимента продукции. Предприятия-потребители проката для электротехники испытывают трудности с получением денежных кредитов. Поэтому, такая услуга весьма востребована. Как видите, весь спектр предлагаемых компанией товаров и услуг направлен на создание союза с потребителем.
— Можно ли сказать, что одним из ключевых преимуществ компании является интеллектуальная составляющая и профессионализм работников?
— Профессионализм, на мой взгляд, обозначает принадлежность к какой-нибудь профессии — литейщик, прессовщик, инженер. Нельзя делать свою работу непрофессионально, тогда надо искать другую работу, переквалифицироваться. Кадровый состав «Метромета» — это слаженный коллектив высокопрофессиональных работников — менеджеров по продажам, которые способны правильно оценить потребность заказчика в той или иной продукции, квалифицированно представить свой товар, объяснить преимущество именно нашей продукции.
Что касается интеллектуальной составляющей, это интегрированное понятие, включающее в себя пространственный, математический, практический интеллект. Применительно к команде «Метромет» я бы добавил и металлургический интеллект.
— Какие процессы, на ваш взгляд, будут присущи медной отрасли в 2009 году? Какова будет в связи с этим политика вашей компании?
— Несомненно, медная отрасль, да и в целом металлургия переживают очень трудные времена. Резкое снижение цен на медь и продукцию из нее, падение темпов развития производства — факторы не способствующие появлению радужных настроений. Дало о себе знать и спекулятивное вздутие цен на медь в первой половине 2008 года. Все это не позволяет давать оптимистические прогнозы по медному сектору. Мы видим это и по настроениям наших потребителей — энергетиков. В настоящий момент есть трудности со сбытом продукции. Однако, «Метромет» с оптимизмом смотрит в будущее и не отказывается от большинства своих планов. Вместе с тем, мы понимаем, что 2009 год будет трудным. Если есть понимание того, как преодолевать трудности, а у «Метромета» оно есть, то они преодолимы.
— Если российский потребитель останется целым после всех кризисов, то он будет главным гарантом того, что российский металлопрокат был, есть и будет. Согласны ли вы с этим утверждением?
— Для ответа на этот вопрос надо иметь четкое представление о своем местоположении в металлургическом бизнесе. Есть крупные заводы-производители металлопродукции. Есть крупные предприятия-потребители этой продукции и есть организации малого бизнеса — посредники между этими двумя гигантами. Казалось бы, зачем вообще нужен посредник? Однако, как показала многолетняя практика, малые предприятия не только нужны, а просто необходимы. В силу своей «малости», они обладают неоспоримым достоинством — мобильностью. Она позволяет гораздо быстрее приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и правилам ведения бизнеса — быстро занимать те, пусть и малые ниши, где крупные предприятия физически не смогут работать. И, конечно «Метромет» подпишется под всеми буквами этого утверждения. Будет жить и работать наш потребитель, будет жить и работать «Метромет»!
Подготовил Тимур ЖЕМЛИХАНОВ