ООО «Силовые машины — завод Реостат» — единственный в России производитель электромагнитных контакторов серий КМ 2000 и К 1000, кнопочных постов управления и резисторов различного направления. Предприятие является одним из ведущих производителей электрооборудования для вагонов метрополитена и наземных электропоездов. Высокое качество работы завода подтверждается сертификатом на соответствие международному стандарту ИСО 9001:2000.
О том, как в дальнейшем будет развиваться уникальное предприятие рассказал генеральный директор ООО «Силовые машины — завод Реостат» Геннадий Костюков.
- Геннадий Васильевич, ваше предприятие — одно из немногих в России, производящих определенного рода продукцию. Расскажите о направлениях работы завода? Какую продукцию вы выпускаете на рынок?
- В сложные 90-е годы, в период акционирования, предприятие было преобразовано в ООО «Электросила — завод Реостат». Помощь головного предприятия, передавшего нам заказы на изготовление новой продукции, вывела завод на новый рынок и создала предпосылки для дальнейшего развития. Коллектив приложил серьезные усилия и стал одним из основных производителей электрооборудования для электротранспорта.
В 90-х годах были освоены ленточные блоки резисторов, которые широко применяются в комплекте тягового электропривода вагонов метро и электропоездов. В дальнейшем предприятие освоило выпуск другой аппаратуры для вагонов метрополитена моделей 81-714 и 81-717, а с 1997 года выпускается полный комплект электрооборудования. ЗАО «Метровагонмаш» (г. Мытищи Московской обл.) и ОАО «Вагонмаш» (г. Санкт-Петербург) стали нашими постоянными заказчиками. Был организован капитальный ремонт электрооборудования выпущенных ранее вагонов этих и других серий. Завод отремонтировал по заказам ЗАО «Метровагонмаш» более 500 комплектов.
С 2001 года предприятие поставляет электрооборудование для электропоездов ЭД-9М, выпускаемых «Демиховским машиностроительным заводом». Здесь также было поэтапно освоено значительное число различной аппаратуры. Это силовые контроллеры нескольких типов, разъединители, реверсивные переключатели, блоки резисторов. В целях концентрации производства в 2005 году начались работы по организации производства всей аппаратной части комплекта электрооборудования. Был снят с консервации недостроенный ранее производственный корпус, и проведены работы по вводу новых производственных площадей. К настоящему времени освоен выпуск всего комплекта, составляющего 22 наименования изделий.
По предложению МПС было освоено электрооборудование для тепловозов — мы начали серийный выпуск электропневматических контакторов серии ПКЭ1000 и электропневматических переключателей серии ППКЭ 8000.
Выйдя на новый рынок услуг для транспорта, мы стали одними из основных производителей, определяющими ситуацию в этом сегменте рынка.
- Насколько нам стало известно, на заводе сейчас идет строительство новых помещений.
- В соответствие с федеральной программой «Создание и освоение производства моторвагонного подвижного состава в 2004-2010 г.» и задачей увеличения производства пригородных электропоездов появилась и потребность в увеличении поставок комплектов тягового электрооборудования.
В связи с этим, ОАО «Силовые машины», куда в ходе реорганизации перешел завод, разрабатывая свою программу развития, сделали упор на перемещение производства электрооборудования электропоездов на дочернее предприятие. При этом оно преобразовано в ООО «Силовые машины — завод Реостат».
После освоения полного комплекта аппаратной части электропоездов сейчас на предприятии идет реализация следующего этапа: освоение нового вида продукции — тяговых электродвигателей ТЭД-3.
Это потребовало вложения значительных средств в строительство новых корпусов, установку оборудования, освоение технологического процесса.
Для размещения и обеспечения работы оборудования на заводе «Реостат» необходимо было провести комплекс работ капитального характера, который включал в себя реконструкцию существующего здания «Модуль», строительство нового производственного корпуса, общестроительные работы (дренажная система, теплосеть, внутренние электрические сети, благоустройство).
В августе 2006 года началась работа, по всем указанным объектам выполнены необходимые проектные и геодезические работы, получены ТУ и согласованы проекты.
Все указанные работы выполнялись за счет собственных средств предприятия.
В течение 1-го полугодия проводились работы по реконструкции производственного корпуса и строительству нового.
Для обеспечения работы производства потребовалась дополнительная электрическая мощность и строительство 2-х новых цеховых трансформаторных подстанций, распределительных сетей и устройств.
Совместно с ОАО «Псковэнерго» проведена реконструкция подстанции ПС110/6 №206, что позволило повысить энерговооруженность завода с 2,5 МВт до 4,5 МВт с возможностью увеличения до 6,5 МВт и решить задачи надежного обеспечения электроэнергией завода, а также северной части города.
Проведена установка необходимого технологического оборудования. Данная задача потребовала серьезных финансовых вложений и выполнения большого объема работ. Это видно по тому перечню технологических процессов, которые необходимо выполнять при изготовлении двигателей. Одно перечисление только работ составляет внушительный список. Например: механический участок — это механическая обработка деталей и узлов на универсальном оборудовании, станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах. Обработка станин, щитов подшипниковых, обмоткодержателей, валов, якорей, крышек подшипниковых, колец, втулок и других деталей. Железо-сборочный участок — сборка и опрессовка пакетов железа якорей необмотанных в специальных приспособлениях, нагрев в печи пакетов железа и запрессовка их на валы якорей, опиловка и калибрование пазов под укладку якорной обмотки, запрессовка коллекторов на валы якорей. По каждому из процессов требуется специально подготовленное оборудование.
Создан испытательный стенд, который обеспечит проведение всех необходимых приемо-сдаточных испытаний.
Одновременно с подготовкой производства на головном предприятии наши рабочие проходили обучение и стажировку, участвуя вместе с опытными специалистами «Электросилы» в серийной сборке двигателей.
Сейчас завод приступил к серийному выпуску тягового электродвигателя ТЭД-3У1, что обеспечит поставку полного комплекта электрооборудования для электропоезда ЭД-9М.
- Наверняка, это дает определенные преимущества?
- Действительно, возможность такой комплектной поставки является важным преимуществом. В этом случае поставщик несет ответственность за работу комплекта, что является очень привлекательным условием для заказчика. С учетом лучших, по сравнению с другими производителями, характеристик оборудования такая ситуация позволяет иметь преимущество на рынке.
Дело в том, что тяговый двигатель производства «Силовых машин» имеет более высокие показатели надежности (по опыту эксплуатации ЭД9М), и более высокую мощность по сравнению с оборудованием других поставщиков. Это достигается, в первую очередь, за счет более высокого качества монтажных и сборочных работ, качества изготовления и пропитки обмоток электрических машин и аппаратуры. Наилучшие показатели достигаются в комплектном приводе благодаря единым схемотехническим решениям, единой элементной базе, возможности создания всеобъемлющей системы диагностики. При таких показателях ООО «Силовые машины завод Реостат» выглядит наиболее привлекательным партнером.
На базе развернутого производства планируются работы по выпуску двигателей других типов.
Идет подготовка к освоению тягового двигателя ТДМ-1 для метро. В перспективе, освоение производства электродвигателей для городского транспорта (ТЭД-1 — для трамваев и ТЭД-5, ТЭД51 — для троллейбусов).
Жизненная необходимость оперативно реагировать на изменяющиеся требования рынка и новые задачи, поставленные головным предприятием, привели к некоторой смене приоритетов. Дополнительно к указанной номенклатуре сейчас на заводе идет подготовка к производству электродвигателей типа МПЭ, МПВЭ, СД для карьерных экскаваторов ЭКГ-10, ЭКГ-12, ЭКГ-15, электродвигателей типа МПБ, МПВБ для буровых установок СБШ-270, СБШ-250, а так же станций управления (Ш-3804, Ш-3803, Ш-3801МС, Ш-3202М). Выпуск этой продукции также является текущими задачами.
- Сегодня актуальна тема энергосберегающих технологий. Есть ли у вас разработки в этой сфере?
- В настоящее время Минпромэнерго разрабатывается «Стратегия развития транспортного машиностроения РФ в 2007-2010 годах и на период до 2015 года». Актуальным вопросом является повышение конкурентоспособности продукции. Необходимо повысить технический уровень транспорта до передовых зарубежных образцов. Одним из основополагающих показателей поездов является экономическая эффективность их эксплуатации.
В связи с этим основной задачей становится разработка и изготовление соответствующего электрооборудования. По этому вопросу между основным заказчиком (ОАО «РЖД») и ОАО «Силовые машины» были ранее подписаны соглашения о разработке и создании энергосберегающих комплектов электрооборудования для электропоездов нового поколения. Эта работа была выполнена. В ОАО «Силовые машины» разработаны комплекты электрооборудования для энергосберегающих электропоездов ЭД4Э постоянного тока и ЭД9Э переменного тока, основная часть которого была изготовлена на ООО «Силовые машины — завод Реостат». Специалисты завода принимали в текущем году самое непосредственное участие в приемочных испытаниях комплекта электрооборудования, которые успешно завершены. По их результатам изготовитель электропоездов: «Демиховский машиностроительный завод», входящий в ОАО «Трансмашхолдинг», проводит общие завершающие работы.
Сейчас актуальность изготовления такой продукции подтверждена на самом высоком уровне. ОАО «РЖД» поставлена задача с 2008 года проводить закупки новых энергосберегающих поездов.
В настоящее время начато изготовление комплектов электрооборудования для энергосберегающих поездов постоянного тока ЭД4Э и переменного тока ЭД9Э в восьмивагонном составе.
Определенные технико-экономические показатели энергосберегающих электропоездов серии ЭД9Э объясняют значимость его быстрейшего внедрения:
- повышение тягово-энергетических показателей, снижение расхода электроэнергии на тягу поездов на 20-30% (в зависимости от условий эксплуатации) за счет применения эффективных систем плавного пуска и рекуперативного торможения;
- снижение расходов на обслуживание бесконтактных тяговых выпрямительно-инверторных преобразователей (ВИП), микропроцессорных систем управления, статических преобразователей собственных нужд, повышение надежности работы тягового оборудования и увеличение межремонтных пробегов электропоездов;
- экономия расхода электроэнергии на один электропоезд в год составит около 450 тыс. кВт/ч.;
- сокращение числа моторных вагонов в составе электро-поезда и, соответственно, уменьшение капитальных затрат и эксплуатационных расходов.
Для обеспечения поставки нового электрооборудования завод активно проводит работу по сертификации изделий, входящих в комплект. Заключены договоры с РС ФЖТ и аккредитованными испытательными центрами, изделия отправлены на испытания, предусмотренные нормативными документами.
Таким образом, это направление является для завода весьма перспективным. Концерн «Силовые машины» обладает наиболее современными конструкторскими разработками в части перехода на производство энергосберегающих тяговых электроприводов, что является одним из главных этапов реализации Федеральной программы «Создание и освоение производства моторвагонного подвижного состава в 2004-2010 г.». Не случайно в данной программе ОАО «Силовые машины» единственное предприятие, которое фигурирует в качестве организации, обеспечивающей выполнение работ по созданию тягового электропривода для электропоезда переменного тока с плавным рекуперативным торможением. Соответственно, завод «Реостат» будет обеспечен постоянными заказами.
- Наверняка, с такими ресурсами, у завода большие достижения…
- Мощная производственная база, современное универсальное и специальное технологическое оборудование завода позволяют производить выпуск высококачественной продукции. Ежегодные инвестиционные вложения в обновление основных фондов обеспечивают сохранение устойчивых позиций на всех направлениях производства и освоение новых видов продукции. Важной составляющей в достижениях завода является оборудование рабочих мест специалистов современными компьютерами и соответствующим программным обеспечением. Автоматизация производственного процесса, снабжения и сбыта, учета движения материальных ценностей, использование программ автоматизированного проектирования позволяет существенно повышать эффективность производства.
На заводе с 2002 года внедрена и успешно функционирует система менеджмента качества, базирующаяся на требованиях международного стандарта ИСО 9001:2000, которая в 2006 году подтверждена очередным сертификатом соответствия.
Успехи предприятия отмечены различными наградами. В 2005 году завод стал лауреатом 6-го Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России», а в 2006 году вошел в первую сотню из «1000 лучших предприятий и организаций России». В 2006 году стал лауреатом Национальной премии «Налогоплательщик года» и международной премии «Лидер экономического развития России». На Международной выставке «Всероссийская марка. Знак качества ХХI века» предохранители ПАР-10, 16, 25 были удостоены золотого знака качества.
Пять лет подряд — 2002—2006 г. — предприятие награждается дипломом «Лучший налогоплательщик года» по Псковской области. За значительный вклад в социально-экономическое развитие города Великие Луки трудовой коллектив завода занесен в 2005 году в Книгу Почета города.
Высокий профессионализм, ответственность коллектива, грамотное руководство обеспечили достигнутые результаты. Это является и гарантией будущих успехов ООО «Силовые машины — завод Реостат».
Биографическая справка
КОСТЮКОВ Геннадий Васильевич
Геннадий Васильевич награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II ступени. Его успехи отмечены медалью Петра Великого «За трудовую доблесть», почетным званием «Заслуженный Предприниматель». Почетный ветеран завода, 34 года проработал на предприятии, прошел все карьерные ступеньки — от мастера до директора.
Историческая справка
Великолукский завод «Реостат» по выпуску низковольтной пускорегулирующей аппаратуры организован в октябре 1960 года в соответствии с Постановлением Ленсовнархоза от 12 октября 1960 года № 40 в связи с резким ростом потребностей народного хозяйства в данной аппаратуре на базе существующей текстильной фабрики.
К освоению на заводе «Реостат» устанавливалась следующая аппаратура:
- реостаты пусковые типа РП, РЗП, Р1671;
- реостаты пускорегулировочные типа РЗР;
- регуляторы возбуждения типа РЗВ, РВП, РВМ с моторным приводом и другие;
- реостаты балластные РБ-300;
- сопротивления пусковые, тормозные, нагрузочные, добавочные, регулирующие типа СДЗ, СД, СН, СВ;
- элементы сопротивления типа ЦФ, СН;
- кнопки управления и кнопочные посты серии КУ (КУ 100, КУ 121, КУ 122, КУ 123).
С 1961 года эта аппаратура стала основным видом выпускаемой продукции.
В январе 1963 года, в связи с созданием Ленинградского электромашиностроительного объединения «Электросила», завод «Реостат» вошел в его состав.
В 1968 году осваивается выпуск предохранителей автоматических ПАР-6,3 А. В этом же году идет освоение кнопочных выключателей серии КЕ. Параллельно осваиваются контакторы высокочастотные серии К1000, предназначенные для применения в цепях установок индукционного нагрева средней частоты.
В 1970 году осваиваются контакторы постоянного и переменного тока серии КМ 2000.
Постепенно были освоены все типоразмеры контакторов, охватывающие диапазон токов от 25 до 600 А.
Продукция завода разрабатывалась в основном для судостроения и различных специальных проектов.
В связи с этим к продукции были установлены серьезные требования как по эксплуатационным параметрам, так и условиям воздействий внешней среды. До настоящего времени эта продукция является очень надежной и востребованной, несмотря на длительные сроки ее выпуска. Поэтому в процессе выпуска ее применение было расширено.
Контакторы КМ2000, К1000, кнопки КЕ и КУ, реостаты и блоки резисторов, необходимы предприятиям транспорта, энергетики, металлургии и судостроения, электротехнической, нефтегазодобывающей и горнодобывающей промышленности.
Подготовлено отделом маркетинга ООО «Силовые машины — завод Реостат»