Сергей Сизый «Время вкладывать в образование»

Опубликовано: 26 мая 2015 г. в 08:53, 86 просмотровКомментировать

Сергей Сизый — один из самых востребованных светодизайнеров страны. Родился и постигал азы профессии в Беларуси, потом переехал в Москву. В 2012 году с работой «Пластика света» был удостоен премии «Российский Светодизайн» в номинации «Дизайн осветительного прибора». В 2013 году стал финалистом конкурса One beam of Light в Лондоне. В том же году отмечен призом конкурса «Российский Светодизайн» в номинации «Лучший проект внутреннего освещения» с проектом офиса компании TP Vision в Москве. Основатель, руководитель и преподаватель первой в России школы светодизайна LiDS, позволяющей получить полный спектр знаний в сфере дизайна освещения. Однако не будем забегать вперед…

Беларусь

Сергей Сизый, светодизайнер Сергей, остался ли в памяти первый творческий опыт, ставший прологом к будущей профессии?

Да. На втором курсе Гомельского технического университета, где я учился. Испытал порыв души, результатом которого стала идея, а потом и светильник ручной работы. Полгода он провисел в спальне, т.е. применялся по прямому назначению. А вообще светом я начал интересоваться гораздо раньше и после школы уже понимал, в каком направлении хочу развиваться.

Когда понимание переросло в нечто большее?

В 2004 году вместе с первыми проектами. С этого времени началось мое становление как светодизайнера. Я стал себя ассоциировать с профессией не как-то абстрактно, а вполне осознанно. Но до момента, когда на визитке появилось «Светодизайнер» прошло немало времени. Чего уж там, сама профессия появилась в мире только после 2007 года.

Какую роль в плане становления сыграл вуз?

За время учебы с понятием «свет» меня связывало лишь название факультета «Энергетический», не более. И все же повторю известную фразу: высшее образование учит учиться, т.е. заниматься саморазвитием, самоорганизацией, открытию новых горизонтов и т.д. Многие дисциплины в вузе были лишь формальностью. Я садился в аудитории подальше с кипой распечаток из интернета и изучал их. В те времена доступ к литературе был ограничен, да и я хватался за все, где видел термин «свет». Сегодня уже знаю, что многое из прочитанного было пустышкой или даже заблуждением.

Но тогда казалось, что путь к познанию постепенно становится короче. Главное, всегда были желание и мечта. Хотелось стать не просто специалистом, исполняющим техническую часть, а именно светодизайнером, причем с мировым признанием. Сегодня на горизонте уже маячит этот флажок, поставленный более 10 лет назад.

После окончания вуза пошли в выбранном направлении?

Нет, но в правильном. Устроился в проектный институт, где сначала отвечал за электрическую часть проектов. Постоянно озвучивал руководителю свое желание заниматься именно освещением. Через полгода получил первую такую возможность, а еще через полгода это направление стало моей узкой специализацией. Проработал в проектных кругах четыре года с перерывом на службу в армии.

Опирались только на знания, полученные в вузе, или был дополнительный образовательный опыт?

За время работы я закончил школу дизайна Стахic по специальности дизайнер интерьеров. Получая новую творческую профессию, я все же понимал, что мне все еще чего-то не хватает и не до конца соответствуют моему представлению о светодизайне. Говорю, прежде всего, о творческой стороне деятельности. Учась там, какие-то решения применял на практике. Со временем убедился в своем неумении хорошо рисовать. Спасла студенческая синергия: я помогал однокурсникам в технической части, они мне — в художественной.

Школа стала ступенькой вверх?

Безусловно! До этого я был уверен, что являюсь техническим специалистом. В процессе учебы пришло понимание, что вторая составляющая — творческая, развита не меньше первой, а сейчас даже и больше. Плюс навыки, полученные в школе, помогли внедрять свои предложения в проектном институте.

Как коллегами воспринимались ваши идеи?

Знаете, большинство людей считают, что проще идти по проторенному пути. Тем более, если речь идет о государственном учреждении, с коллективом из представителей старой советской школы. Я часто слышал доводы о том, что моя задача заключается не в том, чтобы сделать что-то интересно, а в том, чтобы экспертиза не предъявляла претензий. Я, конечно, не разделял такой подход, что в итоге и повлияло на решение уйти. Это случилось практически сразу после возвращения из армии.

Время службы пошло на пользу?

Скорее, да. Очень сильно отдохнул умственно, обнаружив просто огромный энергетический потенциал. Ночами на дежурстве думал, куда бы его применить, набрасывая карандашом порой безумные концепты. Вернувшись на гражданку и приступив к работе все в той же организации, параллельно открыл свое ИП. Решил, если мои идеи не пригодятся здесь, то я буду реализовывать их самостоятельно. Первые практические шаги были связаны в основном с светодизайном в жилых помещениях, хотя были и общественные проекты — меня быстро заметили.

Пошли заказы?

Не скажу, что прямо посыпались, но очень скоро поступило предложение разработать концепцию освещения для новой резиденции президента Республики Беларусь, чем я очень горжусь. Удивило само обращение к индивидуальному предпринимателю, а не госструктуре. Видимо, победило желание сделать в первую очередь красиво, а не только лишь правильно. Проект, созданный в дуэте с Игорем Евдасевым, еще одним специалистом из Гомеля, был реализован в прошлом году.

Россия

Затем переехали в Москву?

Не сразу. Дистанционно я уже работал с московскими компаниями, в формате близком к аутсорсингу. Позднее получил приглашение пройти собеседование от двух известных компаний. Желания переехать во что бы то ни стало не испытывал, просто решил попробовать свои силы. В итоге выбор пал на «Филипс», куда был принят инженером-светотехником. Спустя полгода на моей визитке появилась надпись: «Светодизайнер», а потом и долгожданное «Ведущий светодизайнер».

концепции освещения

От собственного бизнеса пришлось отказаться?

Да, но с точки зрения развития решение было правильным. Работая в компании, с некоторыми вещами пришлось столкнуться впервые. Например, никогда ранее не занимался ландшафтным или офисным освещением. В «Филипс» такая возможность появилась, причем мои идеи находили свое воплощение. Со временем такого сегмента как ритейл, где практически все строится лишь на расчетах, я касался все меньше и, обладая практически полной творческой свободой, занимался в основном фасадным освещением.

Звучит как идиллия...

Первое время да. Но и я, связывая свое будущее с компанией, надеялся и что-то почерпнуть, и что-то привнести в работу. Но, достигнув какого- то уровня в реализации намеченных планов, заметил, что движение прекратилось. Иногда работа и вовсе сужалась до уровня лишь светотехники, исключая светодизайн. Красивое и с этой точки зрения удачное решение уходило на второй план применительно к выгоде. Находить компромисс между ценой и эстетикой становилось все сложнее.

Тогда и задумались о преподавании?

Сначала была лишь попытка реанимировать существовавшую ранее практику обучения внутри коллектива. Но, по большому счету, всех все устраивало, я не достиг полного взаимопонимания с коллегами и руководством. Ситуация напоминала обстановку в проектном институте: хорошее место, большая фирма, достойная зарплата. Зачем покорять мир? Лучше спокойно выполнять то, о чем тебя просят. Обучение, которое проводилось внутри компании, превратилось в формальность для галочки — отметка, что я несу дополнительную нагрузку и не более.

Что же тогда побудило делиться своими знаниями?

В дело вмешался случай. В отдел коммуникаций «Филипс» обратились из Британской высшей школы дизайна с запросом включить в их обучающий курс тему, связанную со светом. Преподавать в британке — это уровень и, как казалось, почти вершина. Таким предложением нельзя было не воспользоваться. Не стану лукавить, в полученном опыте мне понравилось абсолютно все. Особенно, когда я видел, как меняются взгляды студентов после моих лекций. У многих выбор источников света ограничивался лишь внешним видом, т.е. чисто декоративной функцией. Я же старался их направить на понимание существования световой среды, где светильник лишь средство реализации.

Но ведь вы представляли компанию, продающую именно светильники?

Вот и компания на это смотрела так же, поэтому через какое-то время посчитала сотрудничество не очевидным с материальной точки зрения. Но, я задумался над тем, чтобы развивать обучающую деятельность дальше.

школы светодизайна LiDS
Расписание занятий в школе светодизайна LiDS на 2015 год

Так появилась школа?

Скорее, делались первые шаги к ее созданию. Курс лекций постепенно расширялся, обнажив необходимость написания четкого алгоритма, позволяющего применять полученные знания на практике. Еще год я сотрудничал с британкой от себя лично. Затем сформировал концепцию, а позднее и «Манифест эмоционального светодизайна». В итоге вся обобщенная информация легла в курс «Основы светодизайна», который на сегодня является главным в Lighting Design School.

LiDS

Когда школа открыла свои двери для первых слушателей?

Официальная дата открытия — 3 сентября прошлого года. Сразу большого успеха не было. Причин тому несколько: кто-то не доверял, кто-то не знал, кого-то интересовала престижность или документы лишь государственного образца и т.д. Мы пока не выдаем дипломов государственного образца, однако выпускников с нашими сертификатами в профессиональной среде уже знают с положительной стороны.

За полгода проделана большая работа, поэтому теперь к нам идут и за «корочками» в том числе.

Что представляет собой преподавательский состав и учебные дисциплины?

На сегодня коллектив состоит из одиннадцати человек. Сегодня в рамках школы звучат девятнадцать курсов по общему и прикладному светодизайну. Информация постоянно добавляется и обновляется. Так, в общей части, куда входят основы светодизайна, расчет освещения, психология визуального восприятия и т.д., недавно появился курс по све- тотерапии, который читает доктор медицинских наук Константин Даниленко — один из ведущих мировых ученых, работающих в этом направлении. Прикладная часть обучения светодизайну рассчитана на освоение различных компьютерных программ, без которых сегодня никуда, и погружение в различные сегменты освещения: от дома, офиса, ритейла, до фасадов и ландшафтов. На освоение курса в целом потребуется примерно год. Но обучение построено по принципу свободности: выбирай то, что нужно, в том объеме, который нужен, и без отрыва от работы.

В этом и есть отличие LiDS от привычных учебных заведений?

Самое главное — максимальная практичность обучения, полученные знания позволяют сразу же идти работать светодизайнером. У нас помимо лекций существует лаборатория, где можно все проверить и потрогать. Во-вторых, отсутствие шаблонов, т.е. ученикам прививается способность мыслить, как дизайнер, а не просто следовать готовым решениям.

Одним из идеальных, на мой взгляд, учебных заведений некогда была Bauhaus — Высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии, где учеников называли подмастерьями, а практика являлась обязательной для становления будущего дизайнера, т.е. исповедовался принцип непрекращающегося экспериментирования.

Вот примерно такой же подход хочется применить и здесь. И еще одно, о чем нужно упомянуть, это, конечно же, более скромная цена в сравнении со стоимостью академического образования или аналогичного обучения в Европе.

интерьер и цчебный процесс в школе светодизайна LiDS

Как бы вы охарактеризовали качество теоретического материала?

То, что звучит в стенах школы, уникально, и по большей части не отражено ни в какой литературе. Этому нигде не учат, даже за границей — говорю не понаслышке. Знаком с учебными материалами одной престижной школы дизайна в Англии. Многое из того, что изучается там, можно почерпнуть из Википедии. Мы избегаем такой подход.

Означает ли это, что ваша школьная программа носит закрытый характер?

Отчасти. Некоторая информация есть в свободном доступе. На сайте Lighting Design School в разделе «Полезно», помимо рекомендованной к прочтению литературы, представлена инфографика. В том числе, и с результатами экспериментов, которые мы самостоятельно проводим. Например, недавно изучали предпочтение к выбору цвета в зависимости от цветовой температуры освещения. Не секрет, что в большинстве своем женщины тяготеют к теплым тонам, а мужчины — к холодным. Так вот, цветовая температура кардинально меняла привычную картину. Для тех, кто проектирует освещение в магазинах, такие результаты будут незаменимыми. С полученными данными этого и других экспериментов могут ознакомиться все желающие.

Однако не все могут позволить себе учиться в Москве...

Поэтому начинаем развивать курсы в регионах и особенно вебинары, которые пока воспринимаются студентами с осторожностью, но, уверен, в скором времени они будут востребованы, учитывая специфику России.

Школа — сугубо образовательный проект или что-то большее?

Последние месяцы на базе LiDS развивается еще одно направление под аналогичным сокращением LiDS - Lighting Design Studio. Исходя из названия — это дизайнерская студия. Такой подход нам показался логичным, потому что вокруг школы собраны профессионалы, которых можно задействовать не только для преподавания, но и для практической деятельности. Думаю, перспектива у проекта очень большая.

Непростые времена не обошли и сегмент светодизайна. В этой связи возникает вопрос: удачное ли сейчас время для учебы?

Кризис вещь непостоянная, не повсеместная и не останавливает развитие отрасли во всем мире. Сегодняшняя ситуация со свето- дизайном близка к зарождению рынка. Как только экономика начнет плавный рост, потребность в специалистах возрастет, причем не постепенно, а скачкообразно. И, в первую очередь, коснется тех, кто обладает более качественными, на уровне мировых, знаниями. Поэтому именно сейчас я бы рекомендовал пойти учиться. Вкладывайте в образование, пока есть время. Это моментально окупится после кризиса, когда настанет черед применять полученные навыки.

Тимур ЖЕМЛИХАНОВ

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.